Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
tut.by, 13.07.08
Татьяна Маненок
Попытки осмыслить реалии развития отечественной экономики прозвучали в выступлениях в ходе состоявшегося в июне заседания Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (РСД БНПА). Эксперты высказались в пользу частно-государственного партнерства, но при этом призвали задуматься, в какую сторону идет сдача белорусской экономики.
Предлагаем вам некоторые мнения участников.
Доктор экономических наук Петр КАПИТУЛА:
– Хотел бы подчеркнуть: говоря о сотрудничестве государства и частного бизнеса, я бы на первое место поставил слово "частный". То есть мы должны говорить о частно-государственном партнерстве, а не наоборот. Потому что ни один серьезный инвестор не станет вкладывать деньги в предприятие, где контрольный пакет принадлежит государству. Это – мировой опыт.
Кроме того, говоря о сотрудничестве частного капитала и государства, хотел бы обратить внимание на слагаемые его эффективности. Ведь самые совершенные техника и технология при безграмотном безответственном управлении ничего не дадут – это всего лишь груда металла.
Давайте смотреть на эффективность с чисто управленческой стороны. Каковы сегодня ответственность и заинтересованность? А ведь это две взаимосвязанные категории. Там, где работает госсектор на госоплате труда, стимулов нет.
Я глубоко убежден: пока мы не перейдем на частно-государственное партнерство, пока не дадим белорусскому бизнесу право на акции, право на выкуп этих акций по первоначальной стоимости, мы никогда не достигнем эффективности. Допустим, руководитель взял в управление предприятие и за 3 года повысил эффективность в 3 раза. Почему он должен покупать акции этого предприятия дороже?
В стране нужно создать такой механизм, чтобы и наши руководители, и молодежь, которая придет в бизнес, знали свою миссию. Эта миссия четкая и понятная: совпадение частного и государственного интересов. Достигается это на уровне трастовых договоров.
Поэтому мудрить здесь не надо. Мы пытались отказываться, но это абсолютно безнадежное дело.
Мы ожидали, что многие предприятия через три, пять, десять лет станут эффективнее, возрастет капитализация, и мы продадим их дороже. Честно скажу, боялся и до сих пор боюсь: если мы еще 5 лет будем стоять на месте и не подойдем к этому сотрудничеству на самом высоком уровне, нас возьмут голыми руками и бесплатно.
По моим данным, эффективность производства в Белоруссии не повышается, а постоянно снижается. Даже если брать по рентабельности продукции, которая определяется отношением прибыли к себестоимости, то видим, что практически официально названный уровень инфляции выше, чем рентабельность продукции. По сути, у предприятия реальной прибыли, за которую можно купить реальный продукт – машины, сырье, оборудование и т. д., все меньше и меньше. Как можно в такой ситуации развиваться?
В прошлом году рентабельность по промышленности в Белоруссии была 11%, а инфляция – 11,2% (это официальная цифра, на самом деле инфляция составила не менее 15%). Очевидно, что эффективность снижается. Большинство предприятий не имеют своих собственных источников развития, и только подачки государства позволяют им держаться на плаву.
Однако сегодня в стране больше смотрят на то, как бы поддержать на плаву крупные госпредприятия, которые обеспечивают валовой подход – объемные штучки, которые дают нам и товарооборот, и ВВП.
Чтобы встать на путь цивилизованного развития и включиться в мировую экономику, другого пути не существует, кроме как наладить частно-государственное партнерство. Такова наша судьба: было все огосударствлено, но надо перейти к частно-государственному с преимуществом частного.
Расскажу о таком случае. Сын звонит из Японии отцу в Минск: по телевидению со ссылкой на Мировой банк передали, что в Белоруссии действует 131 налог и сбор. Белоруссия по этому показателю находится на первом месте в мире. На втором – Украина: 91 налог и сбор.
О каком облике страны можно говорить? Когда слышишь об этом – мурашки по коже. Мы же говорим о каких-то частных улучшениях. Улучшениями можно заниматься всю жизнь: будем менять по шестеренке, по коленвалу, гайке… Надо системно решать проблему и подходить к ее решению с точки зрения мирового опыта. Мы же не на Луне живем… А значит, надо четко следовать мировой логике.
Руководитель общественного совета БНПА по ведению бизнеса Константин ИВАНОВ:
– В партнерстве две стороны: государство и частный капитал. Известно, что государство за последние 10 лет заметно усилилось, в том числе и организационно. А вот вторую сторону – белорусский бизнес – мало кто представляет, это некая размытая категория людей. Возникает вопрос: кто же у нашего государства будет партнером?
Белорусский бизнес 15 лет назад начал развиваться достаточно мощно. Но ввиду того, что государство организовалось и начало наступать на сферы торговли и производства, белорусский бизнес претерпел определенную трансформацию.
По-настоящему ярких предприятий в Белоруссии не так много. Куда же они подевались? Часть торговых, строительных организаций переведена в РФ (деньги уходят туда, где они более свободно себя чувствуют). Ведь для белорусов сегодня нет проблем открыть предприятие в РФ, и много людей этим занимается. Причем эти предприятия, скорее всего, зарегистрированы на российских юридических лиц, а не как филиалы белорусских предприятий.
Поскольку сейчас правительство задумалось о частно-государственном партнерстве, стоит вопрос: как вернуть людей обратно? Для этого нужно создавать однозначно лучшие бизнес-условия, чем в РФ. Чтобы мы, говоря о частно-государственном партнерстве, не подразумевали приезды в Белоруссию исключительно российских олигархов типа Дерипаски…
Второе. Нужно, чтобы государство в любом предпринимателе, в том числе и с капиталом 5-10 тыс. USD, а не только с 1 млрд. USD, признало партнера.
БНПА должна помочь выработать лицо частного предпринимателя. И это необязательно лицо российского миллиардера. Мы должны уважать своего предпринимателя, потому что чужие всегда останутся чужими. А готовить себя на роль наемных работников – это самое простое, и это мы всегда успеем.
Председатель правления Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий ТРУХАНОВИЧ:
– На мой взгляд, мы заблуждаемся, выстраивая между бизнесом и государством некое партнерство. Забываем о самом предназначении государства. Один из выступающих здесь заметил, что в мире есть государственно-частное партнерство. Не заблуждайтесь. Бизнес там у государства ничего не просит. Выстраивается вся система под бизнес, а не наоборот.
Мы ждем от правительства решительных мер. Надо признать, что сейчас идет хотя бы осознание громоздкости нашего законодательства. Представьте: отменено 30 административных процедур, 17 налогов. И все равно наша налоговая система остается самой худшей в Европе и мире.
Сегодня по телевидению можно видеть, что президент или премьер-министр встречаются то с одним, то с другим иностранным предпринимателем . А где мы, белорусы? Не найдем. Потому что нет уважительного отношения к бизнесу.
Вот такой пример. Когда-то я, как предприниматель, купил крупный пакет акций Пуховичского комбината хлебопродуктов. Сейчас государство выдало всем предприятиям на заготовку зерна льготный кредит под 3,5%, а мне, частнику, нет. Как же я буду вкладывать в это предприятие? Как же я, частник, могу конкурировать с государственными предприятиями, если им кредит дают под 3,5%, а мне под 14%?
Между прочим, под этим указом стоит 17 виз, в том числе и Минэкономики, которое включает Департамент по развитию предпринимательства.
О чем можно говорить, если у нас руководитель может быть оштрафован по 491 поводу!
Мы должны взращивать свой капитал. По некоторой статистике, сегодня в Минске рестораны на 75% (а по смелым прогнозам — на 90%) принадлежат не белорусам…
Председатель высшего координационного совета "Республиканская конфедерация предпринимательства" Владимир КАРЯГИН:
– Недавно российский президент Д. Медведев публично жонглировал словами: государственно-частное партнерство или наоборот. Для нас, очевидно, это частно-государственное партнерство. Ведь предпринимательство развивается от частного интереса, от частной мотивации. И такое партнерство необходимо создавать в стране.
В основе частно-государственного партнерства лежит доверие. Оно в том числе предполагает равенство сторон. В белорусской конституции заложено равенство форм собственности. После всех редакций эта статья сохранилась. Другое дело, что в нашей стране она в меньшей степени выполняется.
Хотел бы подчеркнуть, что законодательное партнерство сегодня явно отстает. Такая важная для страны сфера – развитие транспортной логистики. Самим Богом нам определено этим заниматься, это может привлечь в страну порядка 30 млрд. USD. Но даже здесь не подумали о законодательстве!
Нас крайне не устраивает вялая, дряблая работа депутатского корпуса. Думаю, что 90% наших депутатов не надо переизбирать на новый срок. Старый состав парламента ничего не сделал для развития частно-государственного партнерства. Ни разу не было парламентских слушаний о развитии предпринимательства или промышленности. Стыдно, что два созыва депутатов не смогли принять закон о предпринимательской деятельности.
Недавно вместе с некоторыми предпринимателями довелось участвовать в пленарном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям. К какому выводу мы пришли? Страну распределили и распродали! Оказывается, легче пригласить транснациональные корпорации, чем вырастить отечественного предпринимателя.
Сегодня удел частного предпринимательства и промышленников – это "работа" в бутерброде, быть тонким слоем между ТНК, которые усиленно завоевывают позиции в нашей стране, и монопольными госструктурами. Это самый плохой вид развития экономики, это самый отвратительный сценарий!
Мы повторяем путь Венгрии, где всего лишь 2,5% предпринимателей и промышленников имеют собственность. Клиринг, работа по найму, мелкие подряды - вот уготованная судьба для отечественных предпринимателей.
Сколько лет предприниматели ставят вопрос о технопарках, территориях застройки для малых промышленных предприятий, о «деловых инкубаторах», инновационных структурах. Были в Японии вместе с руководителем Департамента по развитию предпринимательства. Там за деньги государства предприниматель может воплотить любую идею. Должна же эта информация к нам хотя бы приставать…
Одна из форм партнерства – это диалог. Маленький пример. Недавно готовилось постановление о центрах поддержки предпринимательства. Я умолял Департамент по развитию предпринимательства дать мне прочитать проект. Секретно, нельзя – это уже в Совмине. В результате вышел бездарнейший документ с прежними ошибками.
Сегодня, после 23 лет развития частного предпринимательства и взаимодействия с государством, мы видим накопление проблем, некоторые из них уже приобрели хронический характер. Мы говорим о промышленной субконтрактации. Создан ли соответствующий механизм? Оказывается, мы реально не способны поддерживать современные формы взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства в промышленности.
Провели конференцию по коммерческой недвижимости в Белоруссии. Не хватило мест для тех, кто готов сегодня вкладывать миллиарды в городе и в стране. Сбежались все – хотят работать здесь. Но ведь идеальная структура: когда партнер – белорусский капитал. Иностранные инвесторы в идеальной схеме должны в сотрудничестве с отечественным предпринимателем осуществлять свои программы в стране, куда они приходят. Не мимо местных предпринимателей, а вместе.
У нас же сложилась совершенно иная схема. Отечественный бизнес работает в агрессивной среде: он не может принять на работу эффективных людей, не имеет оборотных средств и т. д. Мы много времени потеряли. Нельзя обвинять отечественные деловые круги в том, что они боятся вкладывать деньги. У малого и среднего бизнеса денег нет, он практически нищий. Поэтому и просматривается соответствующая роль для нашего бизнеса — наемный персонал.
Сегодня мы на таком "перекосье" находимся, что еще 1-1,5 года – и обратного пути нет. Мы останемся территорией, где будут хозяйничать крупные иностранные транснациональные корпорации без роду без племени – так называемая компрадорская буржуазия. Она очень охотно принимает на работу бывших чиновников. Они посвящены во многие наши тайны и недостатки. Это они сегодня выступают проводниками интересов компаний, которые являются конкурентами нашим предпринимателям.
Вопрос стоит очень серьезно. Хотел бы еще раз сделать акцент на том, что у нас происходит определенный перекос в инвестиционной политике в сторону низкопоклонства перед крупными ТНК. Хочу попросить Совет безопасности, Комитет госконтроля и все органы обратить на это внимание с точки зрения национальной экономической безопасности.
Нужен серьезный анализ: в какую сторону идет сдача белорусской экономики.
У нас абсолютное большинство директоров и предпринимателей сегодня замолчали. Невыгодно сегодня говорить. Это как-то может по тебе ударить. Мне тоже хотелось бы сохранить хорошие отношения с людьми, которые, возможно, со мной не согласны. Но кто же правду скажет?
Заместитель председателя БНПА, академик Владимир ЛАБУНОВ:
– В течение 7 лет я был послом в Бельгии, Нидерландах, был в НАТО, Брюсселе. Вернулся 7 лет назад, и никто меня почему-то не спрашивает, что я знаю. Сегодня все выступающие говорят разумные и понятные вещи. Решил задать вопрос: так кто же у нас враги, которые такие очевидные и ясные вещи не воспринимают или губят их?
Вывод: если действительно всем ясно, как надо делать, то нужно просто воплощать это в жизнь. Мы же в своем очень медленном развитии уходим в никуда. Если не научимся делать это быстро, трудно представить, что может случиться со страной.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |