Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
AVA.MD, 10.06.08
В складывающихся условиях наиболее оптимальным для гагаузского народа является переход Республики Молдова на федеративное устройство и становление Гагаузии, наравне с Приднестровьем и остальной частью Молдовы, равноправным субъектом единой федерации.
Все народы, испокон веков населявшие засушливую Буджакскую степь, всегда жили в мире и согласии между собой, сообща преодолевая все свои трудности. История Буджака не знает ни одного примера межнационального конфликта. Здесь имеет значение то, что говорит человек, а не то, на каком языке он говорит. Местные жители всегда найдут общий язык между собой, и их никогда всерьёз не беспокоит национальность собеседника.
Волна национальных пробуждений, возникшая в конце 80-х начале 90-х на всём постсоветском пространстве, коснулась и многонационального юга Молдавии. Однако и этот экзамен на выдержку, взаимную терпимость и уважение население Буджака с достоинством выдержало. В тревожный период, когда пьяные толпы «румынских» волонтёров, вооружённые железными прутьями и вдохновляемые тогдашним молдавским правительством, двинулись усмирять непокорных жителей южной степи, всё население Буджака встало плечом к плечу и в едином порыве сумело отстоять свои права, свою историю, свою нерушимую дружбу. Сложные были времена. Спасибо русским солдатам и нашим братьям из Приднестровья, давшим пьяным волонтерам из Кишинева по носу и предотвратившим тогда кровопролитие.
Желаемого результата националисты тогда не получили. Однако свои намерения они не изменили. Тогда гагаузы пошли на компромиссный вариант, согласившись на автономию при безоговорочном условии остаться в конституционном поле Республики Молдова. Гагаузы, будучи открытым и дружелюбным народом, легко поверили в искренность молдавской стороны. Кроме этого, население края получило поддержку в лице Турции и её 9-го президента Сулеймана Демиреля, давших гарантию, что в составе Молдавии гагаузам будет комфортно и их права никто ущемлять не станет. Наверное, нет никаких серьёзных оснований ставить искренность Демиреля под сомнение. Он наверняка желал тогда помочь нам. Однако последующая история показала, что далеко не все гарантии, данные тогда народу Гагаузии, выполнились на практике. Опыт 14 лет гагаузской автономии был скорее горьким, чем вдохновляющим, и если беспристрастно оценить этот опыт, то можно прийти к нелицеприятным выводам.
Автономия – ловушка?
Молдавские националисты (или «румынские», как они себя называют), болевшие идеей присоединения к матери-Румынии трезво понимали, что две территории, не подчиняющиеся центральным органам власти и отстаивающие право на самостоятельное существование, одолеть крайне сложно. Перед ними стояла реальная угроза завязнуть на двух фронтах, что откладывало долгожданную для них унирю (объединение с Румынией) на неопределённый срок. Разработанная стратегия была довольно простая. Шаг первый – дать гагаузам автономию. Шаг второй – «оторвать» болгарские сёла, как можно больше расчленить территорию автономии на анклавы, сделав её нежизнеспособной. Шаг третий – все силы бросить на удушение Приднестровья.
Если бегло ознакомится с прошедшими за последние полтора десятилетия событиями, то мы увидим, что всё происходило по этому сценарию. Что интересно, кто бы не приходил к власти в Республике Молдова, каждое новое руководство действовало по отношению к Гагаузии в рамках изначально заданной политики.
Определённые надежды народ Гагаузии возлагал на приход к власти в стране коммунистов. Между этой партией и руководством Гагаузии было подписано соглашение, согласно которому коммунисты обещали предпринять ряд мер для укрепления статуса автономии, в частности, внести в конституцию страны пункт о праве Гагаузии на самоопределение в случае потери Молдавией своего суверенитета. Однако впоследствии выяснилось, что лгут они не хуже своих предшественников. Ни один пункт подписанного Соглашения коммунисты не выполнили.
Игра в Гагаузию
По большому счёту, коммунисты и не собирались ничего выполнять. Они хорошо усвоили и ввели в свою практику установленные ещё их предшественниками правила. Гагаузия – это не всерьёз, Гагаузия – это понарошку. А если Гагаузия – не настоящая, о каких обязательствах может идти речь?
Официальный Кишинев понимал, что местное население далеко не австралийские аборигены и не какие-нибудь индейцы, долго обманывать их не удастся. Если руководство самой Гагаузии не будет поддерживать правила игры, в нужный момент поддакивать и с серьёзным выражением лица говорить об автономном статусе, то скоро придётся вернуться к началу 90-х. Поэтому, с самого начала и по сей день проблемой №1 для Кишинева является послушная и покладистая власть в самой Гагаузии.
Первым, кого Кишинев посадил на кресло Башкана, стал старый и испытанный политбоец Георгий Табунщик. В нужное время и в нужном месте по команде Кишинёва Табунщик заявлял о счастливой жизни гагаузов и о том, как они довольны автономией. Врал Табунщик с поистине актёрским мастерством и на то у него были весомые стимулы: и материальные блага и всевозможные медали-ордена и гарантии невмешательства в чинимый на юге беспредел. Однако чем быстрее росло число наград у него на груди, тем быстрее таяли те немногие реальные полномочия автономии, которых удалось добиться неимоверными усилиями в период Гагаузской Республики. Постепенно все рычаги управления передавались Кишиневу.
Процесс по нивелированию автономии до уровня обычного районного центра начался практически с первого дня принятия закона «Об особом правовом статусе Гагаузии». Многие положения этого закона по запросам националистов из Парламента Республики Молдова были отменены Конституционным Судом. В течение одного месяца, согласно Закону «Об особом правовом статусе Гагаузии», все законодательные акты и Постановления Правительства РМ должны были быть приведены в соответствие с данным Законом. Этого сделано не было.
Существуют и множество других примеров, доказывающих, что закон «Об особом правовом статусе Гагаузии» всегда был для Кишинева простой формальностью, не обязательной для исполнения. Это касается и общественно-политической сферы и образования и культуры.
В настоящий момент без разрешения центральных властей Гагаузия не сможет ни установить международные экономические связи, ни отправить своих детей на учёбу в зарубежные вузы. Звучит немыслимо, но руководство Гагаузии не имеет никакого влияния даже на собственный национальный университет, администрация которого полностью подчиняется министерству образования Республики Молдова. Впрочем, теме прелестей гагаузской «автономии» мы как-нибудь уделим отдельное внимание. Оно того заслуживает.
«На каждый роток не накинешь платок»
Любые попытки патриотических сил Гагаузии открыть местному населению глаза и воспрепятствовать уничтожению автономии воспринимались Кишинёвом крайне болезненно и подавлялись незамедлительно. За примерами далеко ходить не надо. К чему привела первая попытка гагаузов избавиться от кишинёвского жандарма Табунщика и избрать патриотическое, национально-ориентированное руководство? Правящая в стране Партия Коммунистов во главе с Владимиром Ворониным, манипулируя не лучшими, мягко говоря, представителями гагаузского народа, организовала в Гагаузии государственный переворот и под угрозой уголовного преследования вынудила уйти в отставку законно избранного Башкана Дмитрия Кройтора.
Все, абсолютно все, лидеры гагаузского народа, которые смели заикнуться о защите национальных интересов, об укреплении автономного статуса, неизбежно становились жертвами репрессий со стороны центральных властей. Пример Ивана Бургуджи, ставшего личным врагов президента Воронина и вынужденного покинуть родной Буджак, пример Дмитрия Кройтора, не имеющего возможности вернуться домой, Константина Таушанжи, обивающего пороги судебных инстанций, Михаила Формузала, системно дискредитируемого пропагандистской машиной коммунистического режима, все эти и множество других примеров - наглядное тому свидетельство.
Когда официальный Кишинев во второй раз навязал Гагаузии Табунщика, для многих стало очевидно, что очередной приход к власти патриотических сил это лишь вопрос времени. Уж слишком болезненно, на грани народного терпения происходило второе восшествие Георгия Дмитриевича на трон. С трудом, пережив 4 года, население не пропустило Табунщика даже во второй тур голосования, отдав предпочтение двум кандидатам из патриотического лагеря.
Восстановить утраченное
Михаил Формузал, победивший на башканских выборах в 2006 году от народно-патриотических сил, с первого же дня работы в новой должности поднял вопрос о необходимости неукоснительного выполнения Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии». Первый год работы дался новому Башкану крайне тяжело. Без поддержки Народного Собрания, которое оставалось под безраздельным контролем антигагаузских коммунистических сил, Башкан не мог рассчитывать на серьёзные результаты. Формузал, конечно, смело защищал интересы Гагаузии и при формировании государственного бюджета, и в вопросах экспорта из автономии, и при распределении международной помощи, оказанной для преодоления засухи. Однако полное бездействие депутатов НСГ сводило эти усилия на «нет».
Результаты очередных выборов в Народное Собрание весной 2008 решительным образом поменяли ситуацию. Победа большинства депутатов, стоящих на патриотических позициях, дали Гагаузии уникальную возможность поставить перед центральными властями вопрос об усилении своего статуса. Причём, есть основания надеяться, что этот вопрос не ограничится обсуждением, а будет разрешён в практической плоскости.
Какие ещё появляются перспективы? Дополнительные возможности может открыть для себя Гагаузия при разрешении Приднестровской проблемы. Известно, что ключевой вопрос приднестровского урегулирования – это определение формата будущего государства. Республика Молдова настаивает на унитарном статусе объединённого государства с предоставлением ПМР статуса автономии наподобие АТО Гагауз Ери.
Однако, по мнению остальных сторон, более адекватным вариантом для объединенного государства, учитывающего интересы населения всех регионов, является федеративное устройство. К такому мнению всё больше склоняются сами приднестровцы, такую позицию поддерживает Россия. В этой ситуации консолидированная позиция, которую займёт руководство Гагаузии, имеет ключевое значение. Известно, что Башкан гагаузской автономии Михаил Формузал выступает за федеративное устройство страны и за предоставление Гагаузии наравне с Приднестровьем статуса одного из субъектов федерации. Если такую же позицию займёт и новое руководство Народного Собрания, то фактически Гагаузия легко выбивает из рук Кишинева главный его козырь, которым он размахивал перед участниками приднестровского урегулирования до тех пор, пока у власти в Комрате были лояльные центральным властям силы. Признание Комратом того факта, что полутора десятилетний опыт автономии является неудачным для гагаузского народа и что такой опыт абсурдно предлагать Приднестровью, вынудит коммунистическое руководство Молдовы пойти навстречу своим гражданам. В итоге, Гагаузия может поднять свою планку и восстановить утраченные полномочия.
Другого выхода у Кишинёва просто не может быть, поскольку навязывание приднестровцам статуса кастрированной «автономии» по гагаузскому образцу – это, по большому счёту, не только издевательство над здравым смыслом, не только перечёркивание всех выстраданных результатов 16 лет переговорного процесса, это ещё и оскорбление памяти сотен защитников Приднестровья, погибших от агрессии со стороны Республики Молдова.
Новые вызовы – новые решения
Победа на башканских выборах в Гагаузии (как в 1999, так и в 2006) патриотических сил, приход в Народное Собрание весной 2008 года большинства народных патриотов красноречиво говорят о том, что политика превращения Гагаузии в отсталую резервацию, проводимая центральными властями, категорически неприемлема для гагаузского народа. Люди, населяющие эту землю, привыкли к трудностям. Они выживали и в более сложных условиях, преодолевали и не такие препятствия. Благодаря своему единству, трудолюбию и целеустремлённости, малочисленному гагаузскому народу удалось не только не растеряться по миру и избежать ассимиляции, но и заявить о своих политических правах.
Вызовы сегодняшнего дня вновь требуют от жителей этого многострадального южного края мобилизации сил и проявления всех своих лучших качеств. Все усилия должны сводиться к одному – защите своих национальных интересов. Сохранение, развитие и процветание гагаузского народа - это абсолютная цель, ей должно быть подчинено каждое действие каждого ответственного человека, населяющего автономию. В складывающихся условиях наиболее оптимальным для гагаузского народа является переход Республики Молдова на федеративное устройство и становление Гагаузии, наравне с Приднестровьем и остальной частью Молдовы равноправными субъектами единой федерации.
Если достижение этой цели невозможно, если руководство Республики Молдова не готово отказаться от своих националистических и унитарных принципов, то гагаузы имеют основание поднять вопрос об освобождении от всяких обязательств перед Молдовой и рассмотреть возможность собственного государственного строительства. В свете последних событий произошедших в мире, связанных с признанием Косово, это уже не кажется утопией.
Виталий Кыльчик
Оргкомитет «Новая Молдавия»: Манифест и План действий
AVA.MD., 10.06.08
МАНИФЕСТ «НОВАЯ МОЛДАВИЯ»
Современная «Республика Молдова» - это плохо управляемая территория, населенная нищим, разобщенным и отчаявшимся населением. Мы бежим из этой страны. Мы не чувствуем себя одним народом. Виноваты ли в этом мы? Граждане Молдавии – молдаване, русские, украинцы – трудолюбивы и честны. Почему же мы так живем? Все мы знаем ответ.
Вместо ответственной политической элиты у власти – шайка политических шулеров и крупных собственников. Тех, кто живет по принципу: «больше денег с народа, меньше ответственности перед народом». Наша власть – паразит. И паразитический характер молдавской власти несовместим ни с жизненными интересами граждан, ни с будущим самой Молдавии. Или мы решим проблему паразитической власти, или Молдавия прекратит свое существование в ближайшее время.
Единственная возможность остановить социально-экономическую катастрофу и предотвратить окончательный распад государства - это отстранить от руководства страны тех, кому ВЫГОДНО сохранение существующего беспорядка. Народу не нужна эта власть, и эта «элита», полностью обанкротившая саму идею государства.
Молдавии нужна ответственная политическая сила, которая, не отдаляясь от своего народа, сможет защищать его интересы и держать ответ за совершенные действия.
«Новая Молдавия» - это радикальная и неконструктивная оппозиция по отношению к нищете и бесправию населения, к всевластию и безнаказанности чиновничье-полицейского аппарата, по отношению ко всему, что олицетворяет собой режим Воронина. В тоже время, мы предлагаем и создаем. «Новая Молдавия» - это созидательная политическая сила, главная цель которой - материальный достаток, социальная защита и духовный рост всех граждан страны.
Мы - за единую гражданскую нацию
Мы - «Новая Молдавия» - считаем недопустимым существующее разделение граждан страны на «титульную нацию» и «национальные меньшинства». Оно ставит в привилегированное положение одних и приводит к ущемлению других. Это не дает нам быть ОДНИМ народом. В конечном счете, это губительно и для молдаван.
Богатство Молдавии – в ее разнообразии. Развитие и укрепление культурного, этнического и языкового многообразия страны, мы считаем главным ресурсом. Если мы сохраним многообразную Молдавию – то без ущерба культурной и этнической самобытности сумеем выработать особую самоидентификацию всех граждан Молдавии. Мы сделаем их единым народом, а не разобщенными молдаванами, русскими украинцами, румынами, евреями, которые живут в Молдавии просто потому, что еще не сумели отсюда уехать.
Мы - за равноправие граждан и за реальный билингвизм
Цель «Новой Молдавии» - реальное равноправие граждан, вне зависимости от их этнического происхождения. Мы хотим, чтобы нашу страну представляли те, кто в ней живут. Поэтому мы за справедливое представительство граждан разных национальностей во всех органах власти. Мы за то, чтобы в парламенте, правительстве, мэриях, президентском дворце – были люди, представляющие ВСЕ народы Молдавии. И это должно быть закреплено ЗАКОНОДАТЕЛЬНО.
Мы также выступаем за то, чтобы русский язык был вторым государственным в будущей новой Молдавии.
Мы – регионалисты
«Новая Молдавия» выступает за развитие молдавского регионализма. Мы - за наделение всех молдавских районов широкими свободами и финансовыми полномочиями. Децентрализация власти, создание множества сильных и развитых молдавских районов – это благо как для районов, так и для столицы. Для районов, потому что она даст им достаток. И для столицы – потому что позволит сократить неконтролируемую сегодня миграцию из районов.
Обеспечив достойные условия жизни в молдавской провинции, мы обеспечим благополучие как ее, так и кишиневцев.
Мы - за федерацию
Необходимо осознать, что жители Приднестровья, наравне с нами обладают своими правами, интересами, целями и задачами. Мы уверены, что интересы жителей обоих берегов Днестра во многом совпадают. И если до сих пор нам не удалось достичь результатов, то только потому, что руководство страны и политическая элита Правобережья упрямо не желает рассматривать Приднестровье как равноправного партнера. Или мы будем равными, или мы не будем вместе. То же относится и к Гагаузии. Мы выступаем за федеративное устройство страны.
Мы - за дружбу с Россией
Приближающийся крах молдавской государственности способно предотвратить ТОЛЬКО одно – Россия должна стать не только главным политическим и торгово-экономическим партнером, но также – гарантом государственного единства и нейтралитета Молдавии. Мы считаем недопустимыми те оскорбления в адрес России, которые постоянно звучали в период правления Воронина и его предшественников. Мы не считаем, что уважать Россию - значит вспоминать о ней за пару месяцев до выборов. Мы – за Россию, и Россия – за новую Молдавию.
Мы – за дружбу с Европой, но мы – «евроскептики»
Так называемая евроинтеграция, которую проводит руководство страны, - это никакая не евроинтеграция. Это имитация действий и карикатурное подражание европейским стандартам. Но в нынешней Молдавии нет условий для внедрения этих стандартов. Все это превращает власть в посмешище в глазах собственных граждан и заставляет страну топтаться на месте. Разница между РМ и ЕС в уровне жизни населения, развитии демократических институтов и гражданского общества – колоссальна. Кроме того, нет ясных перспектив относительно будущего самого единого европейского сообщества. Поэтому все разговоры о «евроинтеграции» Молдавии мы считаем политическими спекуляциями.
Мы - за экономическую справедливость
«Новая Молдавия» считает, что власть РМ открыто грабит население страны. Они выдавливают нас за рубеж, прикрываясь нашими семьями здесь, как заложниками. Гастарбайтеров грабят, начиная с перепродажи паспортов, и заканчивая грабительским курсом валют. Больше 40 процентов своего заработка мигранты «дарят» государству, которое не обеспечило их работой. «Новая Молдавия» уверена, что проблема миграции разрешима. Мы выступаем за легализацию доходов гастарбайтеров. Вместо того, чтобы кормить народ сказками про «европейскую интеграцию», необходимо, наконец, сделать так, чтобы люди в этой стране перестали бояться за свои деньги, за благополучие своих семей.
Мы - за народ
Мы, - «Новая Молдавия», - уверены, что все самые важные решения в стране должны и могут приниматься ТОЛЬКО путем всенародных референдумов. Президент страны также должен избираться прямым голосованием граждан.
«Новая Молдавия» - это единственная политическая сила, не замаравшая себя ни хаосом 90-х, ни тотальным воровством, прикрываемым тотальной ложью, 2000-х. У нас достаточно сил, достаточно профессиональных и интеллектуальных ресурсов. Мы хотим и готовы решать ключевые проблемы нашего общества. Потому что если мы не решим их в ближайшее время, Молдавия перестанет существовать.
Скажите «да» своей стране – станьте частью новой Молдавии.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ «НОВАЯ МОЛДАВИЯ»
Что такое «Новая Молдавия»? Это не только страна, которая должна появиться здесь, на месте провального унитарного проекта «Республика Молдова». «Новая Молдавия» - еще и качественная гражданская альтернатива всему современному политическому классу Республики Молдова. Причем альтернатива как нынешней власти РМ, так и ее оппозиции, которая ничем не отличается от власти.
Национальным проектом «Новой Молдавии» по сохранению и возрождению молдавского государства является СОЗДАНИЕ МОЛДАВСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ (ПОЛИТИЧЕСКОЙ) НАЦИИ. Создание этой нации на базе этнического равноправия и молдавско-русского билингвизма. Это стратегической задаче подчинено все. Потому что только выполнение этой задачи сохранит Молдавию как страну, и нас – как ее народ.
Национальный вопрос
На данный момент ни единого молдавского народа, объединяющего ВСЕХ жителей страны, ни состоявшейся молдавской нации, не существует. Без решения фундаментальной задачи – консолидации молдавского народа в единую общность, объединенную едиными целями – у молдавского государства нет будущего. Поэтому «Новая Молдавия» считает необходимым вернуться к фундаменту молдавской государственности. Мы предлагаем создание новой Молдавии на основе согласия различных общественных и этнических групп по правилам общежития в стране. Итогом станет разработка «дорожной карты» укрепления межэтнического согласия, которая будет основана на следующих принципах:
- принцип добровольного этнического самоопределения граждан;
- принцип гражданской нации («молдаванин» = гражданин Молдавии);
- принцип равноправных государствообразующих общин вместо разделения на «титульную нацию» и подлежащие ассимиляции «национальные меньшинства»;
- принцип юридического и фактического равноправия и равенства шансов для всех этнических групп;
- принцип возможности для ВСЕХ граждан быть включенными в политическую и социально-экономическую жизнь страны;
- принцип неизбежности наказания в соответствии с законодательством Республики Молдова за разжигание межнациональной розни и публичные высказывания нацистского характера.
2. Языковой вопрос
Важнейшим фактором проекта молдавской гражданской нации является реальный русско-молдавский билингвизм. Именно он делает Молдавию уникальным государственным образованием и сводит на нет притязания соседей на ее территорию. «Новая Молдавия» считает необходимым фактическое и юридическое закрепление данного положения на основе следующих принципов:
- принцип равноправия двух государственных языков - русского и молдавского (официальный статус гагаузского языка в Гагаузской автономии);
- принцип всемерной поддержки языков государствообразующих общин со стороны государства;
- занятие любой государственной должности возможно при знании, как минимум, одного из государственных языков;
- внедрение государственной программы бесплатных
экспресс-курсов для госслужащих по изучению молдавского и русского языков;
- принцип доплаты госчиновникам за знание двух
государственных языков по результатам аттестации;
- принцип равноправного использования латинской и кириллической графики молдавского языка.
3. Смена политических элит
Помимо нового стратегического общественного консенсуса, - этого мирного договора между всеми нами, - Молдавия должна обрести новую политическую культуру и новый политический класс. Механизм смены политических элит «Новая Молдавия» видит в реализации следующих принципов:
- принцип коллективной ответственности молдавского политического класса 90-х – начала 2000-х годов за крах молдавского государства (с возможностью поражения в политических правах);
- принцип денацификации, принятие мер по привлечению к ответственности без учета срока давности лиц, причастных к развязыванию агрессии против Приднестровья, организации похода волонтеров на Гагаузию, нагнетанию нацистской истерии и русофобии в РМ;
- отмена закона о запрете для лиц, имеющих двойное гражданство, занимать государственные должности или быть депутатами парламентов различного уровня;
- дебюрократизация, сокращение численности чиновничьего аппарата, урезание привилегий и льгот для чиновников.
4. Приднестровское урегулирование
«Новая Молдавия» выступает за мирное, поэтапное, политическое урегулирование приднестровского конфликта на основе равноправного диалога сторон. Конечной целью урегулирования является создание нового государства в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 года. Механизм урегулирования конфликта заключается в последовательной реализации Республикой Молдова следующих шагов, позволяющих сделать проект создания общего государства привлекательным для жителей Приднестровья:
- отмена закона 2005 года «Об особом правовом статусе
Приднестровья»;
- подписание Договора о дружбе и
сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровьем, разработанного на
основе проекта, предложенного приднестровской стороной 11 апреля 2008 года в
Бендерах;
- реформирование молдавской политической системы на основе принципов демократизации, декриминализации, демилитаризации и денацификации Республики Молдова;
- законодательное обеспечение гарантий признания и неприкосновенности собственности на территории Приднестровья, включая собственность иностранных граждан;
- признание равенства экономических, трудовых, социальных, пенсионных и иных гуманитарных прав жителей Республики Молдова и Приднестровья;
- равноправные переговоры между Кишиневом и Тирасполем (при участии гагаузской стороны) о формировании общего государства, о его формате и разграничении полномочий с учетом справедливого представительства в центральных органах власти всех государствообразующих субъектов;
- проведение на обоих берегах Днестра всенародного референдума о создании нового общего государства.
5. Государственное устройство
«Новая Молдавия» выступает за отказ от унитарного принципа устройства молдавского государства. На первом этапе мы считаем необходимой реализацию преобразований, основанных на следующих принципах:
- полное и безусловное выполнение закона «Об особом
правовом статусе Гагаузии»;
- квотирование
представительства в центральном законодательном органе для Гагаузской
автономии;
- восстановление права на создание региональных партий;
- восстановление механизма выборов президента всенародным голосованием;
- принцип решения всех стратегических вопросов молдавской внутренней и внешней политики с помощью всенародных референдумов.
В перспективе приднестровского урегулирования «Новая Молдавия» выступает за выработку приемлемой формы федеративных отношений Республики Молдова, Приднестровья и Гагаузии на основе следующих принципов:
- принцип права вето субъекта в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса или вхождения международные политические, военно-политические или экономические организации;
- принцип обеспечения свободы внешнеэкономической деятельности, международных коммуникаций, внешних гуманитарных и культурных связей для субъектов;
- принцип права субъекта на выход из состава государства в случае утраты им международной правосубъектности;
- принцип квотирования представительства субъектов в центральном законодательном органе по территориальному принципу;
- перспектива перехода к двухпалатному парламенту, верхняя палата которого представляет интересы субъектов и формируется путем квотированного представительства от каждого субъекта (50% мест - Республике Молдова, 25% – Приднестровью и 25% - Гагаузии);
- рассмотрение возможности придания муниципию Кишинев статуса субъекта федерации, а также создания других государственно-территориальных образований в качестве субъектов федеративного государства (Тараклийский район, «Северный», «Южный» и «Центральный» районы со своими региональными центрами).
6. Экономика
Мы считаем, что экономика Республики Молдова представляет собой гибрид, в котором скрещены наихудшие черты капиталистической и социалистической систем. В то же время, государство – обкрадывая трудовых мигрантов – не использует огромный потенциал средств мигрантов, благодаря которым эта страна еще существует. Мы предлагаем необходимый и срочный комплекс мер, основанных на следующих принципах:
- легализация доходов мигрантов, зачет рабочего стажа мигранта при его выходе на пенсию;
- практическая отмена взимания налогов со средств
мигрантов (поскольку государство, не сумевшее обеспечить своего гражданина
работой, не имеет никакого права облагать его заработок налогами) и ограничение
ВСЕХ налогов до 2-3% от суммы;
- льготная налоговая
политика государства для гастарбайтеров, решивших заняться бизнес-проектами в
РМ, введение принципа "три к одному" (если мигрант вкладывает 1 евро в
производство у себя на родине, государство добавляет три);
- отказ от бесплодных попыток абстрактной «интеграции в ЕС» взамен на реальное признание странами Евросоюза прав рабочих из РМ;
- упрощение системы налогообложения, сокращение числа налогов для бизнеса, связанного с производством товаров, услуг, снижение НДС до 15%, введение единого подоходного налога в размере 13%;
- борьба со спекулятивным ростом цен;
- создание условий для обеспечения экономических агентов «дешевыми» кредитами, создание фондов гарантирования кредитов, снижение процентных ставок коммерческих банков;
- диверсификация производства, ориентация на конкурентоспособные товары, для которых есть несколько рынков сбыта;
- продвижение отечественных производителей на внешнем рынке и отстаивание их интересов, защита местного производителя, создание условий для доступа малого бизнеса к внешним рынкам;
- помощь государства в международной сертификации товаров, налоговые льготы для производителей сертифицированной продукции;
- прямые и государственные инвестиции в общую инфраструктуру (в первую очередь - дороги и телекоммуникации), налоговое стимулирование частных компаний, работающих в данных областях;
- развитие системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования.
7. Внешняя политика
Мы видим Молдавию нейтральным и демилитаризованным государством с прагматичной, последовательной и предсказуемой внешней политикой, ориентированной на выстраивание партнерских отношений со странами-соседями, а также с традиционными внешнеполитическими партнерами республики на основе следующих принципов:
- принцип гарантирования государственного единства и нейтралитета Молдавии со стороны России;
- принцип всестороннего анализа и пересмотра перспектив членства Молдавии в международных организациях, пребывание в которых не способствует реализации стратегических внешнеполитических приоритетов государства;
- принцип объективности, реализма и прагматизма при оценке перспектив европейской интеграции Республики Молдова вместо пустого популизма и политических спекуляций.
Заключение
Мы отдаем себе отчет в том, что ни одна из нынешних молдавских политических сил не способна ни провозгласить, ни, тем более, реально выполнить эти условия.
Мы также осознаем, что для кого-то они могут показаться непривычными и даже пугающими.
Да, речь действительно идет, ни больше - ни меньше, о переучреждении молдавского государства.
Мы готовы взять на себя эту ответственность, объективно понимая, что других способов преодоления кризиса молдавской государственности, сохранения молдавского государства и обретения им смысла своего существования просто нет.
Только Новая Молдавия станет родным домом для всех своих граждан.
Добро пожаловать в Новую Молдавию.
Добро пожаловать домой.
Вячеслав Крачун, Владимир Лорченков, Евгений Шоларь
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |