Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Коммерсант», 02.06.08
Грузия обеспокоена появлением в Абхазии железнодорожных войск РФ
Россия ввела в Абхазию подразделения своих железнодорожных войск. Этот шаг Москва объяснила необходимостью восстановления железной дороги, которая теснее привяжет непризнанную республику к РФ и олимпийским стройкам в Сочи. В Тбилиси же действия России расценили как "подготовку к интервенции". На сторону Грузии тут же встали США. Впрочем, по информации "Ъ", ввод российских подразделений в Абхазию может быть частью подготовки Москвы к предстоящей на этой неделе встрече президентов Дмитрия Медведева и Михаила Саакашвили.
Дорога к войне
"Прикрываясь восстановлением железнодорожной магистрали в Абхазии, Россия скрывает подготовку к широкомасштабной военной операции, целью которой является аннексия и оккупация территории Грузии",— заявил в субботу заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия. "Мы расцениваем действия России как очередной агрессивный шаг, направленный против территориальной целостности Грузии. Нет сомнения, что российская сторона усиливает военную инфраструктуру для начала военной интервенции,— вторил ему заместитель главы МИД Грузии Григол Вашадзе.— Никто не вводит железнодорожные войска на территорию другого государства, если не готовится интервенция". Он сообщил, что в связи с последними действиями России послу РФ в Грузии Вячеславу Коваленко будет вручена "уже 59-я по счету" нота протеста. "Хотя российского посла в подобных случаях и нелегко найти, мы его найдем, приведем в МИД и вручим ноту",— не без раздражения добавил господин Вашадзе.
Столь бурное негодование грузинских властей вызвал ввод на территорию Абхазии подразделений железнодорожных войск РФ, о котором Минобороны РФ объявило в субботу. "В соответствии с решением президента РФ об оказании помощи республике Абхазия организована работа по восстановлению дорожных направлений и инфраструктуры, в которой принимают участие подразделения и спецтехника железнодорожных войск РФ без вооружения",— заявила пресс-служба Минобороны. Таким образом, военные мотивировали свои действия поручениями, которые в апреле дал правительству РФ Владимир Путин. Кстати, еще в четверг командующий железнодорожными войсками РФ генерал-лейтенант Сергей Климец заявил, что его подчиненные готовы оказать помощь Абхазии, "если будет соответствующее политическое решение". Это значит, что решение об отправке российских войск в Абхазию принималось на высшем уровне.
Как сообщил вчера "Ъ" глава МИД непризнанной республики Сергей Шамба, на территорию Абхазии вошло всего около 400 российских военных. Однако Бату Кутелия в субботу заявил, что вместе с железнодорожниками на территорию Абхазии переброшено 500 российских десантников. Кстати, в тот же день Минобороны РФ сообщило о том, что в Абхазии с 25 по 30 мая проходила плановая ротация миротворцев, причем "общая численность заменяемого личного состава составила 500 человек" — ровно столько российских десантников насчитали в Абхазии специалисты минобороны Грузии.
В Тбилиси уже пообещали дать отпор "российскому железнодорожному десанту". "Если подобные действия со стороны России не будет прекращены, мы ответим на это жестко",— пригрозил Бату Кутелия и пообещал, что международное сообщество встанет на сторону Грузии. А уже через несколько часов Тбилиси поддержал Вашингтон. Официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак заявил, что "США крайне встревожены действиями Минобороны РФ, не согласованными с властями Грузии". "Мы уже выразили опасения российскому правительству и находимся в контакте с руководством Грузии",— подчеркнул американский дипломат.
Дорога в Сочи
Руководство Абхазии объясняет действия Минобороны РФ исключительно экономическими мотивами. "Здесь нет злого умысла — в восстановлении нашей железнодорожной системы заинтересованы многие, прежде всего по экономическим соображениям",— заявил "Ъ" Сергей Шамба. В частности, по мнению главы МИД Абхазии, "следует учитывать и предстоящие Олимпийские игры в Сочи — железная дорога может пригодиться для перевозки различных грузов, необходимых для строительства олимпийских объектов".
Кстати, о необходимости организовать перевозку различных материалов из Абхазии железнодорожным транспортом 16 мая говорил и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, подписывая соглашение между краем и непризнанной республикой о поставках стройматериалов для олимпийских объектов в Сочи. По мнению губернатора, поставка стройматериалов именно из Абхазии выгоднее, чем их завоз из других регионов России, поскольку непризнанная республика находится всего в 40 км от района олимпийских строек.
Эти инициативы поддерживает и правительство России. Например, в марте, когда Москва в одностороннем порядке вышла из режима санкций по отношению к непризнанной республике, глава Минрегионразвития Дмитрий Козак говорил, что Россия не видит никаких препятствий для закупки стройматериалов и найма рабочей силы в Абхазии для реализации сочинского проекта.
Как заявил вчера "Ъ" Сергей Шамба, правительство Абхазии рассчитывает на то, что восстановительные работы на железной дороге в основном будут завершены через три месяца. Как раз в это время губернатор Ткачев планировал начать поставки стройматериалов из Абхазии в Сочи.
Дорога в Закавказье
Впрочем, для России восстановление железной дороги на территории Абхазии может иметь куда большее значение, чем просто получение дешевого транспортного канала для перевозки в Сочи абхазского гравия и песка. Москва уже не первый год пытается восстановить разрушенную в годы грузино-абхазского конфликта железнодорожную ветку между Россией и Грузией через Абхазию — это позволит ей получить прямое железнодорожное сообщение с Арменией, своим ключевым союзником в Закавказье.
Впервые Москва попыталась сделать это еще в марте 2003 года — вопрос о восстановлении железной дороги стал одним из центральных на встрече Владимира Путина с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе в Сочи. Тогда Россия и Грузия договорились о пакетной сделке: Тбилиси гарантировал беспроблемный транзит между Россией и Арменией, а Москва обещала проработать с Сухуми вопрос о возвращении грузинских беженцев в Абхазию. Эти переговоры продолжались и после "революции роз", а в мае 2006 года руководство России, Грузии, Армении и Абхазии даже создали консорциум для восстановления железной дороги. Однако резкое обострение отношений между Москвой и Тбилиси осенью 2006 года сорвало этот план.
По информации "Ъ", в последнее время Москва активно стремится вернуться к этим договоренностям. Например, в апреле Владимир Путин, отменяя запрет на транспортные связи с Грузией, распорядился восстановить и железнодорожное сообщение. Источники "Ъ" в ОАО РЖД говорят, что вопрос упирается прежде всего в отсутствие большого куска железнодорожного полотна от Сухуми до реки Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию. Как сообщил "Ъ" Сергей Шамба, в нынешнюю задачу Железнодорожных войск России входит в том числе и восстановление этого участка — от Сухуми до Очамчиры. А представитель президента Абхазии в пограничном Гальском районе Руслан Кишмария заверил "Ъ", что восстановительные работы начнутся уже в ближайшее время.
По словам Сергея Шамбы, вопрос о полном восстановлении дороги и возобновлении движения из России в сторону Грузии и Армении может быть поставлен в ближайшее время. Это же неофициально подтверждают источники "Ъ" в ОАО РЖД и компании "Грузинские железные дороги" (ГЖД). Специалисты РЖД в ближайшее время должны выехать на место и оценить сложность работ и необходимые затраты. По оценке главы ГЖД Ираклия Эзугбаи, программа восстановления железнодорожной системы Абхазии будет стоить не менее $241 млн. Как рассказал "Ъ" Сергей Шамба, пока что работы финансирует правительство РФ, однако в будущем в Сухуми не исключают восстановления идеи консорциума с участием Тбилиси и Еревана.
Переговоры о восстановлении железной дороги из России в Армению, судя по всему, будут включать обсуждение и других вопросов. "Грузинское руководство может пойти на этот шаг только в обмен на серьезные дивиденды: скажем, возвращение грузинских беженцев к северу от Гальского района или отмену российского эмбарго в отношении грузинской продукции",— полагает грузинский политолог Ника Имнаишвили. Кроме того, договоренности должны гарантировать и безопасность маршрута, в том числе на абхазском участке. Это значит, что Москве, Тбилиси и Сухуми придется заключить пакетное соглашение. Как подтвердил "Ъ" глава парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия, в Тбилиси настаивают именно на пакетном решении вопроса.
По информации "Ъ", многие вопросы, которые должны войти в такое соглашение, уже обсуждаются, например о гарантиях мира в Абхазии и возвращении беженцев (см. "Ъ" от 19 мая). Ключевым этапом обсуждения должна стать личная встреча президентов России и Грузии Дмитрия Медведева и Михаила Саакашвили, которая запланирована на 6 июня в рамках саммита СНГ в Санкт-Петербурге. Для подготовки этой встречи на прошлой неделе Тбилиси посетил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Юрий Зубаков, занимающийся конфликтами на постсоветском пространстве. Другим свидетельством того, что стороны могут договориться, стала неожиданно высокая оценка, которую Владимир Путин в интервью журналистам Le Monde (подробнее см. материал на стр. 3) дал плану президента Грузии по урегулированию конфликта в Абхазии: "Я очень рассчитываю, что план, который предложил Михаил Саакашвили, все-таки постепенно будет внедряться. В целом это правильный план".
Александр Габуев, Георгий Двали
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |