Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Интернет-газета «Zona.kz» ,23.05.2008
Как у всякого народа исторически долгое время прожившего в одном и том же ландшафте, в окружении одних и тех же соседей, у казахского народа есть изрядное количество пословиц, поговорок, примет, связанных со своими соседями. И позитивных и негативных.
В наше время, когда появляется достаточно много персоналий и одиозного плана, и вполне как бы интеллигентных, и иных, уже достаточно одурманенных ядом национализма, активно ведущих поиск врага казахов и в истории и в ближайшем окружении, интересным представляется взглянуть на этот аспект с фольклорной точки зрения. Вот, к примеру, говорится: “дружишь с орысом, держи топор за пазухой”. Но в то же время есть поговорка: “когда придет китаец – русский родным дядей покажется”. Еще больше поговорок, связанных с узбеками, сартами. При этом казахский народ вполне самоироничен. К примеру: “когда деньги заработает узбек, то он строит дом, когда деньги появляются у казаха – он берет себе еще одну жену” (что актуально в связи с токальной озабоченностью некоторых слуг народа). Или очень самокритичное: “самый большой враг казаха – казах”. Все эти поговорки и вообще богатейший фольклор казахского народа, безусловно, есть результат долгого исторического опыта. И с одной стороны это, несомненно, золотая сокровищница народа, в которой любая мысль, сентенция являлась объективным отражением той или иной стороны жизни. А с другой - казахи, как кочевая цивилизация, совершенно органическим образом находились во все времена своего существования в состоянии дружбы – вражды со всеми своими соседями. При этом периоды мира и войны перманентно перетекали от одного к другому. Однако, захватывая периодически земли соседей, кочевники вынуждены были слезать с коней (как говорил Чингисхан) и ассимилироваться, либо уходить обратно в степь. Имели место и обратные случаи завоеваний. Начиная с вторжения Александра в южные пределы, а так же персов и китайцев. И, наконец, русских.
В исторические времена кочевник всегда находился в состоянии своеобразного симбиоза с оседлыми соседями, откуда получал хлеб, оружие, предметы роскоши, да и вообще все, что можно было унести или увести. А потому и не был, в общем-то, заинтересован изводить соседа под корень. Разве только по каким-то особым случаям. В отличие, например, от японцев, китайцев, корейцев. Ведь китайцы и корейцы ненавидят японцев тысячелетиями и даже сегодня, несмотря на нынешнюю политкорректность, весьма неприязненно относятся к островитянам, видно есть за что. А вот если взять русских и узбеков, то немало кочевой крови в жилах и тех и других. Да и у самих казахов немало прилито соседской крови, достаточно сравнить казахов южан и казахов северян. Ох, и немало голубоглазых северянок и большеглазых южанок приводили казахи в свои шатры после набегов!
В общем, это всё предания “седой старины”, а сегодня понятно всем, что, несмотря на “тоску” националистов, возврата к кочевой цивилизации в ближайшие времена не предвидится.
Поскольку время набегов кочевников прошло, то и понятие враг – не враг уходить должно было бы в небытие. Но не тут то было! Понятие “враг” усилиями националистов в последнее время внедряется в сознание народа, поскольку национализм по природе своей априори не может развиваться, не имея образа “врага”. Хотя смягчение нравов всё же имеет место и на наших просторах. Например, Казахстан предложил вот соседям по-хорошему отдаться. И отказ Каримова не послужил поводом для вражды или военного похода.
Система свой-чужой требует перезагрузки
Итак, продолжим наши рассуждения. Как известно, при патриархальном родоплеменном строе каждый родственник – это свой, не зависимо ни от чего. Его в случае разного рода неприятностей защищают, за него мстят, если понадобится, то укрывают. Иноплеменник, даже если он одной национальности, всегда чужой. В лучшем случае он может рассчитывать на гостеприимство, но вряд ли на нечто большее. В современном социальном обществе, в частности капиталистическом, родственные отношения по-прежнему сохраняются в определенной мере, но круг свой – чужой сужается до размеров семьи, даже и большой. Линии водоразделов в современном обществе проходят по линиям социальных разломов. Это классическое пролетарий – буржуй, крестьянин – помещик…
В современном же Казахстане ситуация в обществе достаточно фантасмагорическая, а оттого драматическая. Несмотря на принятие в качестве государственного и общественного формата – капитализма, усилиями нацпатов и части творческой интеллигенции за годы независимости в сознание казахской части общества усиленно вбивались и вбиваются архаические родоплеменные ценности. И если в тех же Штатах и на Западе вообще, даже во времена сегрегации, богатому белому был ближе богатый черный, а не бедный белый, то у нас все эти годы усиленно культивируется: мы – казахи и все остальные. В результате, у массы простых казахов возникает социальная дезориентация. Коню ясно, что именно компрадоры, продажные чиновники разграбили страну, неслыханно разбогатели и жируют в невероятной роскоши. Ан нет! Согласно логике нацпатов, это все родные агашки, родственники, которые в случае чего и тебя защитят. Зачастую даже образованные, продвинутые казахи оценку свой – чужой производят по родовому признаку. Неудивительно, что борьба с коррупцией и по этой причине тоже, среди прочих приобретает сюрреалистический характер. Наш коррупционер (барымтач) это батыр, а вот чужой – это преступник, враг. И такая идентификация - и беда, и проблема общества. Соответственно ведут себя зачастую и чиновники. Иногда по убеждению, а часто из корысти. Здесь также существует свой dress code.
А в принципе все настойчивее обществу навязываются принципы жизни на основе каких-то мифологем, иногда даже оккультизма, а в целом по понятиям. Законы-то у нас, в общем-то, вполне цивилизованные, но вот национально озабоченных они не удовлетворяют. И к чему только при этом не прибегают: и к духам предков, и к шариату, и к тенгрианству, и к Ясе Чингисхана. Я лично ничего не имею против традиций ни народных, ни религиозных, а напротив отношусь очень уважительно. Но парадокс ведь в том, что цивилизационное развитие возможно только совместно с изменением общественных отношений. Невозможно, к примеру, говорить о “казахской нации” в родоплеменном обществе. Это нонсенс! Если мы говорим о “казахстанской нации”, то имеем в виду приоритет гражданства над этничностью. То есть ты в первую очередь гражданин страны, а потом русский, казах, узбек и т.д. Точно так же и с понятием “казахская нация”. В первую очередь ты казах, а все остальное для семейной генеалогии и мифов. Впрочем, нет намерения углубляться в столь деликатную сферу, по крайней мере, в этот раз.
Кого “казахи посадили на свою шею”?!
Результатом подобной ментальности являются и другие события нашей жизни, которые перекатываются подобно волнам по нашим головам и спинам. Взять ту же “средненизкопоставленную” столичную чиновницу, предложившую объявить мораторий на использование русского языка. Подобное предложение даже не поддается никакой критике ввиду полной неадекватности. Но вот ведь сорвала, тем не менее, свою порцию аплодисментов у нацпатов. Хотя такое предложение можно без купюр отдать Задорнову или Жванецкому. Поскольку физически, да и надо полагать юридически, реализовать предложение чиновницы невозможно, мы в свою очередь предлагаем рацпредложение – заклеивать рты всем русскоговорящим скотчем. А что? Заодно и здоровье народа поправим. Будут меньше курить, пить и есть, а экономия-то какая!!! Особенно учитывая продовольственный кризис или как там это официально называется!
А плюс к этому зашить всей молодежи карманы, ведь согласно нашей прессе кое-кто из наших доблестных служителей порядка кое-где, у нас, порой, подсовывает в карманы “неподобающее”. А еще лучше, попросить китайцев, чтобы они для нас сразу шили одежду без карманов.
Наши национально озабоченные сограждане соорудили из русского языка, культуры, нашей совместной истории некоего монстра, пожирающего казахский язык и всё будущее казахской нации. Но ведь лукавят, причем, похоже, сознательно! Ведь взглянем на юг нашей благословенной страны. Не секрет, что юг Казахстана уже практически полностью говорит, пишет, “делопроизводствует” и прочее на казахском языке. И что мы имеем? Разве можно сказать, что именно в этом регионе достигли небывалого расцвета наука и культура, общественное здравоохранение и народное просвещение; суды стали неподкупны и справедливы, чиновники сама честность, любезность и самоотверженность и все там делается во имя и во благо страны и народа? Стоит честно сказать себе: это далеко не так! Наоборот, в последнее время именно с юга приходят отнюдь не бодрящие дух новости. Так в чем же дело? Может быть, все же дело не в русском языке, не в “проклятом колониальном прошлом”, а в той среде, атмосфере, в том социальном формате, который нам навязывают национал-патриоты?
Пора бы людям открыть глаза и понять, что “казахи посадили на свою шею”, по образному выражению нацпатов, не другие народы Казахстана, а своих же компрадоров, взяточников-бастыков и тупых, жадных, бессовестных чиновников, да и самих нациков, которые под видом заботы о сородичах, загоняют их в средневековье, в маргинал, из которого нет выхода. Вот где проходит водораздел враг – не враг, и не только для казахов. В современном обществе цели и задачи у всех граждан одни и те же независимо от национальности. И казахские националисты в нынешнем формате, вольно или невольно, худшие враги своего же народа. Поймем это – хорошо! А нет - будем прозябать на обочине жизни!
Алексей Лобанов
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |