Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кремль.Org.,
4 декабря 2002
Александр Собянин, руководитель аналитической группы Центра комплексных транспортных решений «ТрансЕвразия»
Все президенты среднеазиатских стран, включая самого независимого, Туркменбаши, постоянно контактируют, общаются с двумя сторонами - американской и российской. Естественно, что у каждой стороны, у России и США, разные представления о том, что такое хороший Узбекистан или хорошая Киргизия. Акаев сначала Западом воспринимался лучше всех, как главный демократ в Средней Азии. Однако когда он начал продавать русским стратегические объекты, прежде всего уран и машиностроение (сейчас созданы совместные предприятия по добыче и переработке урана, возвращены России все крупнейшие киргизские производства), когда Акаев де-факто продемонстрировал, что киргизская экономика однозначно разворачивается в российскую сторону, то позиция американцев резко изменилась. И сейчас для Акаева отстранение от власти является вполне реальной угрозой. Поэтому показать собственной стране расположение "большого брата", в данном случае, российского, для сохранения власти Акаеву просто необходимо. По-моему мнению, Путин, безусловно, всячески продемонстрирует Акаеву свою поддержку во время визита.
Ведь если Акаева сейчас "уйдут", то позиции России ослабеют в самом главном регионе – памирском (Таджикистан, Бадашхан). Единственный путь в обход Узбекистана, в обход Ферганской долины, лежит через Киргизию. А Бадахшан - это регион, откуда Россия уже никогда не уйдет из-за наращивания там своего военного присутствия. Если же в Киргизии в кресло президента сядет один из проамериканских лидеров, то о Таджикистане можно будет забыть.
При этом и в самой Киргизии ситуация может кардинально измениться. Во-первых, в сфере экономики. Не думаю, что американцы ставят на тех лидеров, которые раскачивают Акаева – прежде всего, это южные киргизы. Скорее всего, США ставят все-таки на советника президента Джоомарта Оторбаева. Если будет приостановлена передача стратегических киргизских предприятий России, то их инвесторами станут американцы, о чем давно говорит Оторбаев. Так что на встрече Путина и Акаева, думаю, должно быть подтверждено и официально закреплено соглашение о передаче киргизских предприятий России.
***
Турат Акимов, политический обозреватель-аналитик Кыргызского национального информационного агентства "Кабар"
На встрече президентов, безусловно будут обсуждены нюансы размещение на территории Киргизии авиабазы коллективных сил быстрого развертывания, в которых участвуют Россия, Киргия, Казахстан и Таджикистан.Этот факт имеет прежде всего стратегическое значение и для самой России, и для Центральной Азии, и для СНГ в целом. По моему мнению, Россия пытается вернуть свои несколько утраченные позиции в системе слежения и сопровождения авиапространства в Центральной Азии. На нашей территории размещены многоцелевые истребители-штурмовики Х-16, "Корнет" и "Мираж", все они принадлежат силам НАТО, и в любом случае, сопровождать и контролировать их в будущем, возможно, придется России. И контроль будет осуществляться совместными усилиями России и Киргизии. Потому что, если этим не заниматься, то где гарантии, что они полетят именно в Афганистан и не залетят в другую сторону?
Я не удивлюсь, если года через два-три Китай в рамках Шанхайской организации сотрудничества предложит еще какую-то небольшую группировку разместить в Киргизии, совершенно объективно заявляя, что они имеют на это полное право: Китай с Киргизией являются близкими партнерами, а киргизы на своей территории принимают вооруженные силы третьих стран, что всегда имеет особый смысл. Просто в данном случае Путин уже был в Пекине и наверняка получил у китайского руководства "добро".
Сегодня политику Путина можно назвать тонкой, взвешенной и стратегичной. Можно предположить, что размещение российских военных баз на территории Киргизии поспособствует свертыванию американских. Скажем, сначала Россия разместит десяток истребителей, потом Китай может предложить десяток истребителей в рамках ШОС. Идет чисто военная стратегия – кто какую позицию занимает в том или ином секторе региона.
Еще одним немаловажным аспектом для обсуждения может стать долг Киргизии России: это около 150 миллионов, которые республика была обязана были выплатить еще в 99-м году. Мы его растянули, и где-то 63 миллиона попали под реструктурирование. Поэтому, возможно сейчас Путин надавит на эту больное место и просто скажет: ребята, имейте совесть, в конце концов, американцы вам платят деньги, вы разместили у себя на территории их военные базы, вы нам должны деньги, и до сих пор ничего не можете сделать, имея при этом возможности!
На визит Путина можно посмотреть и в свете будущих выборов в Кыргызстане. Каждая страна, которая является большим геополитическим игроком, попытается, естественно, повлиять на будущее нашей республики, в том числе, через его будущего лидера.
***
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института диаспор и интеграции
После того, как в Киргизии на территории аэропорта "Манас" были размещены западные вооруженные силы, отношение к официальному Бишкеку со стороны России стало настороженным. У нас сразу появилась версия о том, что Киргизия – это отрезанный ломоть, с которым очень плотно и тесно общается Вашингтон, и поэтому нам там делать нечего. Как выясняется по прошествии года, ситуация выглядит вовсе не так однозначно.
У официальной власти республики сейчас очень сложное положение. Идут постоянные пешие, конные и прочие марши оппозиции, перекрывается стратегическая магистраль Бишкек – Ош. Это уже становится похожим на какую-то национальную забаву…
Официальный Бишкек пытается сейчас изо всех сил решить проблему стабилизации ситуации в стране, потому и согласен искать помощников, спонсоров.
Судя по последним сообщениям из Киргизии и тому, что происходило вокруг страны, очевидно, что Акаев трезво оценивает ситуацию. Он теперь понимает, что прежние надежды на то, что у страны появляются четкие, серьезные гаранты стабильности в лице Вашингтона, не оправдываются. Поэтому, грубо говоря, вновь приходится идти за помощью к "старшему брату", к модели, которая была апробирована в течение даже не 70-ти последних лет, а, как минимум, двух веков. Поэтому история взаимоотношений киргизов с Москвой сама по себе диктует Аскару Акаеву эту логику. Логика железная, и с ней не поспоришь.
Путин наверняка поддержит Акаева. Как мне кажется, при всей моей личной симпатии к киргизской оппозиции, вернее, к ее отдельным представителям, если дать им зайти так далеко, как они хотят, страна может повторить таджикский сценарий. Если сейчас в Киргизии начнутся волнения, я боюсь, что встанет вопрос о территориальной целостности Киргизии. И тогда вместо одного нынешнего Аскара Акаева может появиться два, а, по некоторым данным, может быть, даже и три руководителя. Для довольно небольшой страны с 5-миллионным населением, которая, в принципе, сама по себе может стать неким детонатором, взрывные волны от которого покатятся по Казахстану и по Узбекистану, такой ход событий может стать смертельным.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |