Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Русский мир как проект»

А.М. Столяров

Сегодня уже говорилось о том, что мы все понимаем, что представляет собой "Русский мир". Но определение этому образованию пока не дано. Я в своем выступлении, достаточно коротком, попытаюсь представить русский мир именно как проект - историческая необходимость проекта, технологичееская возможность проекта и возможная его структурность.

 Необходимость русского мира, на мой взгляд, вытекает просто из тех изменений, которые произошли в ситуации за последние 10 лет. Что случилось с миром? Вот была сцепка, было противостояние, которое жестко структурировало весь мир. Это СССР-США. Все страны, хотели они того или не хотели, были вынуждены ориентироваться вдоль этой оси. Эта сцепка лопнула. Образовалось свободное политическое пространство, геополитическое пространство, из него сразу же стали выдвигаться совершенно новые образования, появления которых никто, в общем, не мог предвидеть. Начали выдвигаться громадные этнокультурные объединения, фактически сверхцивилизации. Каждая такая цивилизация сейчас представляет собственный проект существования в новом мире. И эти проекты постепенно заполняют глобальное пространство. Таких проектов всего 5. Очень коротко, это: 1. Атлантический проект - проект США. Это проект удержания настоящего, т.е. ситуации, в которой США являются лидером мирового сообщества. Второй проект - проект объединенной Европы. Это проект концентрации сил и средств для перехода к постиндустриальной эпохе. Третий проект - китайский проект - проект модернизации экономики. Выглядит это скромно, но последствия этого проекта могут быть колоссальными. четвертый проект - японский проект - создание компьютеров пятого поколения. Это непосредственное обращение к информационной эпохе. И пятый проект, работающий в настоящее время - это проект исламского мира. Это, пожалуй, самый противоречивый проект, потому что он ориентирован, с одной стороны, на выживание исламского мира, а с другой стороны на экспансию религиозной мусульманской культуры.

Вот эти пять проектов сейчас заполняют пространство глобального проектирования. России там нет. Свой собственный проект она не выдвинула. Между тем, уже известно, что если держава не выдвигает своего проекта, не является субъектом проектирования, то она становится объектом этого процесса, она становится местом приложения внешних сил, что в реальности и происходит. Ведь фактически Россия сейчас присоединяется к атлантическому проекту - проекту США. То есть, она пытается проводить модернизацию экономики по китайскому образцу, но при этом целиком ориентируется на западное экономическое пространство. Вот этот проект, на мой взгляд, гибельный, потому что обеспечиваю своей сырьевой базой переход западных стран к постиндустриальному миру, Россия сама остается в индустриальной эпохе, она строит не будущее, а прошлое. Ну а кроме того, выполнить такой проект Россия просто не в состоянии. Просто по двум причинам: во-первых, у нее нет высоких технологий и нет денег, чтобы технологии развернуть. Во-вторых, демографический кризис - депопуляция. начали вступать в жизнь малочисленные поколения, это идет с начала 1990-х годов, когда был критический спад рождаемости. И вот дефицит работоспособного населения теперь будет нарастать с каждым годом. Россия может оказаться просто не в состоянии контролировать свои обширные территории. Китай заканчивает модернизацию своей экономики к 2015 году, в крайнем случае, к 2019. Одновременно, будет модернизирована армия. Ресурсов у Китая нет, территория небольшая, а у нас средняя плотность населения - 1 человек на 3 квадратных километра.

России нужен собственный цивилизационный проект. Вот таким проектом может стать русский мир. Речь ведь идет о колоссальных русских диаспорах, рассеянных по всему миру. Численность этих диаспор вполне сопоставима с численностью современной России, а вот их экономический и творческий потенциал в совокупности сравним с потенциалом любой европейской державы. Дело в том, что ведь эмиграция представляла собой с начала XX века до нашего времени в определенном смысле элиту российского общества. В эмиграцию уходили специалисты интеллектуальных сфер, т.е. той сферы, которая сейчас начинает образовывать гуманитарные технологии будущего. Более того, внедрение русской эмиграции происходило в основном в развитых западных странах, а это привело к тому, что образовался целый класс русскоязычных специалистов в ключевых отраслях западной экономики. И влияние мировых русских диаспор на интеллектуальные процессы Запада уже вполне очевидно. И, наконец, интересно то, что как всякая молодая культура, совокупность русских диаспор обладает пассионарностью, а это делает ее одной из самых перспективных культурных элит.

Вот объединение русских диаспор и метрополии, мировоззренческое и структурное, прежде всего, и позволило бы создать русский мир, фактически, русскую вселенную, которая, на мой взгляд, обладала бы колоссальными возможностями развития. Что могут вложить западные русские диаспоры в этот мир? Деньги, технологии, высокие технологии, куда русские диаспоры внедрены. Что может вложить Россия в это объединение? Ну, если сейчас обсуждать чисто политические вопросы, то, создавая русский мир, Россия создает "пятую колонну" среди НАТО. Но если отвлечься от этого, то Россия может вложить чисто фундаментальные системы образования, подготовки и переподготовки кадров, чтобы люди, работающие на Западе, свои знания использовали в России, при современных технологиях это возможно.

Колоссальными возможностями обладают русские диаспоры в странах Балтии и СНГ. денег там немного, технологий там особых нет, но 35 миллионов русскоговорящих граждан, которые там живут - это колоссальный миграционный резерв для освоения, для внутренней колонизации запустевающих сейчас просторов России. И демографическая проблема России может быть решена именно за счет восточных русских диаспор. Вот это технологическое обоснование русского мира. И России, и диаспорам есть что в русский мир вложить.

И, наконец, последнее - структурное существование русского мира. Идея русского мира подобно экономического аспекта имеет очень важный цивилизационный аспект, поскольку здесь речь идет фактически о создании нового типа государственности. Кризис современного государства, который существует внутри национальных границ, уже стал очевиден. Ну, обусловлен он глобализацией. Она сделала границы прозрачными, деньги, технологии, люди проходят сквозь них совершенно свободно. И ландшафт XXI века, скорее всего, будут определять совсем другие государственные образования, основанные, вероятно, на открытых границах. Такие образования, которые не различают национального внутри единой культуры. Это вообще соответствует вектору исторического развития. От транснациональных империй прошлого - Британской, Российской, Австрийской, Португальской, которые были созданы военными силами - к фиксированным государствам современности, а отсюда к колоссальным этнокультурным объединениям, целым биоэкономическим вселенным, которые возникают сейчас.

 В этом смысле, смысле исторического развития, возникновение русского мира также представляется неизбежным. Ментальные связи такого образования могут обеспечить компьютерные технологии, а гражданство на основе культуры - не политическое, а культурное - может создать фрактальные полуоткрытые, нестрого очерченные границы. граница русского мира пройдет там, где будут жить его граждане, культуры, особенно, мировые культуры, вообще не имеют четких границ. И сейчас мы видим, что реальностью становится именно существование гигантских мировых этносов, а Россия, именно в силу своей исторической специфики, обладая громадным диаспоральным пространством, может оказаться  в авангарде этого процесса. Вот это шанс России, и упустить его нельзя. Здесь нужен только проект, который обеспечил бы России реальное присутствие в будущем. Вот таким проектом, таким цивилизационным проектом, может стать проект русского мира. И, честно говоря, другого пути для России в будущем я не вижу. Спасибо!

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ