Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Молдова ази», 06.06.08
Время идет, выборы все ближе, а приднестровский воз и ныне там. Сегодня Кишинев изо всех сил пытается излучать оптимизм, делая заявления о неизбежном разрешении приднестровского конфликта, которые дополняются клятвами в преданности Кремлю. Складывается впечатление, что кишиневские политические деятели считают отведенную им геополитическую роль столь важной для России, что они просто обязаны интриговать ее своим поведением. То Владимир Воронин в одном из интервью в марте 2008 года дает понять, что Молдова может выйти из состава ГУАМ, то Кишинев поднимает настоящую шумиху вокруг Концепции национальной безопасности в попытке использовать этот абсолютно бессмысленный, бесполезный и пустой документ как доказательство своей преданности России, хотя весь его смысл сводится к заверениям в том, что Молдова не вступит в НАТО (как будто бы нас там кто-то ждет!). Все это напоминает торжественную клятву безнадежного импотента никого не насиловать. Тем не менее, власть предержащие пытаются убедить нас в том, что после таких "мощных ходов" со стороны Кишинева России не терпится восстановить территориальную целостность нашей страны, хотя именно Россия ни в грош не ставит нейтралитет и независимость Молдовы.
И все же Россия не осталась абсолютно равнодушной к жестам Кишинева. В ходе прошедших в Государственной Думе слушаний, посвященных проблеме сепаратистских регионов, в отношении Приднестровья было сказано, что там еще есть шансы найти решение за столом переговоров. Недавно в Кишиневе побывали с визитами Сергей Миронов и Алексей Островский, представители законодательной власти России. Первый в Тирасполь не поехал, хотя Марина Смирнова является его советником. Второй же, прибыв в Тирасполь 29 мая, сделал несколько заявлений, которые вызвали возмущение на обоих берегах Днестра.
Тирасполь услышал неприятное для себя мнение о том, что у него нет никаких причин требовать независимости от Молдовы. Потрясение тираспольских лидеров было столь велико, что 30 мая они разместили на сайте своего "верховного совета" (www.vsprmr.org) стенограмму заявлений российского парламентария. В Кишиневе же вызвали недоумение заявления Алексея Островского о том, что в ходе беседы с президентом Ворониным он узнал о готовности Кишинева обсуждать вопрос о федеративных отношениях с Приднестровьем, о предоставлении Приднестровью права вето в отношении вопросов национальной безопасности и проч., а также что Закон от 22 июля 2005 года можно с легкостью обойти.
Неизвестно, зачем главе государства понадобилось встречаться с председателем какого-то комитета в Государственной Думе, и о чем они говорили на этой встрече. Но как только стало известно содержание речи Алексея Островского в Тирасполе, Марк Ткачук заявил для "NewsIn" что эти сообщения являются "провокацией со стороны Тирасполя, которая появилась в прессе с руки тех, кто желает провалить процесс приднестровского урегулирования". Хотя почти каждый житель Приднестровья мог лицезреть эту "провокацию" из уст Алексея Островского по местным телеканалам.
Из всей этой путаницы в треугольнике Кишинев-Тирасполь-Москва следует, что кто-то или все подряд лгут. И что самое тревожное, открытость и последовательность в данном вопросе проявляет Тирасполь. Деятельность рабочих групп, которые должны были разработать меры по укреплению доверия, заморожена. Смирнов и Шевчук демонстративно выражают солидарность и позиционируют себя как сплоченный тандем. Смирнов заявил, что не будет больше встречаться с Владимиром Ворониным до тех пор, пока не получит ответа Кишинева на проект "Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой", который был вручен Воронину 11 апреля этого года. И если Воронин ждет саммита СНГ, который должен состояться 6-7 июня, чтобы приехать в Москву, то Игорь Смирнов уже там. Кроме того, тираспольская команда отлично понимает, что через два-три месяца в Кишиневе начнется предвыборная гонка, и приднестровская проблема вновь будет забыта. И они сделают все, чтобы пережить эти несколько месяцев.
Сложнее предсказать, как поведет себя Москва. 20 мая этого года Сергей Лавров в ходе встречи в Государственной Думе заявил следующее: "Мы будем и далее помогать восстановлению полномасштабного переговорного процесса и рассчитываем на то, что стороны проявят стремление к компромиссам и жизнеспособным политическим решениям на уже наработанной основе, которая в принципиальном плане не отвергается сторонами. Какие-либо нюансы в отношении того или иного пункта всегда будут учтены, но базовые принципы, повторяю, были одобрены сторонами".
Из этой цитаты становится очевидным, что Россию интересует только "восстановление переговорного процесса", и не ясно в чем заключаются "базовые принципы, одобренные сторонами". Конечно же, Кремль не забыл о Меморандуме от 8 мая 1997 года, "одобренном сторонами", который определял конфедеративный принцип отношений между Кишиневом и Тирасполем. Кишинев же, в свою очередь, настаивает на том, что "пакетное соглашение" подразумевает соблюдение Конституции Республики Молдова. Однако и Сергей Миронов, и Алексей Островский однозначно заявили, что российские войска останутся на территории Молдовы до окончательного решения приднестровской проблемы. А это значит, что "пакетное соглашение" уже выброшено Кремлем в мусорное ведро, и тогда непонятно, о каких "базовых принципах, одобренных сторонами" говорил Сергей Лавров.
Затем 29 мая состоялась встреча Сергея Лаврова с Андреем Стратаном, в ходе которой российская сторона "подтвердила свою приверженность… разработке особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья". Эта формулировка была взята на вооружение российской дипломатией сразу же после подписания Меморандума 1997 года и подразумевает не что иное как, по крайней мере, федеративные отношения между Кишиневом и Тирасполем.
Нам остается только предполагать, что вокруг приднестровской проблемы разворачивается игра, захватывающей развязки которой стоит ожидать не раньше осени. Кремль пытается воспользоваться уязвимостью ПКРМ во главе с Владимиром Ворониным накануне выборов 2009 года, чтобы упрочить свои позиции в регионе. По крайней мере, российская финансово-промышленная группа "Финансгрупп", возглавляемая предпринимателем Олегом Шварцманом, объявила о своем намерении создать инвестиционные фонды на "спорных территориях", к которым было причислено и Приднестровье. Тем не менее, если предположить, что до осени 2008 года Кремль попытается навязать еще один российский план, не ясно, каким образом будет возможным реализовать подобный сценарий.
На фоне этой неопределенности выделяется прагматичное поведение ЕС. ЕУБАМ (Миссия Европейского Союза по оказанию приграничной помощи Украине и Молдавии -прим. ред.) работает и хозяйственные субъекты из Приднестровья ведут дела с ЕС. Озвученная ЕС инициатива о финансировании мер по укреплению доверия без сомнения была услышана и в Тирасполе. На лицо разложение режима и усталость населения Приднестровья. И нельзя исключать сценария, при котором сегодняшние "патриоты" "пмр" будут готовы с радостью продаться за европейские деньги. Остаются традиционные проблемы с кишиневским правительством, которых избрали мы сами. Власть, которая хочет, но не может.
Оазу Нантой, Институт публичной политики Молдовы
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |