Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.07.08
Владислав Лосев, Институт стран СНГ
Еще пять лет назад, выступая на семинаре руководящих работников по идеологической работе, Александр Лукашенко сделал заявление, которое при его реализации могло повлечь за собой серьезные изменения в положении Белоруссии на международной арене.
Белорусский лидер заявил тогда ни много ни мало, как о притязаниях Республики Беларусь на «великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации». Трудно сказать, что такое восточноевропейская цивилизация, да и вряд ли Белоруссия может претендовать на какое-то духовное водительство, к примеру, венгров или румын. По-видимому, имелся ввиду все же славянский мир.
Но мало о чем-то заявлять. По части сотрясения воздуха у белорусской власти все в порядке. Беда в том, что дальше пустой рисовки перед публикой дело как правило не идет. Взять хотя бы отношения с Сербией и балканский кризис в целом. Белорусское общество в подавляющем большинстве своем было на стороне сербского народа. Общественность пыталась хоть как-то помочь сербам. В республике был создан Комитет солидарности с сербами и черногорцами, основной задачей которого было не только проведение публичных акций в поддержку сербского народа и Союзной республики Югославии, но и стремление подвигнуть власти к каким-то реальным действиям в поддержку СРЮ и помощи сербам.
А вот с этим-то все оказалось совсем не просто. Ведь одно дело высокопарно рассуждать о славянском братстве и совсем другое – оказывать реальную помощь вопреки мнению мирового сообщества конкретному славянскому народу, попавшему благодаря этому самому «сообществу» в тяжелейшее положение.
А ведь белорусский официоз, несмотря на внешнюю пикировку с США и Евросоюзом на деле чрезвычайно чувствителен к мнению западных политических кругов. К примеру, когда представители общественности обратились к руководству Белорусского фонда мира с предложением оказать гуманитарную помощь находившейся в блокаде, в том числе и со стороны Белграда, Республике Сербской в Боснии, то получили отказ.
Данное решение мотивировалось возможной (всего лишь возможной!) отрицательной реакцией неких западных партнеров. При этом неофициально было сказано, что это и позиция Администрации президента РБ. И можно не сомневаться, что было именно так, ибо Белорусский фонд мира является абсолютно карманной организацией, руководство которого каждый (даже минимальный) свой шаг согласовывает с властью.
Конечно, впоследствии, в апреле 1999 года, был знаменитый полет Лукашенко в обстреливаемый НАТО Белград и небольшой гуманитарный конвой из Белоруссии в Югославию. Все это выглядело может и эффектно, но не получило никакого дальнейшего развития.
Более того, после прекращения военной агрессии НАТО белорусская власть практически утратила интерес к сербским событиям, а государственные СМИ стали писать и рассказывать о Сербии не как о славянской православной стране, а как о каких-нибудь Филиппинах или Арабских Эмиратах.
Сербское направление белорусской политики оказалось цветастой «пустышкой», направленной на политическую рекламу одного лица. И это совсем не преувеличение. Ведь белорусско-сербские деловые и культурные связи находятся, как отметил посол Сербии в Белоруссии Сречко Джукич, на уровне статистической погрешности.
Действительно, несмотря на то, что между Сербией и Белоруссией существует безвизовый режим, товарооборот между двумя странами составляет ничтожную сумму в 50 миллионов долларов, а Соглашение о свободной торговле уже 10 (!) лет все согласовывается, переписывается и никак не вступит в силу. Более того, между Минском и Белградом даже нет прямого авиасообщения.
Очевидно, белорусским властям это не очень-то и надо. Минская верхушка (и это отнюдь не Лукашенко) все надеется понравиться, а может и войти (чем черт не шутит?) в круг европейской элиты, а тут какая-то Сербия, которая до сих пор брыкается с этим Косово. Поэтому выстраивание реальных отношений с Сербией может стоить кое-кому в Минске «европейской перспективы». Вот и вся разгадка отсутствия интереса официального Минска к Белграду. Не хочется верить в это, но реалии упорно толкают к такой мысли.
В отличие от «элиты», сербская тема по прежнему волнует белорусскую общественность и не только потому, что в отношении сербского народа Запад проводит политику несправедливую и жестокую. Сербы для белорусов кровные и духовные славянские братья, а брату принято помогать, тем более, если он в беде.
Этой теме был посвящен, состоявшийся в Минске накануне Дня памяти Косовской битвы белорусско-сербский научно-практический семинар «Белоруссия – Сербия: исторические связи и будущее», в котором приняли участие представители сербского посольства в Белоруссии, белорусские ученые, писатели, политологи, журналисты и общественные деятели.
Разговор получился весьма острый, так как были подняты не только вопросы современных белорусско-сербских отношений, но и проблемы нынешних взаимоотношений между славянскими государствами в целом, которые, к сожалению, во многих случаях очень далеки от братского идеала.
Итогом обсуждений стал документ, в котором участники семинара поддержали справедливую борьбу Сербии за свою территориальную целостность, а также позицию Белоруссии, России и других стран, не признавших «независимость» Косово, которое сегодня на деле является под контрольной территорией США и НАТО. Остается только надеяться, что этот жест белорусской власти не будет всего лишь декларацией,
Участники семинара резко осудили неправомерную позицию Гаагского трибунала по бывшей Югославии, который односторонне рассматривает события, имевшие место на Балканах, преследуя только сербов и уклоняясь от расследования преступлений албанских боевиков из так называемой армии освобождения Косово.
В документе также высказано мнение о необходимости формирования единого информационного, культурного и экономического пространства Белоруссии, России и Сербии с целью создания предпосылок для последующего образования союза этих славянских государств.
Документ направлен белорусским, российским и сербским властям и может быть внесет определенную лепту в дело единения наших славянских народов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |