Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Беларусь сегодня. 21.05.08
Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши Генрык ЛИТВИН — крупным планом.
В Польше 3 мая отпраздновали День Конституции. В Минске посольство Польской Республики впервые отмечало этот праздник совместно с диппредставительством Литвы. Конституция 1791 года напоминает об общей исторической судьбе, связывающей в том числе и белорусов с поляками и литовцами... Это тот ключ, который открывает двери будущего, кстати, с учетом важного обстоятельства. А именно — четкого понимания политиками того простого, но очень важного факта, что добрососедские отношения наших народов являются частью общеевропейских ценностей, которыми мы должны не только гордиться, но и активно развивать. С этого и начался наш разговор с польским дипломатом.
— Господин посол, а как сегодня в варшавском политикуме смотрят на Беларусь? Какое место отводится Минску во внешнеполитических приоритетах Польши?
— В польской политической среде есть ясное понимание, что Беларусь — это очень важный сосед, значимый партнер и существенный фактор нашей политики. Конечно, в наших отношениях есть и сложности, что приводит к некоторому непониманию друг друга. Бывает... Но на самом деле понимание, что Беларусь является очень важным партнером, превалирует. Ну а что касается общеевропейских ценностей... Их оценка зависит от того, кто об этом говорит. Например, если какая–то страна не признает общеевропейской ценностью то или иное явление, возникает вопрос — входит ли оно в объем общих приоритетов? Если список общеевропейских ценностей составлять в разных странах, он бы выглядел по–разному. Это прежде всего повод для дискуссий между людьми, между представителями стран, что является для них общим знаменателем.
Существует, конечно, список ценностей, которые являются особенно значимыми для Европейского союза. С нашей точки зрения, точки зрения ЕС, было бы отлично, если бы это понятие отражало всю европейскую территорию в ее географических границах.
— Тогда зачем, допустим, возводятся визовые заборы? Можете ли вы сегодня принципиально сказать своим коллегам по ЕС, что в интересах наших двух народов упрощение визового режима, а не наоборот? Это же выгодно всем — и нам, и вам в том числе, — правда?
— Это слишком объемный вопрос. Давайте по очереди. Сначала насчет, как вы сказали, забора. Проблема не в том, что сейчас существуют визы, они были и раньше. Проблема в их высокой цене. Но не надо забывать, что здесь имеются две возможности. Если мы говорим о шенгенской визе, это не есть вопрос одной страны, это общая позиция ЕС.
Но если вы хотите знать о подходе Польши к визовому вопросу, посмотрите, пожалуйста, на наши национальные визы. Во–первых, они самые дешевые во всей Шенгенской зоне. Во–вторых, широко распространены бесплатные визы. И третье — многократная долгосрочная польская национальная виза стоит намного меньше, чем аналогичная белорусская виза для поляков. Так что я не могу согласиться, будто лишь мы строим какой–то забор. Далее. Мы вместе с Минском выходим на соглашение о приграничных поездках...
Есть еще момент насчет открытости для граждан Беларуси со стороны Евросоюза. И на этот счет были высказывания польских политиков самого высокого уровня о том, что мы должны работать, чтобы быть открытыми для белорусских граждан.
— И Александр Лукашенко в своем Послании Парламенту сказал, что мы с Евросоюзом должны понимать друг друга. Вы слышали Послание?
— Конечно. И насчет такого общего подхода нет сомнений. Как сказал на встрече Вышеградской четверки президент Качиньский, быть открытыми для граждан соседних государств всегда полезно. И наверное, так и будет в дальнейшем. Правда, надо уже говорить о конкретных предложениях.
— А упрощение визового режима — это разве не конкретное предложение?
— Далеко нет. Потому что это часть большого переговорного процесса. МИД Беларуси хорошо знает, что в этом процессе существуют разные внутренние зависимости. Потому все надо делать в рамках этого процесса.
— Это дело дипломатов. Но для граждан, не искушенных в дипломатических тонкостях, визовый режим — это как поплавок над водой, ясно сигнализирующий, могут они свободно перемещаться или нет. Он показывает всю полноту демократии в Евросоюзе... Для граждан Беларуси важен четкий и ясный сигнал об открытости Евросоюза.
— Да. Но этот сигнал может появиться в диалоге двух сторон. Евросоюзу невозможно договариваться с белорусским обществом, ведь представителем этого общества является государство. Договариваться надо на этом уровне.
— Тогда почему не придерживаться подобного же принципа и в другом важном вопросе — о «карте поляка»? Почему кто–то апеллирует напрямую к отдельным гражданам, ведь их представителем на международной арене является государство? Господин посол, вы в одном из своих интервью сказали, что белорусы не должны бояться, будто «карта поляка» в будущем используется для пересмотра границ... Но ведь и Германия подписала двухсторонние договоры, но как в Польше восприняли создание немецкого «Союза изгнанных»? В штыки! Понимаю, что это разные ситуации, но одинакова реакция — действия одной страны вызвали непонимание у соседей...
— Я действительно в одном из интервью упомянул о границах. Допускаю, что многие именно так и среагировали на «карту» — вроде бы это какой–то заговор, направленный на то, чтобы довести до автономии и т.д. Но я тогда сказал — давайте спокойно реагировать на такие вещи. Это если бы брат сестру пригласил к себе в гости, а муж сестры сказал бы — они, наверное, убить меня захотели... Было бы правильнее спокойно отнестись к приглашению в гости. Тем более что мы не дали никакого повода видеть в этом угрозу.
Пример с Германией — это совсем другое дело. Там есть два момента. Есть люди, которые считают, что в основополагающей договорной базе недостаточно точно определен момент об имуществе и возможны различные интерпретации. Есть политические силы, которые именно так преподносят этот вопрос и считают, что мы должны подумать о более четкой договорной базе. «Центр изгнанных» — это другое дело. Оценка здесь негативная потому, что поляки считают это попыткой переоценить итоги Второй мировой войны. Нельзя рассматривать немецких граждан, изгнанных с польских территорий, такими же жертвами, как других пострадавших в этой войне. Все–таки немцы начали войну. Потому многие общественные, политические силы в Польше действительно считают, что это опасная попытка изменить общую оценку Второй мировой войны. Со стороны правительства Германии к этим озабоченностям определенное понимание высказывается.
...Возвращаясь к «карте поляка». Хорошо или плохо, но этот закон в Польше введен, и у МИДа нет другого выхода, как только реализовать его. Я понимаю, что есть подход критический к данному вопросу. Но политическая практика является результатом очень многих факторов. На этот раз в силу определенных внутриполитических причин наш парламент принял закон, учитывая прежде всего внутренние соотношения.
Не совсем верно утверждать еще и то, будто только обладатель «карты поляка» может получить визу бесплатно. Такого подхода, что поляки имеют возможность получать бесплатную визу, а другие не имеют, — не существует. Есть разные возможности, разные процедуры. Их много, и они для всех. Самое главное, чтобы вести об этом диалог. Мы будем продолжать объяснять друг другу наши позиции и искать сближения.
— Давайте поговорим о делах, где у нас больше точек соприкосновения. В туристическом бизнесе прежде всего. Нас соединяют Беловежская пуща, Буг, Августовский канал... В Польше есть заинтересованность реализовать связанные с ними проекты, которые, как говорится, Богом даны?
— Конечно. Есть поддержка этих проектов со стороны правительства и государства. Как вы знаете, недавно состоялась встреча смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству, и там создана специальная рабочая группа. Будем сотрудничать, чтобы создавать условия для хорошего развития бизнеса в этой зоне. Честно говоря, я хотел бы сказать, что пока сектор агротуризма в Беларуси страдает одним существенным недостатком: приходится платить слишком большие деньги за недостаточный уровень. По–моему, хорошо бы учесть опыт Польши. У нас начинали этот бизнес тоже с не очень высокого уровня обслуживания, но главную роль сыграл фактор цены. Она была низкой, и это привлекало. И сейчас услуга осталась доступной, хотя качество сервиса уже не уступает ни немецкому, ни какому–либо иному в Европе. Поэтому агротуризм у нас хорошо развивается.
Очень важным моментом является Интернет, без которого развитие этого бизнеса совершенно невозможно. Современный турист желает выбирать, бронировать и платить через Интернет.
Мы работаем сообща и над другими совместными проектами. Например, таким, как Несвижская библиотека Радзивиллов. Это, кстати, белорусская идея, и мы активно поддерживаем ее. Речь о том, чтобы восстановить виртуальную библиотеку, книги из которой оказались сегодня в разных странах. Это путь сохранения общего наследия для народов, которые жили вместе в Речи Посполитой. Сейчас спорить, кто что кому должен отдать, полагаю, не стоит. Есть другие прекрасные возможности сотрудничества, ведь мы имеем общие ценности. Ведутся работы в Несвижском замке и костеле. В Несвижской академии действует летняя школа, в которой читают лекции профессора с обеих сторон. С нашей стороны там активно работает Центр исследований и документации исторических памятников.
— И еще один вопрос. Поляки в нашем восприятии — это очень талантливые в торговле люди. Почему тогда Польша — не номер один среди наших торговых партнеров, — непонятно...
— Я должен признать, что наш бизнес, который работает в Беларуси, может быть, и не такой крупный. Но он очень хорошо знает здешние условия. И если видит, что есть какая–то новая возможность, он приходит. Сегодня есть рост, есть хорошая динамика. Несколько лет назад товарооборот уровня двух миллиардов долларов являлся почти мечтой. А сейчас он у нас больше, чем два миллиарда. Несколько дней тому назад в Минск приезжала делегация польских работодателей, представляющая большой польский бизнес. Обговаривались конкретные проекты. Когда мы начнем воплощать их в жизнь, это будет более высокий уровень сотрудничества в пользу обеих сторон.
Нина Романова
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |