Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Пульс», Кишинев, 16 мая 2008 г.,
Грешно спекулировать на больной теме? Только не в молдавской политике. Только не в ее оппозиционном сегменте. Эти, если надо, и на поминках сплясать могут. В качестве премьерной идеи своей новой партии Владимир Филат презентовал сбор подписей под требованием о всенародном референдуме, в ходе которого население Молдовы должно было высказаться в пользу прямых выборов президента. Зачем это нужно, объяснено не было. Ведь понятно: прямые выборы главы государства предполагают наделение его дополнительными полномочиями. Иначе - зачем огород городить. Политические обозреватели прекрасно понимали: идея с референдумом нужна Филату лишь для шумного старта его «политического проекта» и всерьез ее не рассматривали. Сегодня о ней не вспоминает и сам Филат. Теперь нанятые Филатом счетчики собирают подписи под требованием обеспечить жителям приграничных районов страны свободный въезд в Румынию. Идею эту подбросил Филату Бухарест, не так давно заявивший о готовности подписать с Кишиневом договор о так называемом «малом приграничном трафике».
Эта тема удобна для манипулирования, не удивительно, что лидер ЛДПМ так за нее ухватился. Он ездит по районам, примыкающим к молдавско-румынской границе, и обвиняет власти в том, что те, дескать, не желают подписывать соответствующий договор с руководством соседнего государства. Ну и выводы: нас не выпускают в Европу, нас держат, как в тюрьме и т.д. Расчет прост: всем жителям Молдовы хочется иметь возможность свободно перемещаться через границу ЕС, а значит, на этом желании можно и нужно спекулировать. Остальные оппозиционные партии поняли, что Филат их обошел, и под лозунгами «Возьмите и нас в свое буржуинство» бросились вдогонку. Вот уже Думитру Брагиш сделал заявление о том, что необходимо обращаться к руководству Евросоюза с просьбой о подписании конвенции о малом приграничном трафике, хотя это - в чистом виде - проблема двусторонних отношений между Кишиневом и Бухарестом. Вот уже Серафим Урекян принес в правительство петицию с семью тысячами подписей с аналогичным требованием. Оппозиционные СМИ трубят об этом, как о главной внутри- и внешнеполитической проблеме Молдовы. Тема благодатная, резвись - не хочу.
Между тем, это чистой (вернее - грязной) воды спекуляция. Начиная с того, что конвенция о малом пограничном трафике не предполагает свободного безвизового въезда в Румынию, тем более — в ЕС. Максимум, на что могут претендовать жители 30-50-тикилометровой приграничной зоны — это въезд в аналогичную по размерам зону в Румынии. Так что об «искусственных барьерах» на пути граждан Молдовы в ЕС речи в данном случае просто не идет.
Но это еще победы. Главная проблема заключается в том, что совершенно непонятно, относительно чего, какой линии отмерять эту самую приграничную зону: ведь сама граница между Молдовой и Румынией до сих пор не определена. Причем - по вине Бухареста, который вот уже несколько лет категорически отказывается подписывать молдавско-румынский договор о границе. В конвенции о малом пограничном трафике используется понятие «молдавско-румынская граница», а самой границы де-юре не существует. Не логично ли заключить сначала договор о границе, определить ее линию и протяженность и лишь затем подписывать конвенцию о приграничном трафике? Больше того, Кишинев выражает готовность подписать оба документа одновременно. И у румынских властей нет никаких формальных поводов этого не делать. Поводы могут быть лишь неформальными. А именно - сохранение территориальных претензий к Молдове. Но ведь Румыния - страна-член НАТО и ЕС, организаций, признающих послевоенные границы Европы, она себе просто не может этого позволить.
А кишиневская оппозиция вместо того, чтобы спекулировать на болезненной проблеме, могла бы использовать свои связи в Бухаресте и попытаться убедить румынские власти подписать с Молдовой базовый договор и договор о границе. Но что-то подсказывает: они этого делать не станут.
«В искаженной и вульгарной форме»
Республике Молдова ничто не препятствует незамедлительно подписать Договор о государственной границе и Конвенцию о передвижении в приграничном регионе с Румынией, отмечается в заявлении Министерства иностранных дел и европейской интеграции.
Министерство озабочено организованной некоторыми политическими силами кампанией по дезинформации населения Республики Молдова вокруг проблемы передвижения в приграничном регионе, организаторы которой пытаются убедить население Молдовы в том, что центральные власти создают преграды для подписания этого документа. «Эта проблема должна решаться компетентными переговорами между дипломатами Румынии и Молдовы, а не представляться обществу в искаженной и вульгарной форме»,- отмечается в заявлении.
Вместе с тем «граждане Молдовы обязаны знать, что Конвенция о пере-движении в приграничном регионе не является пропуском в страны Европейского союза. Она не дает даже права въезда без виз в Румынию, а предоставляет только возможность безвизового посещения ограниченной зоны на границе Румынии, равной по периметру идентичной молдавской территории. В соответствии с нормами Европейского союза, въезд в эту приграничную зону обусловлен получением соответствующего права со стороны румынских властей».
«Официальный Кишинев готов начать переговоры с Румынией по этой проблеме. Позиция молдавской стороны основывается на ее стремлении максимально расширить периметр приграничной зоны, не ограничиваясь лишь 30-50 километрами. Власти предлагают включить в сферу действия Конвенции о передвижении в приграничном регионе всю территорию Республики Молдова, включая Приднестровье», - подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства.
МИДЕИ утверждает, что в тексте Конвенции о передвижении в приграничном регионе используется термин “молдавско-румынская государственная граница”, однако понятие «государственная граница» не установлено никаким документом. Делегация экспертов МИДЕИ находится в Бухаресте для проведения переговоров с румынскими экспертами о проблемах, мешающих подписанию двух этих документов. Кишинев считает, что подписание Договора о государственной границе между Республикой Молдова и Румынией стало бы конструктивной предпосылкой для регулирования всех пограничных отношений между двумя государствами на основе европейских принципов добрососедства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |