Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Голос России" 04.06.08
Интервью с директором Департамента по работе с соотечественниками МИД А. Чепуриным
Верхняя палата парламента России — Совет Федерации — на днях заявила о начале подготовки нового закона о соотечественниках. О том, почему необходимость принятия нового документа назрела именно сейчас и как он отразится на жизни российских граждан, находящихся за пределами родины, в эксклюзивном интервью «Голосу России» рассказал директор Департамент по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Александр Чепурин.
- Что изменится в работе МИДа по поддержке российских соотечественников за рубежом с принятием нового закона?
- Сейчас подошло время, когда нужно особое внимание уделить законам, которые напрямую отражаются на жизни наших граждан за границей. Этих законов несколько. Это касается и закона о гражданстве, и закона о приграничном сотрудничестве, и еще десятка других. Но главный среди них – это закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», который был принят в мае 1999 года. Закон этот явно устарел. Те, кто его видел, знает, что многие положения уже изменились, и жизнь сегодня несколько другая, чем это описано в документе.
Есть три основные вещи, которые необходимо пересмотреть и адаптировать к нынешним реалиям. Первое – это стратегия Российской Федерации в отношении российской диаспоры за пределами нашей страны. Нужно посмотреть, отвечает ли она сегодняшним интересам, и внести соответствующие коррективы глобального, стратегического плана. Второе – это само понятие «соотечественник». В нынешнем законе дается достаточно специфическое, но подробное определение термина «соотечественник, проживающий за рубежом». Оно вызывает бурные споры и массу предложений, и в ходе реализации нового закона нужно принять окончательное решение. И третье — там есть такой спорный момент, касающийся «свидетельства соотечественника». Это тоже нужно обсудить и понять, нужно это свидетельство или нет, будет ли оно предоставлять какие-либо льготы, преференции для наших граждан за границей, и как это все будет организовано.
Мы надеемся, что уже к сентябрю новый закон будет доработан и представлен правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом. Затем в начале ноября в Москве состоится Всемирная конференция соотечественников, где также обсудят новый вариант закона. И уже в конце года документ может быть внесен в российский парламент для его рассмотрения и принятия соответствующего решения.
- Какова стратегия МИДа по развитию сотрудничества с соотечественниками на 2009 год?
- У нас есть ежегодные планы работы. Сейчас они основываются на трехлетней программе, которая была принята в 2006 и уже подходит к концу. Правительственной Комиссией по работе с соотечественниками также создана рабочая группа, у которой есть первоначальный план на три будущих года, до 2011. Он должен быть принят к осени.
Нынешняя программа на 2006-2008 годы состоит из 37 направлений. Однако в ней не предусмотрены некоторые вещи, необходимые для нашей зарубежной диаспоры, а значит, их невозможно реализовать.
- Например, какие?
- У нас не предусмотрена экстренная гуманитарная помощь, когда соотечественникам по тем или иным причинам требуется операция. Например, детям. В этом плане, конечно, нужно взять ребенка, прооперировать его в России, но у нас пока нет такого направления. Поэтому мы сейчас стараемся активно сотрудничать с регионами. Помогаем с оплатой билетов, с оформлением. При этом регионы берут наших соотечественников на лечение за счет своего бюджета. Здесь, прежде всего, помогает Москва. Но все это можно было бы сделать и через федеральную программу, которая уже существует.
- Предусмотрено ли в федеральной программе развитие регионального сотрудничества с соотечественниками?
- Эта программа делается под эгидой правительственной Комиссии по работе с соотечественниками. Она является головной структурой в России по всем направлениям сотрудничества с нашими гражданами за рубежом. В федеральной программе предусмотрено финансирование мероприятий, которые проводятся и по линиям субъектов Российской Федерации. Но лишь тех из них, что проходят непосредственно с участием Центра.
В свою очередь, Министерство иностранных дел РФ помогает некоторым регионам, тому же Татарстану или Москве, в проведении их собственных мероприятий. К примеру, оплачиваем билеты на проезд соотечественников на конференции, спортивные или культурные акции. Поэтому я считаю, что в федеральной программе должен быть блок, который касался бы содействия именно региональным инициативам. Чтобы регионы имели солидную поддержку и со стороны федерального центра. Это очень важно, и если мы сможем помогать регионам, то они более охотно будут развивать это направление сотрудничества.
- А как Вы оцениваете создание Совета по вопросам соотечественников под эгидой Совета Федерации?
- На мой взгляд, это очень положительное явление. Я уже говорил, что в Российской Федерации есть головная структура — это правительственная Комиссия по делам соотечественников за рубежом. В ее состав входит руководство Совета Федерации, Государственной Думы РФ, правительства и регионов России. Но помимо этого, есть и другие структуры, активно работающие на своих направлениях. Это, в частности, законотворческая деятельность, и Совет Федерации, как законодательный орган сможет сыграть здесь очень важную роль. Финансирование: Совет Федерации имеет солидный вес и будет помогать более активному финансированию нашей работы с соотечественниками. Для нас это тоже очень важно. Ну, и новая структура — это еще один канал контактов с российскими гражданами за рубежом. Вот эти три вещи, на мой взгляд, очень значительны, поэтому мы исключительно положительно оцениваем данную инициативу.
Е.Исакова
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |