Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

В стране "урванного" счастья?

Василий Анисимов (руководитель пресс-службы УПЦ МП, «Православие в Украине»)

Уходящий год прошел под знаком робких попыток государственной власти в надцатый раз преодолеть в Украине "негативные" (будто были позитивные!) последствия тоталитарного прошлого в отношении Церкви. Процесс этот в Украине начался еще при В. Щербицком, когда были возвращены Православной Церкви несколько корпусов Нижней Лавры, продолжился распоряжениями Президента Кравчука, несколько раз возвращался к этой проблеме и Леонид Кучма. В марте подписан Указ Президента, правительством издано соответственное распоряжение. Итого: почти полтора десятилетия "преодолений".

Конечно, существуют и непреодолимые последствия тоталитаризма. Как можно "преодолеть" казни и гибель в тюрьмах 250 православных епископов (только архиереев, управлявших Киевской епархией с 1919 по 1940 было казнено семь, трое - умерли после тюрем и ссылок), десятков тысяч священнослужителей (в Киеве были репрессированы более 5 тысяч священников и монахов), разрушение и разграбление множества святынь (по официальным данным, в СССР было разрушено около ста тысяч православных храмов)? Таких гонений еще не знало христианство, монастыри, церкви, тюрьмы древнего Киева, колыбели восточнославянского Православия, пропитаны кровью православных мучеников. То, что столетиями целые поколения, созидали, собирали, берегли во имя Господне, за несколько десятилетий было разрушено, разграблено, превращено в атеистические музеи, тюрьмы, больницы, дома культуры, заводы, пароходы и другие добрые дела рабоче-крестьянского государства. Разрушали быстро - прозревали долго. Более 70 лет.

Сегодня уже всеми осуждена практика атеистического террора. Одни признали свои ошибки, другие предпочитают признать лишь чужие. Вроде существует консенсус в обществе в отношении жертв репрессий. Только никто не может понять, почему так мучительно больно государство восстанавливает справедливость и возвращает Церкви те крохи уцелевшего и не распроданного?

Может, это лишь удел Украинской Православной Церкви? И только в столице? Синагогу Бродского вернули законным владельцам без проблем, католикам, коих в Киеве с гулькин нос, отдали Александровский собор, лютеранскую кирху освободили от библиотечного архива в молниеносные сроки без всяких специальных правительственных программ и президентских указов. И только православные храмы никак не могут найти своих законных владельцев. Может, Церковь православная в Украине исчезла, как древняя цивилизация инков, растворилась без следа в заснеженных соловках и магаданах? Нет же, она легально существует, являясь крупнейшей конфессией страны и одной из крупнейших православных Церквей мира. Быть может, наше чиновничество настолько невежественно, что о репрессиях в Украине не сном, ни духом не ведает? Ведь, помнится, даже Президент Л.Кравчук шокировал всех, заявив, что о голодоморе узнал лишь из публикаций журнала "Огонек". Так ведь теперь изданы тысячи материалов и исследований по репрессиям, собранны данные о 60-ти тысячах православных новомученников, они общедоступны, размещены в Интернете. Сегодня на каждом сохранившимся столичном православном храме можно установить покаянную доску с данными о том, какие священники служили здесь до советской власти, когда были арестованы, казнены или погибли в лагерях. Есть и здравствующие ныне, прошедшие лагеря миряне (например, известный церковный композитор и регент Михаил Литвиненко, приговоренный к высшей мере наказания за веру православную) и священнослужители (например, Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим, освобожденный из тюрьмы уже при Горбачеве). И таких людей, пострадавших за веру, за то, что сопротивлялись разграблению и закрытию православных храмов нетрудно отыскать в каждой епархии. Они живые свидетели ран, которые наносили Церкви, и жертвы того самого атеистического тоталитаризма. Им совершенно непонятно, почему в демократическом государстве, между словами о "преодолении негативных последствий" и конкретными делами - дистанция огромного размера? Почему чиновники открыто издеваются над памятью расстрелянных православных священников и мирян, передавая их храмы иным конфессиям?

Почему униатам, невесть откуда взявшимся в Киеве (их изгнали еще запорожские казаки), отдали два древних православных храма? УАПЦ, созданной ЧК в 1921 году для борьбы с Православной Церковью, и ЧК же распущенной, спихнули в пользование два храма, в том числе и Андреевскую Церковь. Гришка Распутин украинского православия, отлученный от Церкви бывший монах Филарет, благодаря своим гебистким и номенклатурным связям, незаконно отхватил не менее десятка столичных храмов (в их числе Выдубецкий монастырь, Владимирский собор и Михайловский Златоверхий, церковь Богородице Пирогощи). Он-то какое вообще право на них имеет, коли его УПЦ-КП была создана лишь в 1992 году и, естественно, никакого отношения к жертвам тоталитарных репрессий не имеет. Да и в прошлом этот кавалер ордена Трудового Красного Знамени был репрессирован весьма своеобразно: 60 стран мира объездил, неся "правду" о том, что в СССР церковь не притесняется? Впрочем, только ли Филарет урывал? Возьмите многострадальную Киево-Печерскую лавру. Сколько раз ее корпуса ходили по рукам! Не успеют одни "посторонние организации" из них отселить, там, как грибы после дождя появляются другие. Кого только там не было: и табачная кампании Филипп Морис, и посольство Итальянской республики, и боевики с целым складом тротила, и какая-то структура, осуществлявшая расчеты за незаконную торговлю оружием, и кабаре, и коммерсанты все мастей. Спихивали кому угодно, только не законным владельцам!

Не менее трагическая ситуация с реституцией имущества Киевских духовных школ Православной Церкви. Когда-то они имели мировую славу, из них вышли великие богословы, предстоятели и высшие иерархи многих Поместных Церквей. При Киевской Духовной Академии был создан Церковно-археологический музей, первый публичный музей столицы, с уникальной коллекцией археологических и церковных ценностей. В 1920-е годы Киевские духовные школы были разгромлены, слушатели и преподаватели репрессированы (в тюрьмах погибли проф. А.Глаголев, П.Кудрявцев и другие известнейшие ученые), музей разграблен, ценности и библиотеки экспроприированы. Сегодня студенты Киевской Духовной Академии и семинарии ютятся в совершенно не приспособленных для жизни и учебы помещениях. А в тоже время в сохранившихся зданиях Киевских духовных школ пребывают едва ли не самый дорогой коммерческий вуз "Киево-Могилянская Академия", Академия искусств, госучреждения, филаретовский раскол и прочие структуры, которые никакого отношения к Церкви не имеют. Здесь-то когда восторжествует справедливость? Почему должны бедствовать (это признал даже Председатель Госкомрелигий Виктор Бондаренко) законные владельцы и процветать незаконные?

Вот такие грустные результаты первых полутора десятилетий "преодоления негативных последствий тоталитарного прошлого", восстановления попранных прав и справедливости в отношении репрессированной Православной Церкви в Украине.

Новый этап рождает новые надежды. Однако уже и здесь проявились рецидивы прошлого, попытки "замотать", заболтать, создать множество препятствий на пути разрешение проблем. Госкомрелигий объявил о том, что имущество будет возвращаться не Церкви (как того требуют рекомендации Совета Европы и Указ Президента), а общинам, причем не в собственность, а в "пользование". Более того, они сами должны отыскать припрятанное по музеям и госучреждениям имущество, доказать свое право на владение, а также то, что оно не было отдано добровольно. Может, и жертвы Бабьего Яра тоже должны доказывать, что они не добровольно перед расстрелом отдавали свое имущество? Еще и предоставить свидетелей? Абсурд! Что это, как не издевательство?

Такая же ситуация с государственным историко-культурным "Киево-Печерская лавра". Наместник монастыря епископ Павел в свете Президентского Указа обращается в Кабмин с просьбой о передаче монастырю корпусов "Гостиного двора" (Нижняя лавра). Вице-премьер министр В.Семиноженко пишет на прошении резолюцию, предписывающую музею составить план отселения посторонних организаций из нижней лавры. Музей весьма своеобразно выполняет распоряжение: вместо плана отселения он разрабатывает и представляет… "Концепцию развития национального киево-печерского историко-культурного заповедника до 2010 года", где об отселении нет ни слова, зато бывший очаг атеистической пропаганды стремиться расширить свои владения на Печерске. Славное "преодоление последствий тоталитарного прошлого", не так ли?

И таких "приколов" - множество. Госкомрелигий собирает заседание Всеукраинского совета Церквей по поводу обсуждения президентского Указа и поправок к Закону "О свободе совести и религиозных организациях". На нем присутствуют представители УАПЦ и УПЦ-КП. Что должны потребовать от них Комитет и правительство во исполнение Президентского Указа. Разумеется, план отселения из незаконно удерживаемых храмов и возвращения церковного имущества законным владельцам. Вместо этого ведется какая-то странная дискуссия, итоги которой подводит руководитель УАПЦ Мефодий: "Мы считаем, говоря по-народному, - кто что урвал, то тому и должно принадлежать". Руководство Госкомитета благосклонно отнеслось к этому неординарному предложению. Однако возникает вопрос: если мы живем не по законам правовой державы, а по "понятиям" воровской сходки, в стране урванного счастья, то зачем вообще нужно издавать какие-то Указы и правительственные распоряжения, апеллировать к европейскому праву и справедливости? Урывать, урывать надо, побольше, и по наглее!

Казалось бы, что может быть проще: создать двустороннюю комиссию между УПЦ и Кабмином и начать выполнение Указа Президента. Кто бы как не относился к УПЦ, она является жертвой тоталитаризма, законность и справедливость по отношению к ней должна быть, наконец, восстановлена. Она не претендует на чужое имущество, но ее собственность, ее святыни, обагренные кровью мучеников, должны быть возвращены. Богу- Богово.

Нелишне также напомнить, проверенную столетиями аксиому: как власть относиться к Церкви, так и Бог относиться к власти.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ