Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БДГ. 17.06.0
Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла 17 июня на сессии в первом чтении проект закона "О средствах массовой информации". Представляя документ депутатам, первый заместитель министра информации Беларуси Лилия Ананич отметила, что необходимость подготовки данного документа возникла в связи с тем, что нормы действующего ныне закона о печати во многом устарели. Она подчеркнула, что при подготовке нового законопроекта было проанализировано законодательство России, Литвы, Украины, Германии, Великобритании, Франции, Нидерландов, Швеции.
Лилия Ананич указала на ряд существенных недостатков действующего закона, в частности, отсутствие четкого механизма государственной регистрации СМИ (в том числе иностранных), учреждаемых государственными органами и организациями, пробелы в регулировании общественных отношений в сфере СМИ, отсутствие ответственности учредителя за деятельность СМИ, а также эффективного механизма применения мер ответственности к субъектам правоотношений в сфере массовой информации.
На рассмотрение и принятие законопроекта ушло полчаса. В процессе обсуждения вопросы задали пять депутатов, выступили двое, все они поддержали проект закона.
Документ предусматривает ряд нововведений.
В нормативном акте упорядочена процедура учреждения и госрегистрации средств массовой информации. Порядок государственной регистрации СМИ, распространяемых через Интернет, отнесен к компетенции Совета Министров Беларуси. Установлено, что все зарегистрированные СМИ подлежат включению в государственный реестр СМИ, ведение которого возложено на Министерство информации.
Упраздняется существующий порядок согласования, размещения средств массовой информации с местными исполнительными и распорядительными органами.
Лилия Ананич констатировала, что устраняются пробелы в правовом регулировании порядка финансирования СМИ. В частности, установлен запрет на получение денежных средств другого имущества от иностранных юрлиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Беларуси, за исключением случаев их участия в уставном фонде юрлица, на которое возложены функции редакции СМИ. Запрещается также получение денежных средств от анонимных источников.
В законопроекте прописаны случаи незаконного ограничения свободы массовой информации. В их числе осуществление цензуры массовой информации, незаконное приостановление или прекращение выпуска СМИ, принуждение журналиста СМИ к распространению либо отказу от распространения информации.
В документе уточнен порядок аккредитации журналистов. Установлен запрет на осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных СМИ без аккредитации.
Усилена ответственность учредителя СМИ. В частности, прописано, что он несет ответственность за выполнение требований, заявленных им при госрегистрации СМИ, а также за содержание информации, распространяемой учрежденным им СМИ.
В законопроекте установлены категории информации, распространение которой СМИ запрещено или ограничено. К ним относятся сведения, пропагандирующие использование наркотиков, психотропных веществ, информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности, насилия или жестокости, а также скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей или оказывающие вредное влияние на их здоровье.
В нормативном акте даны определения таких понятий, как вид СМИ, корреспондентский пункт, недостоверная информация, иностранное средство массовой информации, аккредитация журналиста.
Определен срок, в течение которого за учредителем СМИ сохраняется право приступить к выпуску средства массовой информации: для телевизионных и радиовещательных СМИ - в течение одного года и для печатных - в течение 6 месяцев со дня включения их в государственный реестр.
После вступления в силу данного закона средства массовой информации должны будут пройти перерегистрацию. Она будет осуществляться без взимания платы за внесение изменений и дополнений в учредительные документы.
Представители Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) считают, что главной причиной неожиданного поступления в парламент проекта нового закона является желание властей ужесточить законодательство накануне парламентских выборов. БАЖ обратилась персонально к каждому депутату парламента с призывом не содействовать спешному принятию законопроекта.
Сергей Шевко
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |