Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ИА REGNUM, 18.06.08
Приднестровское урегулирование: "Пытаясь загнать русскоязычное Приднестровье в Молдавию, Москва готовит его населению судьбу прибалтийских "неграждан"
"Похоже, для самоопределившихся постсоветских республик вновь наступил этап, когда их дружеским чувствам к Москве предстоит пройти тяжелое испытание, - пишет газета "Приднестровье". - Россия, стремящаяся возродить свое влияние в СНГ, в последнее время решила сделать это за счет своих традиционных и верных союзников. Ярким примером здесь становится Приднестровье. Именно на примере данной непризнанной республики Москва вознамерилась показать мировому сообществу, что в отличие от истории с Косово, подобный конфликт можно решить через восстановление "территориальной целостности". Другими словами, путем включения Приднестровья в состав соседней Молдавии. В российской столице предполагают, что подобный финал позволит вернуть в сферу ее влияния всю территорию бывшей МССР и значительно укрепить роль России как надежной хранительницы международного права - в отличие от "плохих" американцев, это право стремительно разрушающих. Но получит ли Кремль в итоге те дивиденды, на которые он рассчитывает?"
"О целях Москвы в отношении Приднестровья подробно и откровенно поведал во время своего визита в Тирасполь глава думского комитета по делам СНГ Алексей Островский. Его заявления вызвали небывалый общественный резонанс. Еще бы. Прямо с порога российский парламентарий уверенно объявил о том, что Тирасполю не стоит рассчитывать на понимание Москвы в своем стремлении к международному признанию. "Движение в сторону независимости - это путь в никуда. Такое движение не найдет поддержки в мировом сообществе... В этой связи нам не очень понятны те желания видеть Россию в качестве гаранта признания независимости Приднестровья, которые исходят с левого берега Днестра", - заявил Алексей Островский на встрече с депутатами приднестровского парламента. Именно Островский был одним из инициаторов думских слушаний, которые состоялись в нижней палате российского парламента в марте 2008 года. Тогда Госдума РФ приняла заявление по Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью. И если по первым двум государствам думские депутаты дали рекомендацию исполнительной власти рассмотреть вопрос о признании, то для Тирасполя был предложен другой рецепт: договориться с Молдавией. Этот шаг не вызвал большого энтузиазма в республике, и уже тогда в Приднестровье появились мнения о российской готовности "сдать" самоопределившееся государство. Приехав в Тирасполь, Алексей Островский, видимо, решил эту версию укрепить", - отмечает издание.
"Заявив, что выражает позицию всего российского руководства, думский парламентарий выступил с рекомендацией: Тирасполю следует договориться с Правобережьем о вхождении Приднестровья в состав Молдавии. В качестве аргумента Островский привел гарантии, которые молдавское руководство обещает дать приднестровцам в будущей "воссоединенной" стране. По словам депутата, об этих гарантиях ему рассказал молдавский лидер Воронин при личной встрече. "Скажу лишь некоторые из них: в первую очередь - руководство Молдавии готово к определению федеративных отношений с Приднестровьем. Готово согласиться на право вето со стороны Приднестровья в отношении тех вопросов, которые так или иначе затронут интересы приднестровских жителей. Руководство Молдавии готово также говорить об особом статусе русского языка в единой Молдавии", - поделился подробностями своей беседы с президентом Ворониным российский парламентарий. Все это, считает он, может служить хорошей основой для комфортного существования жителей Приднестровья в объединенной стране", - пишет газета.
"Нельзя не заметить, что руководство Молдавии избрало весьма экзотический способ сообщать о своих предложениях приднестровской власти. До сих пор официальный Тирасполь не получил того "пакетного плана" урегулирования, о котором давно говорит президент Воронин. О кишиневских подходах в Тирасполе узнают от кого угодно: от американских послов, от приезжих парламентариев, а еще - из газет, на страницах которых молдавский лидер неоднократно высказывал свои взгляды на будущий приднестровский статус. Кстати, именно из газет приднестровцы узнали твердую и убежденную позицию президента Воронина. Совсем недавно в своем интервью для российской прессы он заявил, что никогда не согласится на федерацию с Приднестровьем - речь может быть только об унитарной Молдавии. Может, в своей беседе Островский неправильно понял Воронина? И перепутал унитарное устройство с федеративным? Но вряд ли такая рассеянность позволительна человеку, который возглавляет ответственный комитет в Государственной думе", - отмечает издание.
"Гарантии, о которых упоминает Островский, вряд ли можно назвать политическим "ноу-хау". В свое время все они уже были предложены в известном всем документе - "Меморандуме Козака". Там подробно было прописано и приднестровское право вето, и русский язык, и много еще деталей, которые должны были защитить приднестровцев в случае, если они согласятся войти в состав молдавской гипотетической федерации. Именно этот детально отработанный Меморандум в самый последний момент отказался подписывать президент Воронин. Для Приднестровья - и об этом неоднократно говорили его руководители - такой документ был предельным компромиссом. После молдавских действий они получили полное право сомневаться в договороспособности Кишинева - во всяком случае, его современной власти. В Тирасполе вполне обоснованно подняли планку требований, справедливо считая, что защитить права приднестровцев в рамках общей страны с такой безответственной властной элитой практически невозможно. И сегодня верить в готовность Воронина вновь вернуться к тому, от чего он отрекся с таким скандалом, было бы политической наивностью для Приднестровья. В одну и ту же реку нельзя войти дважды - тем более, в большой политике", - пишет "Приднестровье".
"С 2005 года молдавские цели по Приднестровью выражены в специальном законе. Он определяет, что приднестровский статус должен, по сути, быть сведен к уровню бесправного молдавского уезда. О том, что этот закон изначально заводит любые переговоры в тупик, в свое время заявил и российский МИД. Во время визита в Тирасполь глава думского комитета по делам СНГ с поразительной легкостью отмахнулся от этого молдавского документа, заявив, что эту проблему можно разрешить, и после объединения закон 2005 года "фактически потеряет какой-либо смысл". Но вряд ли стоит столь легкомысленно подходить к действующему в Молдавии законодательству. Даже если предположить, что завтра ПКРМ - партия президента Воронина - изъявит желание аннулировать злополучный закон, у нее просто не хватит голосов в молдавском парламенте. Впрочем, даже если допустить настоящее чудо и представить себе, что коммунисты найдут союзников среди других парламентских фракций, то перед молдавской властью встанет другая, намного более фундаментальная вещь - вопрос об изменении унитарной молдавской Конституции. А это уже невозможно сделать без учета мнения всего молдавского общества. Надо учесть, что сегодня влияние ПКРМ в Молдавии неуклонно снижается - на местных выборах все чаще побеждают сторонники западного вектора. Результаты последней избирательной кампании продемонстрировали, что ПКРМ - уходящая сила. Если еще учесть, что федеративную идею в опросах поддерживает меньшинство, то станет вполне очевидно: гарантии, которые обещает Тирасполю президент Воронин, его партия просто технически не в состоянии дать", - считает издание.
"Да и было ли оно, обещание этих гарантий? Если судить по заявлению, с которым выступил в прессе после визита Островского советник молдавского лидера и "серый кардинал" Молдавии Марк Ткачук, никакого федеративного статуса, никакого права вето для Приднестровья Воронин не обещал и обещать не мог. Возможно, Островский озвучил лишь то, что Москва хотела бы видеть со стороны молдавского руководства, выдав желаемое за действительное? Уж как-то подозрительно много темных пятен в этой истории про молдавского лидера, который горит желанием показаться в глазах Москвы политиком конструктивным и современно мыслящим. И здесь со всей очевидностью вырастает проблема, на которую в Москве не обращают или не хотят обращать внимания. Речь идет о смене политических поколений. В России она уже произошла - ее лидером стал политик новой формации, живущий реальностью сегодняшнего дня и несвязанный с коммунистическим прошлым. В Молдавии этот процесс пока не завершился. Партия власти во главе с коммунистом Ворониным пытается затормозить его, но и она уже понимает, что время коммунизма безвозвратно уходит. Кто же идет на смену? Мэром молдавской столицы стал молодой и последовательный сторонник объединения Молдавии с Румынией. Кадровый состав молдавских властных структур также в значительной степени состоит из людей, прошедших учебу в румынских вузах. По сути, вся политическая элита Молдавии, сегодняшняя и приходящая ей на смену - это западная креатура. Свое будущее в Молдавии не связывают с Россией. Там смотрят в одном - европейском и евроатлантическом направлении. Если попробовать заглянуть на несколько лет вперед, то можно увидеть, что в политическом смысле Молдавию ждет судьба прибалтийских республик. Молдавские лидеры, молодые и даже не очень (кстати, и тот же Воронин), не раз совершали визиты в страны Прибалтики "для обмена опытом". И нетрудно заметить, что во внутренней политике современные власти Молдавии, по сути, идут прибалтийским путем, но в его значительно более мягкой форме. Русскоязычное население уже вытеснено из политики, из науки, культурной сферы. Оно, правда, молчит - но только лишь потому, что в Кишиневе избрали иезуитскую тактику, старательно маскируя свой антироссийский курс", - пишет газета.
"На этом фоне попытка Москвы сделать ставку на заходящую звезду Воронина, укрепив его рейтинг за счет "прогресса" по Приднестровью, как минимум, выглядит политически недальновидной. Даже если у Кремля и получится вдруг обеспечить молдавскому лидеру преимущество на будущих выборах, Молдавия от этого пророссийской не станет. Больше того. Пытаясь загнать русскоязычное Приднестровье в Молдавию, Москва неосознанно этим готовит его населению судьбу прибалтийских "неграждан". И в этом - стратегическая уязвимость любых кремлевских игр на этой земле", - отмечает издание.
"Что же делать в такой ситуации Приднестровью? Надо заметить, что это не первый раз, когда приднестровцам приходится становиться заложниками большой игры, которую, как ей кажется, проводит Москва. И в Тирасполе научились взвешенно относиться к таким поворотам, сохраняя при этом дружеские чувства к "большому брату". Они, эти чувства, обусловлены многовековой историей приднестровско-российских отношений и вряд ли могут быть принесены в жертву политическому моменту. Но проблема в том, что в регионе действует не только такой игрок, как Россия. В последнее время всю большую и широкую активность здесь проявляет Евросоюз. Уже сегодня его представители сделали ряд заманчивых предложений местной элите. Для приднестровского бизнеса - это возможность выхода на обширные европейские рынки. Для молодой и набирающей силу политической элиты - перспективы войти в элитарное сообщество европейских политиков и экспертов. Для простых людей - это проекты развития инфраструктуры. К тому же, во время неоднократных визитов в Тирасполь западные эмиссары недвусмысленно дали понять, что поворот в сторону Запада вполне может обеспечить республике долгожданное юридическое признание государственности", - пишет газета.
"Конечно, пока никто не ведет речи о том, чтобы уйти "под Запад". Но, теряя время на игры с антироссийской, по сути, Молдавией, Москва сама отталкивает Приднестровье. 18 лет люди живут надеждой на защиту и признание со стороны России. Уже неоднократно они становились свидетелями и невольными заложниками тех политических игр, которые ведет российское руководство. Раньше они объясняли это себе тем, что Россия еще не так сильна, и надо чуть-чуть подождать. Потом надеялись на то, что косовский прецедент заставит Москву действовать более решительно. Теперь жителям Приднестровья снова остается ждать и надеяться, когда в Кремле вновь осознают бесперспективность заигрываний с кишиневской властью. Но смена эпох идет не только в России и соседней Молдавии. Новое поколение приднестровцев уже повзрослело - уже сейчас оно приходит во власть и бизнес. И в отличие от своих родителей, росло оно, видя, как республику периодически делают заложником больших политических игр. Куда поведут они, представители этого поколения, республику завтра? Вряд ли ответ будет так же предсказуем и однозначен, как пять или десять лет назад", - подводит итог издание.
В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "На словах Кишинев декларирует готовность к диалогу и компромиссам. Однако сегодня идет игра нервов, у кого они сильнее, но и у кого сильнее поддержка России, и пока карты на стороне Молдавии. В последнее время Россия поддерживает Молдавию в приднестровском урегулировании: визиты первых лиц, открытие рынков, тесное сотрудничество по многим направлениям".
Тема приднестровского урегулирования также активизировалась и за рубежом. В столице Финляндии под эгидой ОБСЕ прошла встреча представителей России, Украины, ЕС и США, обсуждалась и тема приднестровского урегулирования. Участники заявили, что целью совещания стала подготовка будущей встречи в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), дата и место проведения которой не уточняется. Аналитики и политики на берегах Днестра твердо уверены: молдавско-приднестровский вопрос в ближайшем времени урегулирован не будет, Кишинев не пойдет на широкую автономию для Приднестровья, а Приднестровье не станет вливаться в единую Молдавию. Сейчас, в ожидании парламентских выборов, в Молдавии достаточно популистских заявлений по поводу отношений с Приднестровьем. Но это просто риторика, связанная с предвыборной кампанией. И никто всерьез не воспринимает ни инициативы по экономическим вопросам во взаимоотношениях с Приднестровьем, ни возможность разрешения ситуации в ближайшее время", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.
"Новая газета" пишет: "Некоторые эксперты в дискуссиях о размораживании молдавско-приднестровского конфликта приходят к выводу о том, что настала эпоха новой геополитической концепции - "расширенного Чёрного моря". При этом некоторые считают, что требуется "не признавать сепаратистские режимы" и "разгонять сепаратистские силовые структуры", а другие отстаивали необходимость "исключительно мирного решения всех спорных вопросов" и "диалога с непризнанными странами". Последние, в частности, говоря о приднестровской ситуации, подчёркивают, что "общество Приднестровья достаточно плюралистично", в ПМР "есть Верховный совет, который нередко не соглашается с президентом республики".
"Говоря о роли Молдавии, звучат различные оценки. Её сближение с Москвой вызвало полярные точки зрения: от призывов "проявлять терпение и не выходить из формата "5+2" и до обращений задуматься: быть может, "формат "2+1" эффективнее, нежели формат "5+2"?" Под "2+1" подразумевался треугольник Россия-ПМР-Молдавия. Что до роли Евросоюза, то он, как полагают некоторые аналитики, "не хочет решать вопросы в контексте конфронтации". Необходимо больше поддерживать партнёров, а не наказывать сепаратистов. Если не понять, что заботит Россию, то не решить спорные вопросы", - отмечает издание.
"Один из рецептов размораживания конфликтов видят в том, чтобы Россия и Украина вошли в систему европейской безопасности, причём "Россию надо однозначно принимать во внимание как державу, отвечающую за безопасность Европы". Украина же рассматривается как "страна, принадлежащая Европе". Различный подход Москвы к некоторым постсоветским странам оценивается так: оппонирующие Грузия и Украина наказываются Россией, а Молдавия, напротив, на их фоне выигрывает. Это различие в подходе тщательно отслеживается ЕС и США, а потому следует ожидать обострения разногласий в героическом формате "5+2", - резюмирует издание.
Ольга Патерова
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |