Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БДГ, 10.06.08
Вопреки планам министерства экономики удержать инфляцию в мае в границах 1%, рост цен в прошлом месяце вновь побил все прогнозы. По данным министерства статистики и анализа, в мае потребительские цены в Беларуси увеличились на 1,3%. В этом году это самое значительное повышение после январского, когда инфляция составила 2,5% (в феврале – 0,7%, марте – 0,8%, в апреле – 1,2%). В среднем за месяц цены в 2008 году растут вдвое быстрее, чем в прошлом – 1,3 против 0,64%.
Согласно недавнему заявлению заместителя министра экономики Андрея Тура, инфляция по итогам 2008 года выйдет на уровень 8-9%. Но в Беларуси этот параметр социально-экономического развития давно уже живет без оглядки на прогнозы. Инфляция в январе-мае почти выросла из отведенных ей на год 6-8% и по итогам пяти месяцев 2008 года составила 6,6%, в то время как за тот же период 2007 года цены выросли на 3,2%. Если так пойдет и дальше, то за год инфляция составит не менее 15%. Эта тревожная цифра подтверждается тем, что в годовом исчислении инфляция в мае 2008 года составила 15,8%.
Майский показатель напрочь испортил мировой продовольственный кризис, в результате которого цены на продукты питания продолжили рост. К тому же с 1 мая правительство во второй раз за год повысило тарифы на услуги ЖКХ: электрическая энергия возросла на 25%, техобслуживание – на 10%, тепловая энергия – на 3,2%.
Июнь не обещает перемен к лучшему. Сезонное снижение цен, традиционно фиксируемое в летние месяцы, в этом году, вероятно, будет «съедено» растущими ценами на продовольствие, главным образом зерновые. Еще одним катализатором инфляционного процесса станет повышение закупочных цен на крупный рогатый скот, что неизбежно подстегнет цены на мясо и мясные продукты.
Существенное влияние на цифры инфляции окажет и повышение цен на нефтепродукты. С сегодняшнего дня концерн «Белнефтехим» повысил розничные цены на бензин в среднем на 5%, а на дизельное топливо – сразу на 14,8%. Стоит ожидать, что это повышение в ближайшее время спровоцирует рост тарифов на проезд в общественном транспорте и на другие перевозки. А впоследствии скажется на ценах производителей, у которых велика доля затрат на топливо.
Эмма Равич
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |