Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ГУАМ: реальная сила, потенциальная угроза или только декларации?

МиК, 08.07.08

По итогам саммита ГУАМ, прошедшего в Батуми 2 июля, президенты пяти стран - Азербайджана Ильхам Алиев, Украины Виктор Ющенко, Грузии Михаил Саакашвили,  Литвы Валдас Адамкус и Польши Лех Качинский - подписали Батумскую декларацию «ГУАМ - интегрируя Восток Европы».

В документе подтверждается преданность государств демократическим ценностям, уважению правам и свободам человека, верховенству права, сохранению духовного и культурного наследия народов и укреплению духа толерантности. Стороны отмечают неизменность курса на развитие регионального сотрудничества как составляющей общеевропейских и азиатских интеграционных процессов, укрепление международных партнерских связей ГУАМ с США, Польшей, Японией, другими государствами, а также международными объединениями.

Также в декларации выражается глубокая обеспокоенность в связи с угрозами, порожденными затянувшимися конфликтами, агрессивным сепаратизмом, экстремизмом, международным терроризмом. Президенты стран - членов ГУАМ подчеркивают намерение совместно противодействовать этим угрозам в тесном сотрудничестве с другими странами и международными структурами. Они также подтверждают готовность к дальнейшему развитию системы энергетической безопасности и поддержанию усилий, направленных на либерализацию и диверсификацию европейского рынка энергоносителей.

Как заявил накануне саммита генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили, одним из главных направлений организации является ее сближение с Европой. «Мы считаем ГУАМ европейской организацией и один из главных принципов нашего сотрудничества - это сближение с Европой и формирование в пространстве ГУАМ цивилизованных принципов сотрудничества, которые должны быть основаны на европейских стандартах и практике», - подчеркнул он. В ходе работы саммита эти тезисы получили свое развитие.

Кроме вышеперечисленных лидеров пяти стран, в Батуми приехали президент Румынии Троян Басеску, официальные представители Турции, Болгарии, США, Японии, Латвии, Эстонии, а также представители высочайшего и высокого ранга из 25 стран мира и международных организаций. В рамках саммита на разных уровнях состоялись встречи в формате «ГУАМ+» с представителями этих стран. В частности, в встрече «ГУАМ – США» приняли участие заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, ее азербайджанский коллега, национальный координатор ГУАМ Араз Азимов, заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы, национальный координатор ГУАМ Валиеру Осталеп, замминистра иностранных дел Украины, национальный координатор ГУАМ Александр Хорин, помощник госсекретаря США Девид Меркель и генсек ГУАМ Валерий Чечелашвили. Стороны рассмотрели вопросы политического сотрудничества, перспективы дальнейших отношений, новые проекты в сферах торговли, транспорта, безопасности границ, налоговой сфере, борьбы против терроризма и организованной преступности. По итогам обсуждения было подписано совместное заявление и анонсирована следующая встреча в формате ГУАМ – США, которая состоится в Нью-Йорке, в рамках 63-й Генеральной Ассамблеи ООН.

На саммите было подписано заявление Совета глав государств - членов ГУАМ об использовании транспортного потенциала и развитии транспортного коридора ГУАМ. Документ призван содействовать полному использованию транспортного потенциала государств-членов, территории которых являются природным коридором между Европой и Азией. В заявлении отмечено начало реализации центрального маршрута Новой евроазиатской транспортной инициативы (NELTI), который разработан в рамках Международного союза автомобильного транспорта и предусматривает развитие транскаспийского и трансчерноморского участков коридора ГУАМ.

Помимо всего этого, страны ГУАМ поддержали инициативу Польши и Швеции о формировании новой восточноевропейской политики ЕС, и даже заявили о готовности направить своих министров иностранных дел для консультаций с Евросоюзом по этому вопросу.

Также в рамках саммита ГУАМ был обсужден проект создания энергетической структуры, которая сможет контролировать объем российского газа, идущего в Украину. «Организация ГУАМ позволяет странам, в нее входящим, реализовывать серьезные проекты и интегрироваться в европейскую политику» - заявил глава украинского государства. Иллюстрируя результативность ГУАМ, Ющенко назвал проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора «базовым ключевым фундаментальным проектом, реализация которого в ближайшее время будет обеспечена».

«Мы также полны политической воли и решимости реализовать в полном объеме проект «Викинг» (грузовое железнодорожное сообщение между Балтийским и Черным морями), который должен получить свое продолжение в Молдову, Грузию, Азербайджан и до Центральной Азии», - добавил он.

Кроме того, по словам президента Украины, с гордостью можно констатировать, что на финальной стадии находится проект новой паромной переправы на Черном море между Украиной и Грузией «Керчь - Поти - Батуми». «Эти и другие договоренности говорят о том, что портфель наших договоренностей большой, и работа стран в рамках саммитов, в том числе и нынешнего, демонстрирует, что у нас есть абсолютно четкий план того, что мы хотим принести для своих стран, своих наций и целого сообщества. Безусловно, нас объединяет прошлое, но самое главное, что нас объединяет будущее. Мы хотим быть странами, интегрированными в европейскую политику, в Европейский Союз, в коллективную паневропейскую модель безопасности», - подчеркнул Виктор Ющенко, заверив, что эти цели будут достигнуты.

Он также считает, что ГУАМ должен активнее включиться в процесс мирного урегулирования «замороженных конфликтов» на территории стран - членов организации. «Замороженные конфликты» в Грузии, Азербайджане и Молдове являются фактором дестабилизации, поэтому необходимо активизировать процесс их мирного урегулирования на основе принципов территориальной целостности этих государств», - подчеркнул Ющенко, отметив, что переговорный процесс по урегулированию абхазского, юго-осетинского и карабахского конфликтов проходит не очень эффективно. «Поэтому необходимо найти такой формат переговоров, который позволит продвинуться вперед в процессе урегулирования этих конфликтов», - сказал президент Украины.

В свою очередь, глава азербайджанского государства Ильхам Алиев высоко оценил поддержку, оказанную государствами ГУАМ Азербайджану во время принятия на Генеральной Ассамблее ООН резолюции о положении на оккупированных территориях страны. Алиев коснулся вопросов региональной безопасности и привлек внимание к проблемам, порожденным нагорно-карабахским конфликтом. По его словам, в результате конфликта более миллиона человек изгнаны из родных очагов, их права грубо нарушены, оккупированы 20 процентов территории Азербайджана. При этом президент особо подчеркнул, что урегулирование конфликтов возможно только на основе норм международного права, в рамках территориальной целостности стран.

Говоря о совместном участии Азербайджана и Грузии в энергетических проектах, Ильхам Алиев заявил, что Каспийский, Прибалтийский и Черноморский регионы представляют собой пример создания новых коридоров, упрочения отношений и тесного сотрудничества с различными регионами. Он также подчеркнул, что без энергетической безопасности невозможна политическая независимость, и ГУАМ активно работает в плане энергетических отношений. «ГУАМ - очень важная международная организация, члены которой поддерживают друг друга в политических процессах», - заявил Алиев. По его словам, нельзя игнорировать вопрос региональной безопасности, так как он является одним из наиважнейших факторов экономического развития стран. «Наша политика направлена на безопасность региона» - этими словами президент Азербайджана завершил свое выступление.

Развивая тематику конфликтов, президент Грузии Михаил Саакашвили подчеркнул, что «пакт Молотова-Риббентропа, новое распределение Европы и пересмотр границ больше не осуществятся». Он отметил, что самое главное, что объединяет страны - участницы ГУАМ – «это непоколебимое желание интеграции в цивилизованное пространство». При этом Грузия, по словам президента, сегодня находится в сложном положении, так как существует попытка ее расчленения. В то же время отношения между Грузией и Азербайджаном являются примером дружбы между государствами, заверил Саакашвили.

Свою поддержку развитию и укреплению ГУАМ еще раз подтвердил президент Польши Лех Качинский, который выразил уверенность в том, что она является растущей и перспективной региональной организацией. «Считайте меня, как частное лицо, членом этого объединения», - подчеркнул  Качинский, хотя о перспективах вступления Польши в ГУАМ говорить не стал.

Говоря о перспективах получения Украиной и Грузией Плана действий по вступлению в НАТО (MAP), президент Польши заявил, что это произойдет в скором будущем. «В этом нет сомнений, и хотя Польша не имеет решающего слова, мы с удовольствием поддержим решение о предоставлении альянсом МАР Грузии и Украине», - отметил он.

По его словам, Польша поддерживает территориальную целостность Грузии и Азербайджана: «Я говорю о Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии, которые являются неотъемлемой частью Азербайджана и Грузии». Президент Польши выразил понимание того, что народы Азербайджана и Грузии не могут смириться с нахождением на их территории чужих сил. «В Нагорный Карабах вошли чуждые имперские силы, нарушив нормы международного права, и это должно измениться, это мое желание», - сказал Качинский. Он также выразил негативное отношение к проискам России против грузинских территорий. «Мы всегда помогали и будем помогать Грузии и Азербайджану в их борьбе», - сказал он. Вместе с тем он еще раз отметил, что Грузия и Украина обязательно станут членами НАТО в ближайшее время.

«ГУАМ не только усиливается, но и приобретает новых друзей», - заявил в свою очередь президент Литвы Валдас Адамкус. «Тем самым ГУАМ приобретает новое значение. И думаю, что этот регион очень значителен для всей Европы. Тем более, когда мы говорим о сотрудничестве и мире», - сказал он. Адамкус подчеркнул, что ГУАМ является хорошим примером для всех нас. «Мы должны предотвращать конфликты и мешать созданию таких ситуаций, когда кто-то входит на чужую территорию и хочет ее прибрать к рукам», - отметил он. Литовский президент подчеркнул, что нельзя мешать народу делать свободный выбор в пользу демократии. «Добиться независимости невозможно без обретения свободы каждого человека. А для этого необходимо улучшить положение каждого из них», - сказал он. Адамкус подчеркнул, что видит в ГУАМ страны, которые стремятся к свободе, и это объединение сложно будет нарушить.

Судя по решениям, которые были приняты на саммите в Батуми, лидеры государств, входящих в ГУАМ, настроены оптимистично и рассматривают перспективы развития этой организации как вполне реальные. Однако оппонентов у этой точки зрения предостаточно.

Напомним, ГУАМ - региональная организация, созданная в 1997 году с участием Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы с целью сотрудничества в сфере экономики, торговли, транспорта, безопасности и других областях. В 1999 году к организации присоединился Узбекистан, и она стала называться ГУУАМ. Но поскольку новый член не принимал активного участия в работе органов организации, в 2005 году он заявил о выходе из нее. Ислам Каримов мотивировал свое решение «существенным изменением изначально объявленных целей и задач организации». Узбекистан, в частности, не устраивали «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооруженных блоков и пересмотре существующих систем безопасности».

В мае 2006 года на первом саммите глав государств ГУАМ, прошедшем  в Киеве, было объявлено о реорганизации ГУАМ в международную «Организацию Демократического и Экономического Развития – ГУАМ». Второй саммит организации  прошел в июне 2007 года в Баку. По завершении главы государств-членов ГУАМ подписали Бакинскую декларацию саммита, определили стратегию развития отраслевого сотрудничества ГУАМ. Была подчеркнута важность развития взаимовыгодных контактов между ГУАМ и Евросоюзом, а также с региональными организациями, процессами и инициативами. Стороны также подписали соглашение о привилегиях и иммунитетах ГУАМ, Меморандум о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам ядерной и радиационной безопасности между правительствами государств-членов ГУАМ, соглашение между правительствами государств-членов ГУАМ о международных мультимодальных перевозках грузов, протокол о сотрудничестве в области культуры государств ГУАМ на 2007-2010 годы.

Однако в прошлом году откалываться от ГУАМ начала Молдова. Как известно, президент этой страны Воронин на саммит в Батуми не приехал, отправив вместо себя одного из членов кабинета министров. «В этой организации особый интерес представляли вопросы экономического характера, которые сейчас отодвинуты на второй план. К сожалению, вопросы транспортировки нефти, газа, финансовые вопросы в рамках ГУАМ пока не решаются. И нас это беспокоит», - пояснил позицию Кишинева председатель парламента Молдовы Мариан Лупу. При этом некоторые эксперты отмечают заметный пророссийский дрейф президента Молдовы Владимира Воронина, готового в обмен на урегулирование приднестровского конфликта даже выйти из ГУАМ. «Молдова не собирается покидать состав ГУАМ. Несмотря на то, что президент Молдовы Владимир Воронин не участвует уже в третьем саммите ГУАМ, делегация Молдовы полноценно участвует в принятии решений ГУАМ и разделяет принципы этой организации», – попытался развеять имеющиеся подозрения генсек ГУАМ Валерий Чечелашвили. Однако его аргументам поверили не все.

А между тем европейские и западные партнеры деятельность организации воспринимают с воодушевлением. «Для США и Евросоюза те отношения, которые формируются в рамках ГУАМ, имеют большую значимость», - заявил помощник заместителя госсекретаря США Дэвид Меркель, принимавший участие в работах комиссии ГУАМ. По его словам, «ГУАМ является весомым региональным игроком, который объединяет страны Каспийского региона». «Для Грузии же саммит в Батуми обретает особую значимость, так как она становится председательствующей страной», добавил он.

В то же время некоторые западные эксперты скептически воспринимают проект развития Каспийско-Черноморско-Балтийского энергетического коридора в обход России, к которому приобщились страны-члены ГУАМ, а также балтийские страны и Польша. Такое мнение высказал специалист по энергетическим вопросам Центра европейских политических исследований в Брюсселе Арно Беренс. «Это очень сложно воплотить. По моему мнению, пока российская инфраструктура будет доминировать в этом регионе, создать такой энергетический коридор будет очень тяжело. Ведь Россия продолжает играть там решающую роль», - заявил Беренс.

«С другой стороны, для поставщиков газа и нефти с Каспийского региона эти проекты будут очень дорогими. Однако существуют другие пути, которые могут помочь в развитии альтернативного транзита, – например, трубопровод «Набукко», - отметил эксперт.

«Конечно, все зависит от того, когда он будет проложен, да и будет ли вообще. Однако это станет возможностью для стран Каспийского региона получить больше свободы от российского доминирования», - добавил брюссельский эксперт. «Если говорить о диверсификации поставок энергоносителей, то самым существенным на сегодняшний день является проект нефтепровода «Набукко», - подчеркнул Беренс. «Это совместный с Евросоюзом проект для создания альтернативных путей поставок нефти в обход России. Главную роль в нем будет играть Азербайджан, ибо, как ожидается, именно из этой страны в ЕС будет поставляться, в соответствии с контрактом, 8 миллионов тон нефти ежегодно при общей мощности трубопровода «Набукко» в 30 миллионов тон. Следовательно, роль Азербайджана в этом проекте очень большая и важная для Европейского Союза», - сказал он.

На вопрос, «есть ли другие возможности у этого региона для создания альтернативы России», брюссельский эксперт ответил: «Первое, что приходит в голову в этом контексте, это проект, о котором мы только что упомянули. Второе – это Транскаспийский трубопровод, который должен быть проложен при участии стран побережья Каспийского моря. И сначала они должны прийти к согласию относительно разделения водного пространства. Без этого начать строительство Транскаспийского трубопровода невозможно».

«В свою очередь, без реализации этого проекта другим странам, таким, как Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, будет крайне трудно дистанцироваться от России. Ведь на сегодняшний день они находятся в полной зависимости от российской газотранспортной сети. Это означает, что прямых поставок газа в ЕС они осуществлять не могут», - добавил Беренс.

«Поэтому только при условии объединения Транскаспийского трубопровода с «Набукко» станет возможным облегчение напряженности», - подытожил он.

А между тем большинство российских экспертов рассматривают деятельность ГУАМ в антироссийском контексте, не считая эту организацию способной действовать эффективно и самостоятельно. Так, по мнению старшего научного сотрудника Центра кавказских исследований МГИМО (У) МИД России Вадима Муханова, ГУАМ – это один из инструментов воздействия на ситуацию в Кавказском регионе со стороны западных держав. «Это – несамостоятельная организация, которая не может существовать без регулярной подпитки со стороны своих партнеров», – отметил эксперт. Тот факт, что председателем в ГУАМ стал Тбилиси, Муханов интерпретирует в свете того, что большинство инициатив организации будет пересекаться с тематикой грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Эту точку зрения разделяет начальник отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александр Скаков. По его мнению, «скорее всего, будут предприняты попытки активизировать участие Украины в абхазском урегулировании, например, ввести туда «миротворческие силы» Украины или ГУАМ». Кроме того, как считает эксперт, Запад активизировал усилия по втягиванию Кавказа в структуры НАТО. «Сначала основная ставка будет сделана на вступление в Альянс Грузии, а в дальнейшем – на одновременный прием Азербайджана и Армении с «синхронным решением карабахского вопроса, скажем так, в рамках единого пространства НАТО», - считает Александр Скаков.

Со своей стороны Россия обязана предпринять усилия для того, чтобы не допустить реализации западного сценария для Кавказа. «Мы должны четко ограничивать внедрение западных структур, включая ГУАМ и ЕС, в процессы кавказского урегулирования, - подчеркивает эксперт. - Нужно ставить при этом условия, которые мы имеем право ставить».

Депутат Государственной думы, директор института СНГ Константин Затулин напоминает: «За весь период деятельности ГУАМ судорожно продолжался поиск совпадающих интересов и каких-либо интеграционных проектов. Но интересы входящих стран достаточно разноречивы – и в экономике, и в политике. У них есть одно общее – они либо испытывают, либо могут испытывать серьезные проблемы с территориальной целостностью. Это крючок, на который насажены эти страны».

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков и вовсе уверен, что ГУАМ буквально «трещит по швам». «Пока Грузия и Украина продолжают жесткую антироссийскую политику, Азербайджан заключает союз с Россией в энергетической сфере. Да и Кишинев начинает вести переговоры с Москвой, сближаться с Москвой. В такой ситуации цели ГУАМ начинают ставиться под вопрос – он начинает разрываться на части по геополитическим векторам», – подчеркнул политолог.

Эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко, в свою очередь, выразила уверенность, что ГУАМ все-таки продолжит свою деятельность. Прежде всего, за счет усилий Грузии и Украины. «В последнее время наблюдаются центробежные тенденции в организации, и не только в отношении Молдавии, которая сейчас несколько пересмотрела свою риторику в отношении России, – это можно видеть и на примере Азербайджана. Дело в том, что Азербайджан сейчас готовится к президентским выборам, и действующему президенту Ильхаму Алиеву нужна, в том числе, внешняя поддержка. Поэтому он будет ориентироваться как на Россию, так и на страны Запада. ГУАМ, конечно, организация существующая, и даже эффективная, с точки зрения антироссийской риторики, но что касается реальных проектов, я не думаю, что мы увидим в дальнейшем какой-то прогресс», – подытожила Войко.

Вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев также обращает внимание на двойственность позиции Азербайджана. «С одной стороны, Баку говорит о готовности углублять конструктивные отношения с Россией. С другой - играет ключевую роль в ГУАМ и втягивается в орбиту влияния США и НАТО», - говорит он. Отмечая, что экономический фактор является одним из главных в развитии отношений между двумя странами, Михеев указывает на причины, по которым руководство Азербайджана стремится любой ценой сохранить стабильные отношения с Россией: «К концу текущего года товарооборот между Россией и Азербайджаном достигнет уровня в 2 млрд долларов, что на 300 млн. больше, чем в прошлом году, кроме того, как известно, в настоящее время в России на заработках находятся примерно полтора миллионов граждан Азербайджана, которые регулярно направляют на родину большие денежные переводы».

«Ведь понятно, что в случае острого кризиса в двусторонних отношениях Россия может поставить вопрос о возращении полутора миллионах азербайджанских мигрантов на родину. И тогда экономическая ситуация в самом Азербайджане может резко обостриться», - поясняет эксперт. «Но с другой стороны, Азербайджан делает немало шагов, которые можно расценить как недружественные по отношению к России, - уверен он. - В частности, Баку активно участвует в разработке и строительстве всех транзитных проектов по прокладке трубопроводов в обход российской территории, что наносит ущерб экономическим интересам России».

По словам Михеева, в Москве негативно оценивают участие Азербайджана в блоке ГУАМ, главная цель которого, по его словам,  «создать альтернативу России на постсоветском пространстве и расколоть СНГ». В этой связи эксперт обратил внимание на заседание ГУАМ-США, в котором принял участие помощник госсекретаря США Дэвид Меркель. «Налицо попытки Вашингтона посредством ГУАМ ослабить влияние Москвы на постсоветском пространстве», - подчеркнул Михеев.

Он также обратил внимание на участие в саммите ГУАМ президентов Польши и Литвы, у которых последнее время сложились довольно сложные отношения с Россией. Таким образом, они стремятся усилить антироссийскую направленность ГУАМ, делает вывод Михеев.

«Что же касается возможного вступления Азербайджана в НАТО, то такие разговоры периодически ведутся. И есть мнение, что, в конце концов, Баку подаст заявку на вступление в Североатлантический альянс. В политических кругах Азербайджана питают надежду на то, что вступление республики в НАТО ускорит решение конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Однако это иллюзия», - заключает российский эксперт.

Независимый грузинский политолог Каха Кацитадзе оценивает перспективы ГУАМ пессимистично, хотя и находит в деятельности организации некоторые положительные стороны. Комментируя итоги прошедшего саммита в Батуми, он отметил: «Определенного прорыва на этом саммите не ощущалось. К сожалению, даже после встречи в Батуми ГУАМ предстала перед нами в качестве структуры, которая еще до конца не сформировалась. В ней все еще присутствует избыток незрелости, особенно в вопросах, которые имеют долгосрочные перспективы. Хотелось бы, чтобы ГУАМ превратилась в более четко структурированную организацию с более точно сформулированными целями. Но, несмотря на это, сам факт существования ГУАМ я оцениваю довольно положительно. Нелегкое это дело - регулярно проводить встречи, причем на таком высоком уровне».

Многие эксперты между тем полагают, что причина несостоятельности ГУАМ сводится к тому, что между ее членами отсутствует сплоченность в вопросе вступления в НАТО. На фоне усердно двигающихся в сторону Североатлантического альянса Украины и Грузии Азербайджан еще старается придерживаться нейтральной позиции, тогда как Молдова вообще не думает подключаться к этому вопросу. Каха Кацитадзе с этими аргументами согласен. «Всем ясно, что в вопросе НАТО с Молдовой каши не сваришь, ведь у нее даже в Конституции закреплено, что страна, так сказать, должна соблюдать дистанцию в отношении процесса интеграции в североатлантические структуры, - отмечает эксперт. - Другое дело - Азербайджан, который пока что четко не определился, двигаться ли ему в НАТО или нет, и которому, должен сказать, удается вполне удачно лавировать в этом вопросе».

В отношении экономического будущего ГУАМ и подписанных на саммите документов касательно транснациональных проектов, включая открытие транспортного коридора ГУАМ, грузинский эксперт пессимистичен: «Все эти документы носят чисто декларативный характер. Возьмем для наглядности проект Баку-Тбилиси-Эрзурум. Это проект, который реально работает. Даже чисто с географической точки зрения к нему нет претензий: он проходит через территории соседствующих друг с другом государств. А проекты, о которых шла речь в Батуми, представлены пока на бумаге и их будет намного труднее реализовать, чем транскаспийские энергетические проекты. Причина - отсутствие сухопутных границ между всеми государствами-членами ГУАМ. Украина и Молдова, допустим, соседи, точно так же, как и Грузия с Азербайджаном. Единственное, что соединяет эти два региона - море. Но море - это не сухопутные границы. Как минимум 600 км по Черному морю разделяют Украину и Грузию. Так что очень сложно создать сильную региональную организацию, члены которой не граничат друг с другом».

Что же касается разрешения конфликтов на постсоветском пространстве, о котором так много говорилось на саммите в Батуми, то и здесь ожидания грузинского эксперта пессимистичны. «К сожалению, такой способности за ГУАМ не замечаю. Мне будет трудно дать оценку по ситуации с карабахским конфликтом, но по абхазскому и юго-осетинскому могу сказать одно: в отличие от Азербайджана, мы допустили огромную ошибку, за которую и расплачиваемся сейчас. На линии прекращения огня в зоне карабахского конфликта российские войска не стоят, зато они стоят в зоне абхазского и юго-осетинского конфликтов. Ну, примет ГУАМ, допустим, декларацию о замене российских миротворцев на украинские или какие другие войска. Ну и что с того?! По существующим договорам решение о замене миротворческого контингента может быть достигнуто не только с согласия Грузии и России, но и самих абхазов тоже. Но было бы наивно полагать, что абхазы что-либо решают без ведома России. Вот и выходит, что никакими декларациями тут не поможешь», - считает Каха Кацитадзе.

Что же касается возможности Молдовы покинуть ряды ГУАМ, то, по мнению эксперта: «Скорее всего, подобные заявления Воронина направлены на внутреннее потребление в свете предстоящих выборов в этой стране. Ему просто необходимо заручиться на выборах поддержкой русского населения в Молдове, вот он и прибегает к таким уловкам. В случае же, если Молдова все-таки решится уйти из ГУАМ, это, конечно же, негативно отразится на организации. Она станет еще более формальной, чем сейчас». «Но это не будет означать поражение США в борьбе за геополитическое влияние с Россией.  Я не думаю, что Штаты проиграют в этой схватке. Ресурсы США и России попросту несопоставимы. Потеря ГУАМ Молдовы ограничится легким потрясением для США, но не более того» - заключает грузинский эксперт.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ