Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.06.08
В Белоруссии вновь произведены аресты высокопоставленных должностных лиц. В очередной раз «карающая длань правосудия» коснулась военного ведомства.
Белорусская военная прокуратура возбудила уголовное дело (ст. 430 ч. 2 «Получение взятки» УК РБ) в отношении начальника 2-го управления Главного финансово – экономического управления и начальника Управления закупок и ремонта вооружения Министерства обороны Белоруссии. В военной прокуратуре сообщили, что взятые под стражу полковники-лиходеи (фамилии в интересах следствия не разглашаются) подозреваются в получении взяток за продажу военной техники по заниженным ценам.
Вместе с ними арестован и начальник сектора реализации государственного предприятия «Белспецтехника», в отношении которого также возбуждено уголовное дело по упомянутой статье.
При этом следует заметить, что это уже далеко не первые в текущем году уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников Минобороны РБ. Сама цифра заведенных дел не афишируется, но известно, что в суды уже передано, по крайней мере, два из них.
Вообще же аресты и уголовные дела в отношение чиновников стали в Белоруссии каким-то обыденным явлением. Они перестали носить характер сенсационности, а ведь есть чему удивляться.
К примеру, в ноябре 2007 года Верховным судом Белоруссии по обвинению в «завладении имуществом путем обмана и в подстрекательстве к даче взятки, совершенном неоднократно» к восьми годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии усиленного режима с конфискацией всего имущества был приговорен Владимир Холод, до ареста занимавший пост первого заместителя начальника главного идеологического управления Администрации президента РБ.
Тогда же в поле зрения правоохранительных органов по подозрению в коррупционной деятельности попал и целый ряд других чиновников Администрации президента РБ. Александр Лукашенко в ходе последнего (29 апреля 2008 г.) ежегодного послания к народу и парламенту Белоруссии обвинил, не называя имен, в мздоимстве пятнадцать (!) высокопоставленных чиновников и сотрудников своей администрации (явление-то приобретает массовый характер).
По словам Лукашенко, ему предоставили «целые таблицы» коррупционных схем, по которым работали чиновники и «некоторые парламентарии». И поэтому надо полагать, что аресты в военном ведомстве были произведены из «президентского списка».
Взяточничество и другие виды мздоимства со стороны чиновников не только представляют угрозу для государства, но и являются благодатной почвой для успешных политических кампаний. Борьба с финансовой и прочей служебной нечистоплотностью госслужащих всегда вызывает симпатию со стороны простых граждан, которые больше всех страдают от этого общественного порока. И Лукашенко использует борьбу с «гидрой коррупции» на всю катушку.
Еще во время первых президентских выборов в 1994 году он сделал ее одним из главных коньков своей предвыборной программы и естественно не проиграл. Народ так воодушевился его пламенными предвыборными речами на этот счет, что уже после выборов многочисленные сторонники победившего президента создали общественное объединение по поддержке борьбы с чиновничьим мздоимством «Очищение».
Однако одно дело словесно бичевать взяточников и прочих коррупционеров, а другое – реально искоренить эту «ржавчину», разъедающую тело госаппарата. И проблема не в том, что сам Лукашенко не хотел бы кристальной чистоты своих чиновников. Авторитарному правителю всегда хочется, чтобы госаппарат состоял из «винтиков» с минимальными потребностями. Но в условиях, когда любое частное или коллективное, коммерческое или общественное начинание требует многочисленных согласований, упорядочений и разрешений трудно утверждать, что отсутствует почва для возникновения у должностных лиц, желания небескорыстно порадеть «заинтересованному человечку».
Положение усугубляется еще и тем, что, несмотря на формирование специального государственного кадрового реестра и функционирование специальных ВУЗов (Академия управления при Президенте РБ и др.) по подготовке специалистов государственной службы, вертикаль власти на всех уровнях комплектуется в первую очередь по принципу личной преданности, личных симпатий и родственных связей, т.е. «по блату». При этом напрочь отсутствует система реальной оценки эффективности деятельности органов государственного управления.
Все это привело к тому, что чиновник за свою работу фактически отвечает только перед своим «благодетелем», а тот в свою очередь – перед своим «патроном» и так далее. В результате самый верхний начальник фактически не контролирует свою же вертикаль власти.
Сложившаяся в Белоруссии система государственной власти уже давно «вещь в себе» и практически не несет ответственности за свою деятельность перед обществом, которое со своей стороны не имеет сколь-либо эффективных рычагов воздействия на чиновничий аппарат, отождествившим себя с государством как таковым.
А если к этому добавить всеобщий культ красивой жизни, «скорого богатства» и быстрого успеха, а по сути, «золотого тельца», то не стоит удивляться тому, что поток желающих сколотить состояние за счет служебного положения практически не иссякает. Более того, пойманные госслужащие-мздоимцы считаются всего лишь неудачниками и никак во мнении большинства чиновников не осуждаются. Поэтому сколько не ужесточай уголовный кодекс и сколько не грози с трибун, успехи по искоренению коррупции будут более чем скромными.
Сейчас в Белоруссии много любят ссылаться на опыт борьбы с коррупцией в различных странах, но при этом забывают сказать, что успех оказался возможен только там, где граждане имели реальную возможность контролировать власть. В современной же Белоруссии такая возможность напрочь исключена.
Существующее положение таково, что граждане практически лишены права голоса и отрезаны от управления государством. Политическая конкуренция отсутствует и повлиять на власть с помощью выборов не возможно. Страна стала заложницей госаппарата и поэтому коррупция неистребима.
Владислав Лосев, Институт стран СНГ
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |