Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Информационно-аналитический центр», 07.07.08
А.Лобанов
В этом отношении весьма симптоматичны "июньские тезисы" Айдоса Саримова. Это первая статья казахского автора на тему. Надо ли говорить, что такую тему должен поднять только титульный автор. Иного подвергли бы, как минимум, остракизму, если не больше. Если отбросить дежурно-конъюктурные заклинания в адрес проклятого прошлого, то в целом эта статья может стать этапной в жизни Казахстана. Айдос, как тот андерсеновский мальчик первый сказал: "А король-то голый!". Однако переломить настрой этого сообщества будет непросто.
Зная наши правила, можно полагать или предполагать, что г-н Саримов в свою очередь выражает своего рода корпоративное мнение довольно значительного и влиятельного слоя титульного населения. И если это так, то не всё так безнадежно!
Родство родством, а денежки врозь
Вполне очевидно, что виртуальное, казалось бы, понятие - "возродившееся национальное самосознание" есть вещь сложная, многоплановая, которую невозможно задвинуть в какой-нибудь темный угол общественной жизни просто так. Проблемы, волнующие казахскую часть нашего сообщества, в общем-то, схожи с теми, что существуют во многих странах СНГ, но в тоже время и сильно отличаются. Пришедшая нежданно-негаданно независимость всколыхнула, несомненно, все общество и породила большие ожидания, которые в значительной части реализовались, но не в меньшей степени и разочаровали. Было создано успешное национальной государство, был создан успешный слой национальной буржуазии. В стране, в среде титульной нации, появилось значительное количество богатых и очень богатых людей, в основном из числа прямо или косвенно приближенных к власти. Однако при этом остальная часть населения осталась за форматом "обеденного стола". При этом часть оставшегося населения сумела приспособиться к рыночным условиям, а часть нет. И в этой маргинальной части оказалось практически всё титульное сельское население. В принципе ничего неожиданного в этом не было бы. Ведь именно по такой схеме развивались все страны третьего мира. Но ментально в Казахстане несколько иной случай. В титульной среде очень сильна родоплеменная ментальность. К тому же все годы независимости нацпаты всячески культивировали и поддерживали идею единства по крови. Однако в капиталистических реалиях родоплеменные отношения дали сбой. То есть родство родством, а денежки врозь. По существу, богатые и власть имущие поднялись на недосягаемую высоту по отношению к своим бедным сородичам, фактически поделив между собой социалистическую, государственную собственность, считавшуюся прежде общенародной.
Возможно как-то, тем или иным образом помощь и оказывается, просто мы не знаем, но даже если и так, то какого-либо существенного влияния на ситуацию нет. Трезво оценивая положение вещей, а так же учитывая опыт развития третьего мира в 20 веке - следует сказать, что ситуация с бедностью титульного населения не решаема ни сегодня, ни в обозримом будущем. Иллюзий питать не следует. И изменить эту ситуацию возможно не разжиганием национализма, а только изменением механизма распределения прибыли. Вполне возможно, учитывая отсутствие в стране соответствующей производительной базы и соответственно отсутствие необходимых рабочих мест, то перераспределения природной ренты напрямую в пользу беднейшей части населения - на сегодня единственное решение проблемы.
Кто был никем, тот никем и останется!(?)
Если в советское время, как бы его ни критиковали нацпаты, существовала и работала система т.н. "социального лифта", то сегодня этого нет. Прежде любой талантливый и упорный молодой человек, несомненно, имел все шансы получить хорошее образование и, так или иначе, реализоваться. То есть сын чабана вполне мог стать и генералом, и академиком. И иллюстрация этому вся вчерашняя элита, да и значительная часть сегодняшней. Сегодня такая карьера практически исключена. И общество еще не ощутило в полной мере последствия такого положения вещей.
Отсутствие "национальной идеологии", т.е. своего рода программы (доктрины) общества, но не пресловутой "национальной идеи" породило ситуацию, когда значительная часть общества, если не всё, полностью дезориентировано. Власть декларирует общество равенства всех граждан и общество равных возможностей, но по сути это далеко не так. И уже не только по национальному признаку, а скорее по социальному. Национал-патриоты призывают к единству по крови и если говорят о "национальной идее", то именно о казахской "национальной идее", призванной создать, сформировать казахскую нацию современного типа, но пока все эти слова повисают в воздухе, а сама казахская часть общества не имеет какой-то конкретной платформы единения. Кстати, на наш взгляд, чем сильнее националистическая риторика, тем меньше общественная и политическая активность неказахского населения, тем более усиливаются миграционные настроения, тем хуже становится ситуация с образованием, здравоохранением, тем в большей степени закрепляется социальное расслоение. Нацпатам надо бы признать, что как бы они ни разжигали русофобию, в реальности наиболее комфортные условия для казахов (в массе своей) и казахского языка были при советской власти, которую они костерят, на чем свет стоит. Достаточно сравнить цифровые показатели, чтобы убедиться в очевидном. Парадокс, возможно, но чем меньше русских в стране, тем хуже положение с казахской культурой и казахским языком. Может быть, прямой связи и нет, но, тем не менее, задуматься заставляет.
То есть, здесь также возникает определенный разрыв между желаемым и действительным. Очень много в титульной части сообщества говорится о духовно-нравственных ценностях, о возрождении величия нации, духа нации, культуры и языка. Всё это цели, которые всем нам, безотносительно национальной принадлежности, необходимо уважать. Для большинства казахов это трепетные темы. Вместе с тем, и тем более, следует эту тематику делать более гласной и прозрачной, другого пути эффективного решения этих проблем нет. В противном случае неизбежно продолжение политики спекуляций, продолжения порочного круговорота. Отсутствие "национальной идеологии" порождает и определенный разброд в обществе. В сущности, наше общество - это неконсолидированное общество. Да, в стабильном, высокоразвитом обществе действительно нет особой нужды в идеях и идеологиях, всяк живет сам по себе до поры до времени. Общество в определенной степени саморегулируемо в условиях верховенства права, свободы и демократии, и это само по себе и есть идеология этого общества. Нам до этого далеко. Нам нужна четко выстроенная и даже форматизированная система приоритетов. Пока же у нас работает практика недомолвок, иносказаний, когда говорят одно, думают другое, а делают третье. В итоге на всех уровнях, во всех сферах мы имеем то, что имеем. Власть декларирует взгляды на современное государственное строительство, а в реалиях строится этнократическое государство. Одни равнее других, социальное неравенство только растет, образование и медицина деградируют. Правительство ратует за вхождение в число самых развитых стран, развитие кластеров, нанотехнологий, а в стране массовая бедность, село обнищало. Только вдумайтесь, в 2006 году оплата труда в сельском хозяйстве составила 101 млрд. тенге. И это на 6.5 миллионов человек, что проживали тогда в сельской местности и, надо полагать, этим самым сельским хозяйством и занимались. Получается, по 15,5 тысяч тенге в год? В то время как официальная цифра ВВП на душу населения в том же 2006 году составила 667,200 тенге. (согласно статистике порядка 30% от всего ВВП составляет заработная плата, что, надо сказать, гораздо ниже, чем во многих странах СНГ, т.е. порядка 200,000 тенге в среднем). Натуральная иллюстрация средней температуры по больнице от морга до горячки. Не хило?!
Объявляется поход против коррупции, а у нее только отрастают все новые головы. Чиновники становятся миллиардерами, покупают замки и дворцы за бугром, банки. Мы гордимся своей продвинутостью перед соседями, тем, что киргизы и узбеки ищут в Казахстане любую работу, а между тем из немногим более 8 миллионов всего экономически активного населения 2.6 миллиона относятся к загадочной категории "самозанятых", за которой часто стоит просто безработица или достаточно эфемерная "сытость", которая легко сдувается при первом экономическом насморке. Мы били в литавры по поводу успехов финансовой системы и строительного бума, а что имеем в сухом остатке? 15% всего валового продукта страны в этом году нужно вынуть и отдать в качестве погашения банковских займов. Да, уверен, деньги на выплату кредитов найдут, а где взять ресурсы не просто на компенсацию изъятого, но и на дальнейшее развитие?
Долго разрушали, еще дольше будет вновь построить
Я бы отнес к числу обстоятельств по сути заведших в тупик, во-первых, непреодолимое социальное расслоение общества. Само по себе здесь ничего сверх меры удивительного. Бог создал всех разными. Но усугубляется ситуация тем, что еще вчера это было как бы общим достоянием. Особенно земля и недра, которые как бы от бога должны были бы принадлежать людям на них живущим. Другим негативным моментом является тот факт, что ограбление и воровство продолжаются не снижающимися темпами. И вынести такую нагрузку ни обществу, ни государству не под силу. Негативной особенностью этой ситуации является тот момент, что богатства полученные (присвоенные) элитой в большей своей части не работают ни на государство, ни на общество. То есть не создаются ни новые производства, ни рабочие места. И если в той же сегодняшней России по оценке аналитиков значительную долю инвестиций составляют капиталы, выведенные прежде за рубеж и благодаря чему худо-бедно нефтегазовый сектор составляет чуть более одной пятой экономики страны, то у нас другая картина. Фактически альтернативная экономика не развивается. У нас нет производств, дающих продукцию не то что на экспорт, но и для внутреннего рынка в сколько-нибудь заметном количестве. Вполне понятно, и правительству надо полагать тоже, что провести новую индустриализацию страны невозможно. Переделать обратно торговые центры в заводы и фабрики невероятно. Тем более что в стране нет образовательно-производственной структуры для подготовки соответствующих кадров для производства. Обращение к лозунгу "нанотехнологий" кроме очередного скепсиса никаких эмоций не вызывает. Надо думать эту новацию постигнет участь всех прежних.
Непросто обстоят дела в сфере социальной. Однозначно, в сравнении с советским периодом, деградировала ситуация с социальной защитой населения. Заметно ухудшилось образование, медицина. Что касается медицины, то не просто ухудшилась ситуация для простого населения, но даже для избранных медицина такова, что они, эти избранные, едут лечиться за границу. Этот сектор жизни обладает большой инерционностью. До сих пор мы в основном пользовались наработками советского периода, но и они заканчиваются. Долго разрушали, еще дольше будет вновь построить.
А в худшем случае... худшее!
Даже в сфере межнациональных отношений, которые являются своего рода брендом Казахстана, обозначились острые кризисные моменты, которые грозят стать системными.
Власть декларирует общегражданские ценности общеевропейского типа, но не имеет то ли силы, то ли желания реализовать свою политику. Национальные патриоты и значительная часть интеллигенции ратуют за этнические ценности и единство по крови, но не в силах реализовать свои программы. Вся ситуация, как в побасенке: "Федька, я медведя поймал...Так тащи его сюда... Да он не пускает...". Сама по себе ситуация достаточно не решаемая. Проблема есть, благие пожелания также присутствуют, деньги из бюджета выделяются, а воз и ныне там. Все это, безусловно, является тормозом для нашей страны. Самотеком же ситуация развивается в сторону этнократии архаического типа. Назарбаев правильно отметил, что казахи оказались обучаемыми, быстро прогрессирующими и из их среды выдвинулись блестящие рыночники, бизнесмены, менеджеры, чиновники. Но это касается меньшей части казахов. Большая же часть сидит в маргинале архаики и родоплеменных отношений. И как бы эти родоплеменные отношения не воспевались, но аксиома - капитализм и архаические отношения в обществе есть вещи несовместимые! И существовать архаические отношения и современное общество могут в лучшем случае в виде "патронатных резерватов". А в худшем случае... худшее. То есть, та ситуация, которую мы имеем сейчас. И чем дольше продлится такая ситуация, тем в большей мере проблема будет замыкаться сама на себя. И никакие заклинания о "сакральном духе", никакие "технологии мечты", уже ничто не смогут изменить. На мой взгляд, такой подход рано или поздно должен привести к разделению даже не по социальному принципу, а гораздо глубже. Как скоро такие изменения могут происходить, можно судить хотя бы по городским казахам. Фактически в городе появилась новая генерация казахов, даже внешне разительно отличающаяся от прежних поколений. Разумеется, даже при нынешней бездарной и безответственной ситуации с казахским языком, рано или поздно все население будет владеть им хотя бы на бытовом уровне. Однако агрессивный и непрофессиональный подход к проблеме вкупе с непонятно куда утекающим финансированием никак не может позволить работе по утверждению казахского языка стать общенациональной объединительной платформой. А жаль!
Резюмируя, можно говорить, что в Казахстане, по сути, не происходит ничего апокалипсического. Или, если угодно, апокалипсис проходит вполне в духе Гегеля - Адама Смита, Маркса - Ленина. Просто еще раз находят подтверждения выводы классиков, и нашему обществу, вопреки голословным заклинаниям о "великом сакральном духе", "об особой миссии" и пр., предстоит пройти обычный путь страны третьего мира. Если наши элиты не изменят своего отношения к своей стране и к своему народу! Или, если кто-то не изменит политический и экономический, а также социальный формат нашего развития! Обязательно ли надо нашему обществу и нашей стране удариться об дно, чтобы открылись глаза?!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |