Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.06.08
Ведущиеся с 1992 года до настоящего времени переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ между Арменией и Азербайджаном до сих пор не увенчались успехом. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики. НКР же до сих пор не является стороной переговоров.
6 июня в Санкт-Петербурге в рамках неформального саммита СНГ и 12-го международного экономического форума прошла встреча президентов Армении и Азербайджана. Это были первые переговоры между азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым и избранным в феврале на пост президента Армении Сержом Саркисяном. Основной темой беседы, как должно было и быть, стало урегулирование нагорно-карабахского конфликта. На данном этапе существующий статус-кво является наиболее приемлемым вариантом для всех сторон. Решение больше не подлежащее пересмотру или отмене за многие годы урегулирования конфликта так и не было найдено и ожидать от проведённой встречи каких-либо значимых изменений вряд ли возможно. Вместе с тем сопредседатели Минской группы ОБСЕ не теряют надежды на нахождение взаимоприемлемого варианта урегулирования конфликта и готовы продолжать переговорный процесс. Единственным положительным фактором остаётся то, что стороны зафиксировали свою готовность продолжать переговорный процесс в рамках Минской группы и на основе сделанных, сопредседателями предложений в Мадриде. Представители сторон, в частности министры иностранных Армении и Азербайджана отметили, что будут продолжать переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ. Как заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в настоящее время обговариваются сроки очередного визита в регион сопредседателей с учетом графиков президентов и министров иностранных дел. Он также отметил, что "Минский формат существует и будет иметь продолжение". В свою очередь министр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян подчеркнул, что президенты поручили министрам иностранных дел продолжить переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ. "Переговорный процесс продолжается, и первая встреча президентов не означает, что процесс начнется с нуля", - заявил глава армянского МИД.
Согласие сторон, для дальнейшего поиска взаимоприемлемых путей решения азербайджано-карабахского конфликта имеет не мало важное значение. На сегодняшний день это единственно возможный путь недопущения возобновления войны, перспектива которой, при всём желании сторон, решить вопрос мирным путём, не очень то и далека. Не будем забывать, что Азербайджан в регионе, наряду с Грузией является одним из лидеров в гонке вооружений. Азербайджан абсолютно не исключает возврата Нагорного Карабаха военным путём. Президент страны Ильхам Алиев уже не раз говорил о подобном пути. Как заявил экс-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, зампредседателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Казимиров азербайджанская сторона «из самых высоких уст делает воинственные заявления, несмотря на продолжающиеся консультации на уровне президентов и министров иностранных дел двух стран».
В то же время Армения на фоне Азербайджана выглядит менее убедительно. Однако значительные военные возможности Азербайджана Армения возмещает союзом с Россией, своим участием в ОДКБ, кроме того Ереван активно использует наработанные связи с НАТО и принимает участие в военной операции в Ираке. Подобные действия позволяют ей достаточно успешно сдерживать внушительные военные накопления Азербайджана.
Сложившиеся на данном этапе реалии обязывают стороны продолжать последующее взаимодействие в нахождении компромисса, однако надеяться на скорое или даже нескорое урегулирование не приходится. В то же время параллельно с проблемой урегулирования азербайджано-нагорно-карабахского конфликта, армянская сторона не оставляет без внимания вопрос признания Турцией геноцида армян в 1915 году, что значительно осложняет тему вообще какого-либо примирения сторон.
Несмотря на то, что "поле деятельности" в процессе мирного урегулирования для сопредседателей Минской группы ОБСЕ, казалось бы, достаточно обширно, между тем их возможности, крайне ограничены. Ведь их активность, предприимчивость, энергичность, зачастую наталкивается на нежелание сторон принимать те или иные варианты предлагаемые сопредседателями для мирного поэтапного урегулирования конфликта. В отличие от грузино-абхазского конфликта за последние два года лидеры Армении и Азербайджана постоянно встречались с представителями Минской группы ОБСЕ, также неоднократно имели возможность пообщаться лично друг с другом. Подобные встречи проходили в Париже(Рамбуйе), Бухаресте, Минске в рамках саммита СНГ, в Санкт-Петербурге. Кроме того руководители внешнеполитических ведомств проводят, при посредничестве Минской группы ОБСЕ регулярные встречи.
На данном этапе сопредседатели придают важное значение, так называемым Мадридским принципам урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Данные принципы сопредседатели предложили сторонам в ноябре 2007 года. 29 ноября в Мадриде в рамках XV заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ прошли переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта между главами МИД Армении и Азербайджана с участием сопредседателей Минской Группы ОБСЕ (Россия, Франция, США), а также официальных лиц - представителей стран посредников.
Однако для народов Азербайджана и Армении до сих пор остается не до конца понятным - что же все-таки на самом деле представляют собой эти принципы. Противоречивые толкования документа представителями двух стран во многом способствуют этому недопониманию.
Из-за конфиденциальности процесса переговоров суть этих принципов прессе не сообщается. До сих пор сопредседатели МГ ОБСЕ представили сторонам конфликта три предложения, два из которых не были приняты Арменией. Баку, в свою очередь, не согласился с предложением посредников о создании конфедеративного государства с Нагорным Карабахом.
Если учесть, что данные принципы далеко не единственные, ранее предлагались проекты соглашении по принципу "общего государства", документ, обсуждавшийся в Ки-Усте, и проект, обсуждавшийся в Бухаресте и ни один из представленных проектов не нашел своего логичного завершения, скорее всего Мадридский документ не станет исключением и не будет прорывным, вряд ли стоит ожидать от данной встречи лидеров двух стран чего-либо особенного.
Возможно, что мирное урегулирование карабахского конфликта, принимая в расчет стремительный рост милитаризации Азербайджана, как представляется, продлиться ещё некоторое и скорее всего недлительное время.
Руслан Харабуа, к. полит. н. , ст.н.сотр. отдела стран Закавказья Института стран СНГ
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |