Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Ольвия-пресс», 09.07.08
Александр Галин
Заявление генерального секретаря Североатлантического альянса Яаапа де Хооп Схеффера на встрече в Брюсселе с президентом Румынии Траяном Бэсеску по поводу того, что «НАТО не играет и не стремится играть какую-либо роль в решении приднестровской проблемы», вызвало ряд комментариев политиков и военных Приднестровья. По мнению заместителя министра обороны ПМР Владимира Атаманюка, слова главы НАТО есть ни что иное, как использование тактики маскировки или отвлекающего маневра. «Данная структура старается несколько запутать мировую общественность, где-то немного успокоить, где-то отвлечь на другие проблемы, но основной цели все равно из вида никто не упускает», - считает Владимир Атаманюк. По его мнению: «В марте 2009 года состоятся выборы в молдавский парламент. Сейчас Воронин всеми силами пытается удержать власть, он стучится во все двери, и особенно в Москве, так как прекрасно понимает, что Соединенные Штаты делают ставку не на него, и не на коммунистов в целом. Так что в этом отношении все уже давно предрешено, поэтому не стоит думать, что заявления генсека НАТО искренни и правдивы».
Бывший сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Александр Порожан также считает, что «достаточно сложно верить в искренность и правдивость данных заявлений. Думаю, что и президент Румынии, и генсек Североатлантического альянса сейчас просто маневрируют накануне выборов в Молдавии. В некоторой степени они заигрывают с действующей молдавской властью, но основной расчет делается на оппозицию». Напомним, что в беседе с Яаап де Хооп Схеффером президент Румынии Трэян Бэсеску заявил о том, что «Североатлантический альянс не будет вмешиваться в проблему Кишинева с Приднестровьем, потому что Республика Молдова является нейтральной страной».
Как считает Александр Порожан, все это только слова, которые не подкреплены какими-либо документами. «Просто слова даже от первых лиц, но ничем не подтвержденные, остаются простыми разговорами. Генсек НАТО может говорить все что угодно, тем более, если того требует ситуация».
Кроме того, Порожан также увязывает высказывания генсека НАТО с предстоящими в следующем году парламентскими выборами в Молдове. Насколько я знаю, - отметил он, - представители других государств, которые находятся под неусыпным влиянием НАТО и тех же американцев сейчас активно работают в Молдове с представителями различных политических партий и общественных движений. В любом случае выборы, которые пройдут в Молдове в марте 2009 года покажут истинную картину происходящего».
Предшественник Александра Порожана на посту сопредседателя ОКК, заместитель председателя комиссии по внешней политике и международным связям Верховного Совета Приднестровья Владимир Боднар также отмечает, что заявления Генерального секретаря Североатлантического альянса и румынского президента связаны с предстоящими молдавскими выборами. «В случае с Молдовой Североатлантический альянс занял выжидательную позицию, для того, чтобы посмотреть, кто победит на выборах в марте 2009 года, - считает он. - После чего будет сделан анализ относительно того, можно ли работать с теми политическими силами, которые станут у руля власти в молдавском государстве. Поэтому сейчас и говорится, что вмешиваться в приднестровскую проблему никто не будет, потому что сейчас это не имеет никакого смысла, и не принесет ожидаемых дивидендов».
Все три комментария совершенно правомерны. До выборов в Молдове, когда будет определен не только состав нового парламента, но и Президент, предпринимать какие-либо шаги НАТО просто бессмысленно. Дабы получить поддержку Москвы при разрешении молдо-приднестровской проблемы, нынешние коммунистические власти Молдовы будут придерживаться нейтрального курса государства, записанного в Конституции РМ и в Концепции национальной безопасности. Однако вопрос заключается не только в том, кто придет к власти в следующем году, но и в том, будет ли включено в состав Молдовы Приднестровье.
Существует достаточно большое количество вариантов развития событий. Первый вариант предполагает третий срок коммунистического правления в Молдове. Уже без Воронина в качестве Президента, но остающегося в любом другом качестве фактическим правителем страны. Будет ли официальный Кишинев заявлять о своем стремлении сохранять нейтралитет? Да, но только до тех пор, пока Приднестровье является самостоятельным государством. Именно этот козырь в рукаве, по мнению коммунистов, должен сыграть основную роль в реинтеграции страны, так как Москву сегодня весьма волнует дальнейшее продвижение НАТО на Восток. Некоторые российские политики согласны в обмен на нейтралитет Молдовы способствовать объединению РМ и ПМР. Главное их заблуждение в том, что после объединения, Молдова будет по-прежнему соблюдать нейтральный статус. Для Кишинева, стремящегося в ЕС, вступление в Североатлантический блок является тем золотым ключиком, который откроет дверь в ЕС. Без этого ключика надеяться Молдове на что-то просто бессмысленно. Не случайно Президент Молдовы Владимир Воронин неоднократно заявлял о том, что «параллельная реализация планов действий «Молдова-ЕС» и «Молдова-НАТО» будет способствовать ускорению европейской интеграции республики».
Второй вариант развития событий предполагает приход к власти в РМ ультраправых сил. Будет ли это ХДНП или либерал-демократы – не столь важно. И те, и другие давно и упорно настаивают на вступлении Молдовы в НАТО и объединении с Румынией. Победа этих сил на предстоящих выборах будет означать отказ от нейтрального статуса путем изменения Конституции, ведь, как известно, основной закон страны не является чем-то незыблемым и вечным.
Третий вариант самый фантастический. Заключается он в приходе к власти антиамериканских и антинатовских сил, к примеру, движения «Равноправие». Тогда нейтральный статус страны, по крайней мере, еще четыре последующих года будет незыблем. Однако ни США, ни ЕС этого не допустят. Потеря влияния в Молдове и пророссийский плацдарм на балканском направлении им не нужен.
Таким образом, наиболее вероятным вариантом развития событий является вхождение Молдовы в НАТО. Единственный вопрос заключается в сроках, а также в том, будет ли к тому времени ПМР находиться в составе РМ или нет. К тому же в Молдове давно все готово для вступления в Североатлантический альянс. Еще в 2006 году официальный Кишинев подписал Индивидуальный план действий в рамках двустороннего Партнерства РМ и НАТО. Согласно ему второй год в Молдове проводится реформа Национальной армии, заключающаяся в перевооружении и техническом переоснащении вооруженных сил РМ по стандартам НАТО. Как показывает опыт Грузии и Украины – эти действия являются первой ступенькой на пути вступления в Североатлантический альянс.
Основными критериями для вступления в НАТО, как известно, являются реформы сферы национальной безопасности, правоохранительной системы и армии. Это предполагает увеличение расходов государства на оборону и реформу образования, обучения и боевой подготовки военнослужащих. Все это в Молдове налицо. Согласно Индивидуальному плану действий партнерства Республика Молдова-НАТО (IPAP), Национальная армия Молдовы до 2010 года будет переведена на стандарты НАТО. Сегодня в Молдове проводится реорганизация всех подразделений Национальной Армии, в соответствии со структурой НАТО, до уровня бригады и батальона. Уже завершен процесс реорганизации Министерства обороны и Главного штаба в соответствии с требованиями НАТО, а также разработан план внедрения соответствующих стандартов НАТО в учебные программы и курс военной подготовки для различных сфер Вооруженных сил. Завершается и разработка этих программ.
То есть в военной сфере Молдова уже практически полностью соответствует критериям для выступления в НАТО. Однако окончательному решению данного вопроса мешает конфликт с Приднестровьем. Кстати, территориальный конфликт препятствует вступлению РМ и в Европейский Союз. Вот почему Молдове так важно разрешить эту проблему. И здесь Молдова весьма удачно начинает спекулировать своим нейтральным статусом, так как на фоне стремления Украины, Грузии и ряда других стран СНГ вступить в Североатлантический блок, заявления молдавского руководства о нейтралитете страны Россией воспринимается как дружественный и союзнический жест. Парадоксально, что кроме голословных заявлений Молдова не предоставляет никаких реальных гарантий своего нейтралитета, но при этом определенные политические силы России все же верят в благие намерения Кишинева, как верили в 2001 и 2003 годах, когда коммунисты пришли к власти на пророссийских лозунгах и когда намеривались подписать Меморандум Козака. Трижды наступить на одни и те же грабли – явный перебор.
Что же касается заявления Яаапа де Хооп Схеффера, то ничего сенсационного в нем нет. НАТО уже сделало свое дело, Молдова практически полностью готова к вступлению в Североатлантический альянс. Сейчас же «играть какую-либо роль в решении приднестровской проблемы» было бы откровенной глупостью. Ведь сегодняшняя тактика молдавских властей как раз и заключается в отказе от вступления в НАТО. Если эта тактика принесет свои плоды, и Молдова поглотит Приднестровье, а затем попросит российские войска убраться восвояси, уже ничто не сможет помешать приходу НАТО на берега Днестра.
Если же «новая» тактика, нашептанная в чуткие молдавские уши из-за океана, не принесет свои плоды, думается, содержание заявлений натовского генсека коренным образом изменится.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |