Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В.А.Космач (декан исторического факультета ВГУ, д.и.н., член-корреспондент БАО)
1. Интеграция Республики Беларусь в состав Российской Федерации и создание на этой основе нового единого федеративного государства диктуются сегодня прежде всего сложившейся геополитической ситуацией в Европе и мире, а также интересами народов России и Беларуси, их политических, хозяйственных, военных и интеллектуальных элит.
2. Новое государственное образование на основе интеграции Республики Беларусь в состав Российской Федерации логично обозначить как Российско-Белорусскую Народно-Демократическую Республику (РБНДР). В самом названии РБНДР отразиться основной исторический смысл новой государственности: служение народу, демократии и республиканским ценностям. Сама история, традиции исторического прошлого народов России и Беларуси определяют РБНДР как федеративное, светское, народно-демократическое и суверенное государство.
3. Строительство РБНДР следует начинать на основе ныне действующей Конституции (Основного закона) Российской Федерации. Первым шагом в данном направлении можно, например, признать выборы и созыв в Москве Учредительного конгресса народов России и Беларуси по квоте 4200 депутатов от Российской Федерации (по 600 от каждого из 7-ми федеральных округов) и 600 депутатов от Республики Беларусь (по 100 от каждой из 6-ти областей).
4. Учредительный конгресс народов России и Беларуси провозглашает Временный Конституционный акт РБНДР, в котором будут определены и закреплены:
а) Декларация об образовании РБНДР;
б) верховенство Конституции (Основного закона) РФ и законов РФ на территории РБНДР на период её строительства (1-2 года);
в) распространение на всю территорию РБНДР российской модели государственно-политического управления в центре и на местах;
г) введение должности вице-президента и государственного секретаря РБНДР по предложению президента РФ и Федерального собрания РФ, президента РБ и Национального собрания РБ;
д) квоты российской и белорусской сторон в высших органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в центральных государственно-управленческих структурах, учреждениях конституционного надзора и правосудия (90 % -- квота РФ, 10 % -- РБ);
е) провозглашение высшим законодательным органом власти РБНДР Федерального собрания РБНДР из двух палат – Совета Федерации РБНДР и Государственной Думы РБНДР по квоте пункта (д);
ж) формирование единого правительства РБНДР по квоте пункта (д). При этом за российской стороной сохраняется должность премьер-министра, белорусская сторона получает пост первого вице-премьера, по статусу равного должностям остальных министров правительства РБНДР;
з) формирование Госсовета РБНДР, высших органов судебной власти, конституционного надзора и прокуратуры РБНДР по квоте пункта (д);
и) объединение силовых структур, создание единых российско-белорусских вооруженных сил с общим военно-командным и оперативным управлением по квоте пункта (д);
к) введение единой валюты (российский рубль), единого гражданства (гражданин РБНДР), единого налогового и таможенного законодательства (на основе российского);
л) придание официального статуса государственного языка на всей территории РБНДР русскому языку и дополнительно – белорусскому языку – на территории современной Республики Беларусь;
м) утверждение новой государственной символики (на основе российской), государственного гимна (на основе гимна РФ) и столицы РБНДР (гг. Москва или Санкт-Петербург);
н) определение сроков и процедур парламентских и президентских выборов в РБНДР, разработки и утверждения Конституции (Основного закона) РБНДР.
5. Конкретную практическую работу по интеграции России и Беларуси следует начинать немедленно. Для этого необходимо учредить Российско-белорусский консультативный совет (РБКС) во главе с государственным секретарём с министерскими полномочиями. Учредительный конгресс народов России и Беларуси можно предполагать на весну 2003 года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |