Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25 мая 2008 г., заседание Круглого стола, проведенного Социал-демократическим институтом, AVA.MD., Кишинев
В ходе заседания с речью выступили Майкл Кирби, посол США в Республике Молдова, Альфред Пфаллер, эксперт Фонда Фридриха Эберта (Германия), Кирилл Лучинский, президент фонда "Свободная Европа", Богдан Цырдя, директор Социал-демократического института, Виктор Дораш, директор Европейского института, Сергей Назария, ученый, Федор Aнгели, экс-посол Молдовы в Турции.
В своей речи посол США Майкл Кирби заявил, что Молдова - европейское государство по определению, даже если не является членом ЕС. Большим недостатком Республики Молдова является то, что она не известна в Европе, США и в мире. По мнению посла, шансы европейской интеграции Республики Молдова увеличатся, если она будет проявлять больше активности, если Молдова не будет такой пассивной в своей внешней политике. Майкл Кирби отметил, что Молдова должна быть более твердой и настойчивой в продвижении политики европейской интеграции. Молдове нужно больше событий, действий в европейском информационном пространстве, в престижных журналах и газетах с мировым именем. «Вы должны четко ответить на вопросы кто вы, где вы находитесь, что вы хотите сказать миру».
Еще две крупные проблемы Молдовы - это процесс внедрения законов и стабильная коррупция, которая проникла во все поры молдавского общества. И здесь нужно предпринять конкретные шаги. Тем не менее, США последовательно поддерживают усилия Молдовы в области реформ и модернизации.
С точки зрения посла, наша страна должна научиться мыслить самостоятельно, принимать зрелые, ответственные решения. В этой связи, посол отметил, что нейтралитет не является просто чьей-то прихотью, но принципом, разделенным значительной частью населения Молдовы. Молдова нуждается в дружественных отношениях с Россией, без которой не может быть ясной европейской перспективы.
"Молдова должна сконцентрировать свои действия по нескольким направлениям: Вашингтон, Брюссель, Париж, Киев, Москва. США помогают и будут впредь поддерживать усилия европейской интеграции Молдовы," - заявил посол. Майкл Кирби проявил оптимизм в отношении европейского будущего Молдовы, отметив, что Молдова должна внедрять европейские стандарты, даже если она не имела бы никаких шансов интеграции в ЕС.
Альфред Пфаллер, представитель немецкого Фонда Фридриха Эберта, отметил, что внутри ЕС существуют страны, ратующие за расширение Союза, и страны, которые, наоборот, отрицательно относятся к этому процессу. Поэтому Молдова должна лоббировать свои интересы не только на парламентском и правительственном уровне, но и на уровне гражданского общества, в том числе в процессе реализации совместных проектов. Таким образом, Молдова обязана иметь как можно больше друзей в ЕС, что будет способствовать ее успешной интеграции.
Кирилл Лучинский, президент фонда "Свободная Европа", заявил о том, что граждане Молдовы не имеют четкого понимания того, что необходимо для интеграции в ЕС. Большинство из них считает, что ЕС будет содействовать решению экономических и социальных проблем, с которыми они сталкиваются. То есть, нет осознания принадлежности к системе ценностей европейской цивилизации, а именно: верховенству закона, уважению права частной собственности, политического плюрализма. Нынешний политический класс на официальном уровне открыто говорит о том, что без поддержки зарубежных структур (сегодня это, в основном, ЕС) не в состоянии решить какие-либо проблемы молдавского общества. Иными словами, можно говорить о банкротстве большей части нынешней политической элиты.
Богдан Цырдя, директор Социал-демократического института, отметил, что существуют различные модели европейской интеграции. Некоторые государства интегрировались только после того, как они вступили в НАТО, другие, наоборот, (Австрия, Финляндия, Кипр, Мальта) сохранили нейтральный статус. Во всех случаях существовала ясная национальная идентичность, политическая воля и национальный консенсус, подкрепленные коллективными усилиями всего общества, которое осознанно разделяло систему демократических ценностей. С точки зрения Цырди, не все страны - члены ЕС, соответствовали Копенгагенским критериям. Но их вступление в ЕС можно объяснить не только наличием политической воли со стороны вышеназванных государств, но и со стороны ЕС, который проявлял заметный экономический или политический интерес к данным странам. Таким образом, когда Молдова станет интересной для ЕС, и когда Молдове удастся достичь консенсуса с Россией, США, ЕС по поводу европейской интеграции и статуса нейтралитета, тогда шансы страны на вступление в ЕС станут более ясными.
Михайло Харишин, советник посольства Украины, заявил, что не следует противопоставлять ЕС и Россию, с которой важно поддерживать стратегические отношения. Что касается нейтралитета Молдовы, то он уже признан на международном уровне, поскольку Молдова является членом ООН. Мнения некоторых участников Круглого Стола о том, что Молдова должна иметь более тесные экономические отношения либо с ЕС, либо с Россией, являются радикальными, сказал советник. Михайло Харишин отметил, что нужна большая осторожность и гибкость при выстраивании определенных политических и экономических отношений.
Думитру Брагиш, председатель Социал-демократической партии, сказал в своем выступлении, что, несмотря на некоторые громкие заявления властей и отдельных политиков, Молдова без посторонней помощи не может добиться соответствия всем критериям для вступления в ЕС. Вот почему необходимо внедрение «Плана Маршалла» для Молдовы, в рамках которого великие державы будут оказывать финансовую поддержку, помогут создать необходимую материально-техническую базу для обеспечения европейской интеграции страны. И здесь требуется политическая воля, четкое видение будущего страны, которое сегодня, к сожалению, отсутствует в нынешнем правительстве.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |