Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Республика (Казахстан), 06.07.08
Александр Караваев
Очередную серию зарубежных поездок российский президент начинает с каспийско-азиатского турне
3 – 4 июля Медведев – в Баку у Ильхама Алиева, оттуда направится с двухдневным официальным визитом в Туркменистан, а затем – в гости к Нурсултану Назарбаеву, на празднование 10-летия Астаны, которое намечено на 5 – 6 июля. И, наконец, 7 – 9 июля он окажется на территории национального парка Сикоцу-Тоя в японском городе Тояко, где пройдет 34-й саммит развитых стран, кратко именуемых G8.
Политологи задаются вопросом – бытовало устойчивое мнение, что Дмитрий Медведев стал президентом РФ с расчетом на Запад, его благосклонность к либеральному политику, а именно такой имидж старательно лепили нынешнему президенту России. Почему же пока поездки связаны исключительно с Азией?
Традиции и тенденции
Принято считать, что первый зарубежный визит нового президента подчеркивает акцент новой внешней политики, при этом, конечно, понимают, что последующие визиты, как взмах другого крыла, должны быть ориентированы на другие направления и центры глобальных сил. Однако в случае с Кремлем-2008 эти правила не срабатывают.
Видимо, закладывается некая иная традиция: два лидера – два субъекта внешней политики. Отсюда и возможность одновременной работы на нескольких направлениях внешней политики страны. Причем жесткой сетки ответственности за направления пока не видно, есть только выраженная тенденция: Медведев едет в те страны, что считаются наиболее последовательными союзниками, либо в отношениях с которыми у РФ меньше проблем. Напомним, Медведев начал свою зарубежную линию с визита в Китай через Астану, на Западе – с визита в Германию, главного стратегического партнера в ЕС. Теперь снова поездка в братские сопредельные страны: это либо перспективные партнеры (Азербайджан и Туркмения), либо прямые союзники по объединениям (Казахстан).
Кстати, Запад причисляет три страны – Россию, Казахстан и Азербайджан в один идеологический блок «авторитарного капитализма» (согласно последнему докладу Freedom House). Как говорится в одной английской пословице, «птицы с одинаковым оперением собираются вместе».
Итак, попробуем проанализировать элементы общей повестки предстоящего визита для Баку, Ашхабада и Астаны.
Баку умело разводит «больную» для себя тему карабахского конфликта и роль Москвы в ее урегулировании с выгодным экономическим сотрудничеством с Россией, которое развивается поступательно, но в связи с небольшим масштабом экономики Азербайджана «потолок» крупных совместных проектов почти достигнут, и возможности дальнейшего роста ясны. Перспективные темы экономической повестки: развитие железнодорожных коммуникаций в системе Север-Юг (в мае достигнуты договоренности о создании консорциума трех стран по соединению железнодорожного полотна между Ираном и Россией через Азербайджан), запуск постоянно действующего парома между Астраханью и Баку и реконструкция сети шлюзов канала Волга – Дон.
Кстати, этот вопрос также очень интересует Астану. Есть даже некая конкуренция между двумя проектами. Назарбаев предлагает построить новый канал «Евразия» из Каспия в Черное море, российские ведомства предлагают модернизировать и углубить Волга – Дон, расширив пропускную способность и тоннаж судов.
Где Баку, там и Ашхабад?
Еще одна сравнительно новая тема для сотрудничества – обсуждение возможностей закупок «Газпромом» азербайджанского газа с месторождений ГНКАР (государственная нефтяная компания Азербайджана) и консорциумного месторождения Шах-Дениз. «Газпром» предлагает ГНКАР согласовать справедливую цену на азербайджанский газ и либо приобретать небольшой объем (около 5 млрд куб. для региона Северного Кавказа), либо, в случае больших объемов, открыть доступ азербайджанскому газу на восточно-европейский рынок, включая Украину.
Как следует из высказываний министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, Баку не вполне удовлетворен тем, какой темп добычи и поставок в Европу задают основные газовые операторы – «Шах-Дениз» ВР и Statoil. Собственно, если судить по объемам запасов, Азербайджан мог бы уже в разы увеличить свои доходы. Однако нужны готовые контракты в Европе на покупку азербайджанского газа по достойной цене и мощности для прямой прокачки к потребителю, то есть за пределы Турции. Отлаженная цепочка от владельцев газа до транзитеров и покупателей выстраивается трудно. У России она уже есть.
Если ГНКАР станет оператором «Шах-Дениз» и нарастит объемы добычи по другим проектам, то разумно поставить вопрос о диверсификации газовых поставок. Совсем нелишне Азербайджану иметь как минимум два рынка: юго-восточную Европу и Россию. Ценовое предложение «Газпрома» для азербайджанского газа наверняка будет не ниже того, что предлагают партнеры Баку по контрактам газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум.
Следует заметить, что пространство для экономического торга и политического маневра у Баку значительно больше, чем у соседей на восточном берегу Каспия, имеющих один маршрут транспортировки и полтора покупателя (учитывая низкую стоимость газа на китайском рынке).
Ашхабад – тоже весьма непростой партнер. Бердымухаммедов перенял манеру многостороннего скольжения от своего предшественника и не скупится на обещания. Однако вслед за риторикой «дружить со всеми» постепенно меняются и реалии: заметно потепление отношений с Баку – и не за горизонтом возможность создания консорциума по строительству транскаспийского газопровода. Собственно предложение «Газпрома» о покупке азербайджанского газа в какой-то степени можно интерпретировать как способ увода дополнительных газовых объемов с этого направления в российскую инфраструктуру.
Медведеву, как куратору «Газпрома», придется провести достаточно тонкую линию. Он не может открыто и жестко давить на Баку и Ашхабад, но должен показать озабоченность РФ и намекнуть на способы блокирования альтернативного проекта, если, конечно, он считается столь критичным для интересов «Газпрома» и России в целом.
Новой реальности – новые инициативы
Вообще, необходимо признать, что присутствие России в центральной и южной частях Каспия весьма ограниченно, его необходимо наращивать, и в этом может помочь Астана. Впрочем, не стоит ожидать, что на «день рождения» Астаны президенты смогут создать «новую реальность» отношений. Кроме проблем, связанных со стыковкой интересов госкорпораций, интересов элит двух стран и вопросов региональной безопасности, необходим новый заряд инициатив, отвечающих ожиданиям широких кругов бизнеса и общественности Казахстана и России.
О чем речь? О вопросах, связанных с качеством жизни и институтами власти. Например, о сокращении налогового бремени и введении других особых льгот для совместных предприятий, или, если шире, предприятий российского бизнеса со странами СНГ, развитие автотранспортной инфраструктуры. Далее – повышение качества безопасности жизни и работы в России трудовых мигрантов из стран СНГ, расширение общей образовательной базы за счет совместных проектов вузов и создание цепочек новых постиндустриальных производств.
Кстати, один шаг в этом направлении уже сделан. Недавно Министерство образования и науки Казахстана и порядка 30 крупных компаний и научно-образовательных учреждений республики и России договорились о создании инновационного образовательного консорциума «Корпоративный университет» на базе Карагандинского государственного технического университета (КарГТУ). Университет мыслится как способ ликвидации кадрового дефицита двух стран в специалистах дорожной, строительной, металлургической, машиностроительной отраслей, электроэнергетики, горнопромышленной и нефтегазопромысловой геологии, геофизики и других. Таким образом, закладывается небольшое, но реальное пространство для живой интеграции в будущем.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |