Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Сейчас, 05.06.08
В четверг, 5 июня, Виктор Ющенко вылетел в Россию для участия в неформальной встрече глав стран СНГ в Санкт-Петербурге, где проведет двусторонние встречи с коллегами, в том числе с новым российским Президентом Дмитрием Медведевым. Темы для разговора выбраны не из легких: демаркация границ, $1,5 млрд. долга за разлитый российский мазут в Керченском проливе и начало консультаций о выводе ЧФ из Севастополя.
Серьезный разговор состоится на фоне разгоревшегося накануне конфликта в связи с заявлением Госдумы РФ. В нем она обращается к Президенту и правительству РФ с предложением рассмотреть вопрос о выходе России из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной в случае реализации плана официального Киева на вступление в НАТО. За это заявление проголосовали 408 депутатов из 450.
Прямым нарушением Украиной большого Договора о дружбе
российские парламентарии считают:
– принятие властью
Украины «мер военно-политического (!), культурного и
информационно-пропагандистского характера, направленные на отход от традиционно
дружеских отношений между странами»;
– «массовые
нарушения прав и свобод русского и русскоязычного населения страны», попытки его
ускоренной ассимиляции.
В целом документ выдержан в снисходительно-покровительственном тоне «старшего брата». На территорию Украины обещают принести язык Пушкина, Достоевского путем создания и финансирования образцовых российских гимназий в крупных городах Украины, а также продолжить настойчивые усилия по реализации плана создания ЕЭП.
Отдельный пункт претензий – односторонние решения украинской стороны по вопросам пребывания ЧФ на территории Украины». И хотя конкретные факты не приводятся, очевиден намек на недавнее решение СНБО. Им Кабмин обязали подготовить в двухмесячный срок законопроект о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании ЧФ на территории Украины.
Решение украинской стороны по ЧФ расценивается в заявлении как нарушение международных договоров. При этом умалчивается тот факт, что в них как раз и содержится конечный срок пребывания флота на территории Украины – 2017 год. И пока украинская сторона инициирует начало консультаций о выводе флота, Дума размышляет, выводить или нет. Вот и вся разница в подходах.
Дружба не актуальна
Принимая во внимание, что внешняя политика в России является прерогативой исполнительной власти, а законодательная власть мало на что влияет, текст заявления, без сомнения, был согласован «наверху» и преследует конретные цели.
1) Для внутреннего российского потребления
Как отметил интернет-газете «СЕЙЧАС» экс-министр иностранных дел Геннадий Удовенко, с помощью заявления и подконтрольных российских СМИ идет зомбирование российского обывателя тем, что непокорная Украина хочет вступить в НАТО, а на границе РФ будут натовские войска.
2) Пас пророссийским силам в Украине: «януковичам», «волгам», «витренкам»
Заявление будет прочитано «пятой колонной» в Украине так: если мы присоединимся к ПДЧ и вступим в НАТО - война с Россией будет неизбежна, предположил директор Центра мира, конверсии и иностранной политики Украины Александр Потехин.
Еще один вариант толкования заявления Госдумы озвучил интернет-газете «СЕЙЧАС» Вадим Колесниченко: «Если Украина выходит из договора, не важно, кто будет инициатором расторжения, то возникает реальная необходимость защитить Украину, потому что Россия окажется у нас врагом. Простая технология присоединения к ПДЧ», - отметил Колесниченко. Сам сценарий по наращиванию конфликтов между Россией и Украиной пишется не в Украине, уверен депутат.
3) не можем не ответить – МИД РФ
Видимость активной работы на российско-украинском направлении свелась с двум «болевым» точкам: форсирование Украиной вступления в НАТО и односторонние, по мнению Москвы, действия Киева в отношении ЧФ. А чтобы градус накала после Бухарестского саммита не ослабевал, заявления появляются с периодической частотой.
В нынешнем случае это еще и создание негативного фона перед встречей двух Президентов, где один – Медведев - сыграет роль доброго следователя в обмен на конкретные активы в Украине, спрогнозировал интернет-газете «СЕЙЧАС» Потехин.
В свою очередь, первый заместитель гендиректора фонда Центра политических технологий (Москва) Борис Макаренко считает, что «в российско-украинских отношениях стороны делают откровенно недружественные шаги, и начала здесь украинская сторона. Госдума отвечает на это. Это давление с российской стороны, чтобы Украина ответила сама себе на один вопрос: она спросит волю украинского народа, прежде чем предпринять реальные шаги по вступлению в НАТО», - отметил он интернет-газете «СЕЙЧАС». А с НАТО, по его мнению, связаны попытки Киева форсировать прекращение пребывания ЧФ в Севастополе.
Настаивая на том, чтобы украинская власть посоветовалась со своим народом по поводу НАТО, российские дипломаты стыдливо молчат о том, что Кремль и не думал спрашивать мнение своих граждан по вопросу вхождения в ШОС или ввода железнодорожных войск на территорию Грузии.
Обмен любезностями
Недружественное слово Госдумы РФ было услышано, породив в двух странах «содержательную» дискуссию о том, кто первым начал. Виктор Ющенко назвал документ «большой ошибкой». Арсений Яценюк предложил на следующей неделе провести совместное заседание групп дружбы парламентов Украины и РФ. Украинский МИД принятие Госдумой РФ постановления о состоянии украинско-российских отношений расценил как попытку нескрываемого давления на Украину. «Честно говоря, это неадекватная реакция Госдумы на присвоение Филиппу Киркорову народного артиста Украины», – с улыбкой заявила Юлия Тимошенко.
Некоторые пассажи в заявлении показались чересчур резкими и российским политикам. В частности, представитель фракции «Справедливая Россия» Светлана Горячева, обращаясь к Константину Затулину, сказала: «Ющенко и Тимошенко будут Вам благодарны за этот текст заявления». По ее мнению, цель документа не понятна: посеять еще большую смуту или все таки сблизить две страны. На что тут же получила ответ экс-персоны нон грата в Украине: «Проснитесь, одумайтесь, прекратите искать в темных закоулках дружбу, сотрудничество с руководством Украины – ее и следа нет», - ответил Затулин.
Антикризисный договор
При этом от внимания комментаторов ускользнул тот факт, что сам по себе выход из большего Договора одной из сторон, хотя и может подпортить ей имидж, немедленных катастрофических последствий не влечет. В конце концов, «большой Договор нужен россиянам не больше и не меньше, чем украинцам», - заметил Потехин.
В более отдаленной перспективе есть риск, что выход из Договора, статус Севастополя, «крымская карта», пересмотр границ - звенья одной цепи на пути России к статусу сверхдержавы. А без Украины российской империи не будет, заметил в свое время Бжезинский. Хельсинские соглашения, закрепляющие нерушимость границ, на сегодня разрушены, констатировал Колесниченко.
В истории российско-украинских взаимоотношений уже поднимался вопрос о границах. В далеком 1992 году Верховный Совет РФ принял постановление о том, что урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины должно осуществляться на основе волеизъявления его населения. Но тогда документ раскритиковал в своем заявлении председатель Совбеза ООН.
Непродолжение действия Договора приведет к очень неприятным последствиям для Украины, считает Удовенко. «Мы и в НАТО не вступим, хотя это очень длительный процесс, и отношения с РФ испортим. В Украине, и в России значительно преувеличивают перспективы Украины на членство в Альянсе. Пока НАТО, а точнее, две ведущие страны – Франция и Германия - не хотят нас там видеть», - подытожил экс-министр.
Поскольку Договор стал базисом для принятия более 300 двусторонних документов (около 30 не вступили в силу, а еще часть оказались неэффективны), выход из него автоматически поставит на повестку дня необходимость «ревизии» и всех этих соглашений.
Напомним, срок действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве истекает 1 апреля 2009 года и может быть автоматически продлен на следующий десятилетний срок, если до 1 октября ни одна из сторон не заявит о своем выходе из него.
Алла Присяжнюк
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |