Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
AVA.MD.,03.07.08
Александр Суворовцев
Некто, «проживающий под именем Винни-Пух», услышав однажды, как на верхушке высокого дуба кто-то громко жужжит…. Винни Пух тут же полез на дуб, чтобы добраться до мёда. Однако, когда ему осталось лезть уже совсем немножко, под ним сломалась ветка: Трах! И Вини Пух полетел вниз верх тормашками...
Вот именно эта самая сказочка и приходит нам сегодня на ум, когда мы слышим, как наверху «дуба» молдавской власти кто-то вновь так громко жужжит о «новейшей формуле» урегулирования приднестровского конфликта и о своей горячей любви к России.
Обхватив руками голову, которая у нас, в отличие от Винни-Пуха и его слишком доверчивых последователей, не набита опилками, и хорошенько подумав, мы, конечно, тоже пришли к выводу, что «это – ж-ж-ж-ж-ж – неспроста», но тут же сообразили, что «зря ведь никто жужжать не станет». Тем более, если ты не пчела и никакого мёда, по определению, не производишь. При этом, для получения доказательства своей правоты ни на какой «дуб» карабкаться нам, естественно, не пришлось, поскольку мы и без того прекрасно знаем, кто это там, «наверху», снова так назойливо жужжит, хотя к работягам - пчёлам никакого отношения не имеет.
Всё дело в том, что мы сегодня уже не такие наивные и доверчивые, как в феврале 2001 года, когда товарищу Воронину и его ПКРМ удалось нас элементарно задурить и надуть своими «медово-сладкими» обещаниями урегулировать приднестровский конфликт в течение года и привести Молдову в Союз России и Белоруссии.
Мы уже однажды, а именно, в ноябре 2003 года, услышав это самое «ж-ж-ж-ж-ж» в той же тональности и на те же самые темы, преисполненные самыми радужными ожиданиями, самоотверженно карабкались на этот самый «дуб», надеясь найти там если и не мёд, то, во всяком случае, нечто не менее сладкое, а именно – окончательное урегулирование приднестровского конфликта в соответствии с одобренным президентом РМ Владимиром Ворониным «меморандумом Козака», а также всевозможные блага и преимущества от декларированного им же стратегического партнерства Молдовы с Россией.
Но, как и в случае с доверчивым Винни-Пухом, казавшаяся нам такой мощной и надёжной «ветка гарантий», на которой угнездились кишинёвские официальные «жужжатели», оказалась тогда с гнильцой, а потому – Трах!
И вся Молдова с треском «приземлилась в колючий-преколючий терновый куст» громкого политического скандала, потому что главный «жужжатель» - президент Воронин в самый последний момент «передумал» подписывать меморандум. Сколько черпаков дегтярной горечи при этом было выплеснуто в «бочку мёда» молдавско-российских отношений и до какого низкого уровня доверия дошли после этого молдавско-приднестровские отношения, всем сегодня хорошо известно и в Кишинёве, и в Тирасполе, и в Москве.
Так что, сегодня, прислушиваясь к новому подозрительному «жужжанию» на верхушке кишинёвского властного «дуба», мы, как и бедолага Винни-Пух, начавший кое-что понимать только после удара головой о землю, имеем все основания заявить, что «эти пчёлы неправильные, и они делают неправильный мёд». Точнее говоря, и не пчёлы это, и не мёд вовсе, а нечто совершенно противоположное.
По мнению экспертов в области молдавско-приднестровского урегулирования, доминирующее влияние на активизацию кишинёвских высокопоставленных «жужжателей» оказывает сегодня внутриполитическая обстановка в Республике Молдова в свете предстоящих в начале 2009 года парламентских выборов. А она сегодня такова, что у Воронина и его правящей ПКРМ есть все основания опасаться провала на этих выборах, так как доверие молдавского электората к ним упало до самого низкого за все годы их пребывания во власти уровня.
Именно этот фактор, считают эксперты, и подвиг действующего президента РМ Владимира Воронина вновь активизировать деятельность на восточном направлении, пытаясь получить дополнительную поддержку, в том числе и в решении приднестровского вопроса, со стороны Кремля, где сегодня сменилось руководство, откровенно спекулируя при этом на будущем «невступлении» Республики Молдова в НАТО в обмен на ликвидацию ПМР путем её поглощения на условиях «особого статуса», предусмотренного принятым молдавским парламентом в 2005 году специальным Законом, «дарующим» Приднестровью предельно «урезанную» в правах автономию по типу АТО Гагауз Ери в составе унитарного молдавского государства. Запад, с которым, судя по всему, Воронин предварительно согласовал свой новый политический маневр и получил его полное одобрение, активно подыгрывает в этом официальному Кишиневу и тоже усиленно «жужжит» на все лады, преследуя при этом давнюю корыстную стратегическую цель в контексте евроатлантической политики США на Востоке, которая заключается в окончательном «выдавливании» России из региона и полной ликвидации её военного присутствия в Молдове.
Конечно, если всё, сказанное сегодня президентом Владимиром Ворониным и министром реинтеграции Василием Шова, принимать за чистую монету, то картина перед глазами возникает благостная, ситуация представляется сладкой, как мёд: великодушная Молдова предлагает мятежному Тирасполю «ущербный для Кишинёва» собственный проект соглашения, включающий пакетные предложения, которые предусматривают для Приднестровья статус республики со своей Конституцией, с правом законодательной инициативы для Верховного Совета Приднестровья и правом на выход Приднестровья в случае утраты Молдовой международной правосубъектности. Кишинев даже готов закрепить свои предложения законодательно, чтобы показать Тирасполю своё намерение построить устойчивое государство.
Помимо этих предложений, проект предусматривает утверждение нейтрального статуса Молдавии, демилитаризацию, гарантии прав собственности физическим и юридическим лицам. Избиратели Приднестровья могут быть представлены пятой частью депутатов в объединенном парламенте.
Всё это, на первый взгляд, просто великолепно. Но есть в этом кишинёвском политическом «горшочке якобы мёда» изрядная ложка настоящего, горького дёгтя, которая делает его абсолютно несъедобным: в этом проекте нет важнейшего элемента - положения о праве вето для Приднестровья, и его отсутствие никоим образом не может быть компенсировано никакой химерической «системой гарантий», которая якобы подтверждается форматом международных партнеров в переговорах, особенно после того, как берега Днестра покинет последний российский воин-миротворец.
Среди экспертов, занимающихся изучением вопроса урегулирования молдо-приднестровского конфликта, доминирует мнение, что обещание Владимиром Воронина «внеблокового статуса» Молдовы не является сколько-нибудь надежной гарантией его долговременного соблюдения в перспективе. От молдавского нейтралитета до членства в НАТО, полагают они, всего один шаг после вступления РМ в ЕС, и нет никаких сомнений в том, что молдавские власти этот шаг непременно сделают, поскольку реальных рычагов воздействия на Кишинёв у Москвы после ликвидации ПМР не останется. В этом контексте следует рассматривать и усилия Молдовы по изменению формата миротворческой операции и замене российских миротворцев на международный контингент под эгидой НАТО или ОБСЕ.
Эксперты также считают, что насильно «втащенные за волосы» в Молдову жители Левобережья не будут, как надеется Воронин, голосовать за его ПКРМ, скомпрометировавшую себя в их глазах блокадными действиями по экономическому разрушению ПМР и понижению в связи с этим (в совокупности с ошибками собственных правителей) уровня жизни в Приднестровье. Весьма вероятен и массовый бойкот предполагаемых «единых парламентских выборов», как пассивная форма протеста приднестровцев против насилия и предательства идеалов независимости Приднестровской Республики.
Известно также, что потенциальный электорат ПКРМ в лице избирателей пенсионного возраста является постоянно уменьшающейся по численности (физически вымирающей) категорией, которая, в случае поглощения Молдовой Приднестровья и ухода российских миротворцев, не сможет сыграть роль надёжного «мёртвого якоря» для удержания пораженного метастазами «ползучей румынизации» молдавского государства в зоне российского геополитического пространства.
Президент Молдовы и председатель ПКРМ Владимир Воронин очень обижается и даже сердится, когда кто-то сомневается в том, что громкое «жужжание» его политического «роя» относительно выше означенных проблем создаст в итоге хотя бы чайную ложку «мёда», которого захотят отведать приднестровцы. По его словам, «тираспольские лидеры не хотят решения проблемы только потому, что они не хотят покидать свои посты самопровозглашенных руководителей». А разве, спрашивается, сам товарищ Воронин и его соратники преисполнены желания покинуть свои руководящие посты?! Разве не ради их сохранения они так громко сегодня «жужжат»?
А как, скажите, могут верить не только Смирнов и его коллеги, но и простые приднестровцы, в добрые намерения Воронина, если тот заявляет, что готов на встречу с руководителем Тираспольской администрации только тогда, если будет ясно, как и чем она закончится!? То есть, надо понимать, если Смирнов согласится, что предлагаемый ему кишинёвскими «жужжателями» несъедобный политический продукт является стопроцентным «мёдом»!?
«Жужжание» на вершине молдавского политического «дуба» продолжается. Но уже совершенно ясно, что никакого «мёда» ни для Молдовы, ни для Приднестровья оно не даст. И это очень плохо. Плохо потому, что жизнь врозь не приносит пользы ни Молдове, ни Приднестровью. Плохо потому, что слишком много сил и времени Воронин и его ПКРМ тратят на пустое и бесполезное «жужжание» относительно путей решения важнейших для Молдовы проблем, вместо того, чтобы шаг за шагом решать их практически. Плохо потому, что, слишком увлекшись непродуктивным «жужжанием», Воронин и его команда упорно не замечают, как трещит под ними «ветка» электоральной поддержки, как подпиливают и подгрызают её те экстремистские политические силы, победа которых на парламентских выборах в 2009 году будет равносильна катастрофе молдавской национальной государственности и независимости.
Так, может быть, пора уже, наконец, перестать только «жужжать»? Пора начинать действовать? Пока ещё не поздно.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |