Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«РИА Новости», 20.05.08
В современном мире наблюдается две противоположные
тенденции. С одной стороны, всеобъемлющая социально-экономическая интеграция, с
другой – дезинтеграция. За примерами далеко ходить не надо: развал СССР,
Югославии.
Причем существующие и вновь возникающие в мире
территориальные споры вызывают все большую обеспокоенность, поскольку ведут к
региональным системным кризисам и обострению международной напряженности. А
радикальных способов их решения пока не найдено.
«Дело в том, что проблемы возникших и продолжающих возникать в современном мире спорных территорий и сепаратистских образований неизменно пытаются решить политико-силовым путем. Между тем, множество примеров от Косова до Абхазии продемонстрировали, что подобный подход не эффективен и, как правило, приводит к еще большему «замораживанию» конфликтов, а клубок противоречий растет» - считает доктор экономических наук, профессор Олег Котолупов. Он отметил, что на конфликтных территориях не раз использовались существующие для таких случаев политические механизмы, например, референдумы, но их результаты, как правило, игнорируются. Только на постсоветском пространстве «положены под сукно» результаты плебисцитов в Абхазии, Южной Осетии, Севастополе, жители которых высказались за принятие своих областей в состав России. В целом по миру таких случаев гораздо больше.
Группа ученых Международного института стратегических исследований «Vector» разработала концепцию под названием «Социально-экономические основы преодоления кризиса в конфликтогенных регионах». По словам Котолупова - одного из руководителей проекта, концепция предлагает новый подход к разрешению замороженных конфликтов на территории СНГ и не только. Как отмечают исследователи, именно экономика, основной двигатель современной мировой интеграции, может показать свою эффективность в решении проблем непризнанных государств.
Суть предложения заключается в том, чтобы решать замороженные конфликты путем создания на их территориях особых международных экономических зон – не секрет, что большинство конфликтогенных территорий имеет отсталую экономику и недееспособное производство. Уровень жизни там на очень низкой отметке. Для полноты картины: средняя зарплата в Абхазии, по данным финансового ведомства этой страны – 2 769 рублей, в Южной Осетии на 200 рублей меньше. Уровень безработицы во всех без исключения непризнанных республиках очень большой – это превращает сотни тысяч людей в потенциальных террористов и боевиков. «Если наладить экономику, поднять уровень жизни, то взаимовыгодное торговое сотрудничество подтолкнет к компромиссам и сделает маловероятным силовой сценарий. Альтернативой свободной экономической зоне может служить статус «зоны приоритетного экономического сотрудничества», имеющий свои особенности», - считает Котолупов. Ученый отмечает также, что при реализации подобных проектов международный патронат над территориями замороженных конфликтов очень желателен.
Кроме практикуемых сегодня политических и силовых методов, которые не дают результатов, на сегодняшний день существует ещё и тенденция решать замороженные конфликты по историческому принципу. Но исторические вопросы тесно связаны с этническими, национальными противоречиями, которые на таких территориях, как Абхазия или Косово, очень остры – это не будет способствовать решению проблемы.
А экономика – интернациональный
фактор, и экономический путь выглядит более привлекательным.
«Из более 500 локальных войн, возникших в мире после Второй мировой войны, ООН – организация, специально созданная для их предотвращения, не справилась ни с одной. Поэтому кажется необходимым поиск решений замороженных конфликтов в новых плоскостях», - констатируют ученые.
Возможно, подобный взгляд на проблему бытует не только в экспертной среде. Ранее на предложение Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья политически признать их Россия ответила усилением и модернизацией своего экономического присутствия в этих республиках.
Конечно, нельзя считать экономику панацеей и при решении тех или иных замороженных конфликтов пренебрегать политикой вовсе. С другой стороны, довольные и богатые люди неохотно развязывают войны. Так что предложенный подход выглядит вполне жизнеспособным.
Валентин Рахманов
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |