Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
soyuz.by 06.07.08
Могут ли системы образования Беларуси и России стать идентичными, и насколько такой шаг будет оправдан с точки зрения национальных особенностей двух стран? Какие проблемы существуют в процессе создания эффективного образовательного пространства Союзного государства? Об этом корреспонденту www.soyuz.by рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович.
– Владимир Матвеевич, насколько оправданными будут ожидания, предполагающие, что единое образовательное пространство Беларуси и России будет создано в ближайшие годы?
– Я в своих интервью не раз обращал внимание на то, что надо говорить о создании общего образовательного пространства. Можно стремиться к Союзному государству, но воссоздать СССР все равно не получится, потому что, как говорится, в одну реку дважды не войдешь. Мы же должны искать пути сближения. Во-первых, и в Беларуси, и в России люди желают, чтобы их дети получали высококачественное образование. Во-вторых, не менее важен процесс воспитания. А в Беларуси и России основной целью воспитательной работы является формирование патриотов, граждан, интеллигентных, вежливых людей, чтобы соблюдалась преемственность поколений. Третья позиция – это забота о здоровье, поскольку система образования не должна негативно влиять на здоровье детей. Вот на основе этих трех целей, по моему мнению, и можно строить общее образовательное пространство. Но о сроках я говорить не могу.
– Что делает белорусское государство для развития образовательной системы?
– Безусловно, необходимо усовершенствовать образовательный процесс, чтобы он не был чересчур трудоемким. В белорусских школах с 1 сентября 2008 года планируется сократить количество уроков, обязательных для изучения, и увеличить количество занятий по выбору.
Что касается системы воспитания, то между Беларусью и Россией существует обмен опытом, обмен студентами, школьниками, экскурсии по памятным местам, местам боевой славы. У нас единые корни, поэтому есть общие пути пересечения в культурном направлении, что обеспечивает подходы по схожим воспитательным программам.
А вот качество обучения в первую очередь определяется педагогическим составом. И в России, и в Беларуси требования к педагогам всегда оставались высокими. Существуют документы, принятые на законодательном уровне, которые регулируют, чтобы случайные люди не попадали в систему образования.
– Однако говорить о едином образовательном пространстве, по Вашему мнению, все же не приходится?
– Сегодня в России и Беларуси выбраны различные подходы к форме обучения, в первую очередь, различны сроки обучения. В Беларуси дети учились в школах в течение 11 лет, потом мы перешли на 12-летнюю систему, теперь возвращаемся к 11 годам. В России согласно Концепции развития образования планируется переход на 12-летний срок обучения в школах. Здесь возникают расхождения, но не нужно акцентировать внимание на различиях, важно обеспечить общность подходов в системе образования, чтобы дети из России имели возможность приезжать в Беларусь для получения среднего и высшего образования, а белорусы – в Россию.
– Каким образом это можно сделать?
– Наверное, прежде всего, должна быть воля глав государств, а еще большой интерес руководителей министерств образования. Ведь можно заключать соответствующие договоры на межгосударственном уровне, осуществлять признание документов о соответствующем этапе образования с расчетом, чтобы человек мог продолжить образование в Беларуси либо в России.
– Образовательные системы Беларуси и России сейчас заметно отличаются, хотя на высшем уровне стороны с оптимизмом смотрят на возможность унификации. Какие различия существуют в белорусском и российском образовании и насколько они оправданы?
– По срокам обучения у нас есть различия не только на уровне общеобразовательного обучения, но и высшего. Российская Федерация прямо вступила в Болонский процесс, она выбрала трехступенчатую систему образования: бакалавр-специалист-магистр. У нас же – двухступенчатая система, немного иная, поскольку отсутствует первичное звено – бакалавр. Почему мы пошли на это? Россия – большая страна, ее экономика базируется на очень сильных природных ископаемых. А поскольку Беларусь находится в центре Европы, то существует возможность оттока молодых людей в соседние страны. Бакалавр получает теоретические знания, но к практической деятельности он еще не готов. Поэтому получение степени бакалавра не обязывает к ответственности перед государством, поскольку к практической деятельности его не подготовили, и возникает возможность свободно эмигрировать. Учитывая демографическую ситуацию в Беларуси, мы не можем допустить большого оттока молодежи из нашего государства.
Что касается финансирования, то в школах России происходит «подушевое» финансирование, и школы с большим количеством учащихся будут находиться в хорошем состоянии, а где детей меньше – там хуже. У нас такого нет. Я считаю, это правильно, ведь обеспечить равенство нужно не через количество денег на одного ученика, а уровнем условий, созданных под каждого ученика.
Поэтому можно говорить о том, что в том или ином государстве великолепная образовательная система, и можно было бы копировать эти системы, но всегда нужно исходить из необходимости и важности ее для собственного государства, и всегда расценивать реалии своей страны. То есть если система работает в соседнем государстве, но, применив ее к нам, мы получим больше ущерба, чем пользы, то такую систему копировать не стоит. Но, естественно, школы и вузы наших стран тесно связаны друг с другом. Особенно, если рассматривать образование людей в целом, до начала их трудовой деятельности. Ведь даже если Россия переходит на 12-летний период обучения, то в дальнейшем большинство россиян будут учиться на ступени бакалавриата, и в итоге сроки обучения будут такие же как в Беларуси: 11 школьных лет плюс 5 в вузе, а в РФ – 12 плюс 4.
– Однако, учитывая активизацию интеграционных процессов в последнее время, можно рассчитывать и на более активное сближение образовательных систем?
– Я склонен думать, что через некоторое время мы выровняем наши системы, особенно если процесс строительства Союзного государства будет идти более интенсивно и глубоко. Тогда мы будем вынуждены нивелировать расхождения и избежать различий в системах образования. Потому что миграция населения, рабочих кадров, квалифицированных специалистов из России в Беларусь и наоборот неизбежно будет происходить, а без сближения систем образования это будет вызывать сложности в жизнедеятельности наших граждан.
Как я уже говорил, можно на уровне министерств образования и руководства стран нивелировать различия и признавать документы об образовании России у нас и наоборот. Пока же существуют различия и в предметах и в уровне изучения в школах и вузах, в формах аттестации. Хотелось бы, чтобы сроки завершения обучения в школах на территории двух государств совпадали. Ведь у нас выпускные экзамены завершаются очень быстро, на территории РФ – более поздний период, кроме того, в России работает единый государственный экзамен, у нас – тестирование. Возникают вопросы, потому что результаты тестирования не принимаются в России, результаты ЕГЭ не принимаются в Беларуси. Для молодых людей это создает сложности, а два раза сдавать экзамены не каждый захочет. Обычно к нам поступают российские ребята, которые окончили школу в предыдущем году.
– Но ведь есть какие-то пути решения такой проблемы?
– Во-первых, белорусские студенты имеют те же права при поступлении, что и российские. Более того, существуют договоры между высшими учебными заведениями Беларуси и России о сотрудничестве, которые включают в себя в том числе обмен студентами. Но этого уже мало. Нормативно-правовую базу надо углублять. Давно идут разговоры о том, что необходимо создать программу развития единого образовательного пространства, и здесь нужно проявить волю и принять такой документ.
– Что является основой для сближения наших систем образования?
– Конечно же, мы можем говорить о единстве проблем, к примеру, это сельские школы, обучение в деревне. Такие проблемы есть и у нас, и мы решаем их с помощью строительства агрогородков, в России создаются центры обучения, куда привлекают детей из отдаленных деревень. Самое главное, чтобы руководители министерств образования видели различия в выбранном пути развития государств, но стремились к сближению систем образования, исходили, прежде всего, из интересов молодых людей. Мы ведь стоим Союзное государство.
Не стоит тратить силы на официоз, необходимо больше делать черновой работы: анализировать, какие есть проблемы, возможно ли объединение дошкольного, школьного образования. Ведь без интеграции мы не обойдемся.
Можно на уровне государств запрещать трудовую миграцию, но все равно будет существовать нелегальная миграция. Нужно исходить из позиции как простых людей, так и государств, и искать точки соприкосновения. Не стоит афишировать, что мы с такого-то года будем жить в системе единого образовательного пространства, надо видеть цель на интеграцию, думать, что можно сделать для того, чтобы более близкими путями придти к единым стандартам в среднем и высшем образовании. Возможно, тогда и в других направлениях социально-экономической сферы будет меньше различий.
– Что же все-таки препятствует сближению образовательных систем?
– В системе образования всегда идут большие споры. Я бы сказал, что ведется борьба между «славянофильством» и «западничеством». Есть люди, которые поддерживают советскую систему и хотят ее возродить, хотя это невозможно, другие поддерживают западную систему образования и считают, что ее нужно слепо копировать. И здесь возникают постоянные разногласия. Жизнь идет своим чередом, и споры – это хорошо, ведь они приводят к совершенствованию системы.
Но независимо от того, какие стратегические цели будут определены белорусским и российским государствами, образовательные системы в любом случае будут сближаться. Насколько интенсивным станет этот процесс, уже зависит от стремления двух народов жить в едином государстве.
– Благодарим за интервью.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |