Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
За годы независимого существования Республики Молдова впервые молдавский президент совершил официальный визит в Соединенные Штаты Америки. Такой чести не были удостоены ни первый глава государства М.Снегур, ни второй президент П.Лучинский, хотя они и встречались с американским президентом на ряде международных форумов.
Объясняется этот факт, на наш взгляд, следующими соображениями Вашингтона.
Во-первых, за последнее время Москва предприняла ряд шагов по усилению своего влияния в регионе, в первую очередь, в Молдавии, стремясь закрепить провозглашенный Кишиневом курс на стратегическое партнерство с Россией, что нашло свое отражение в Договоре о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, вступившем в силу 13 мая с.г. С этой целью был осуществлен ряд мер по политической и экономической поддержке молдавского руководства в условиях обострившегося противостояния властей с национал-радикальной оппозицией, возглавляемой прорумынской Христианско-демократической народной партией.
Это дало свои результаты. Активизировалось участие РМ в СНГ, республика присоединилась к ЕвроАзЭС в качестве наблюдателя. Не будучи членом Договора о коллективной безопасности, Молдавия достаточно активно участвовала в формировании Антитеррористического центра СНГ, проявляет готовность к сотрудничеству в борьбе с контрабандой и незаконным оборотом оружия. Кишинев стал больше координировать с нами свою позицию по ряду актуальных внешнеполитических проблем. Более критически стало оцениваться молдавским руководством участие страны в ГУУАМ и т.д.
Безусловно, Вашингтон не мог не обратить на это внимание и не предпринять шагов по нейтрализации влияния и ослаблению позиций России в регионе.
Во-вторых, в Молдавии (Приднестровье) продолжает дислоцироваться Оперативная группа российских войск (ОГРВ), на складах которой хранится еще примерно 40 тыс. тонн военного имущества, включая различные виды вооружений и большое количество боеприпасов, намного превышающие ее потребности. Хотя численность ОГРВ сегодня не превышает 3 тыс. человек, и Москва взяла на себя обязательство вывести своих военных в Россию, присутствие Оперативной группы в регионе продолжает оставаться весьма значимым элементом политического и военного влияния здесь России.
Как известно, в силу ряда обстоятельств, Россия не смогла выполнить своих обещаний по выводу войск и вывозу вооружений и боеприпасов до конца 2002 года. Западники и США, прежде всего, выражая свою озабоченность в связи с этим, на десятом заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) государств-участников ОБСЕ вынуждены были определить для нас новый срок вывода войск и вывоза военного имущества – 31 декабря 2003 года.
Кроме того, США обеспокоили появлявшиеся в Молдавии время от времени сообщения о возможности сохранения инфраструктуры ОГРВ для развертывания новой миротворческой операции при ведущей роли России.
Известное беспокойство у Вашингтона вызывает также ход переговорного процесса. По мнению американцев, недостаточно гибкая политика молдаван в этом вопросе ведет к приостановке переговоров по урегулированию и может отрицательно сказаться на процессе ликвидации российского военного присутствия в регионе, что давно является одной из главных задач политики американской администрации в Юго-Восточной Европе.
Все эти причины и обусловили, по нашему мнению, решение Белого дома пригласить В.Воронина посетить США с официальным визитом.
Визит, проходивший с 16 по 20 декабря, включал в себя довольно широкую программу различных мероприятий – от встречи с президентом Дж.Бушем и другими представителями американских властей до переговоров с руководством Всемирного банка и Международного валютного фонда и посещения штата Северная Каролина.
Основными вопросами переговоров между президентом В.Ворониным и Дж.Бушем были состояние двустороннего сотрудничества США и РМ, планы по интеграции Молдовы в европейские структуры, проблема реструктуризации внешних долгов РМ, приднестровская тематика.
В вопросе приднестровского урегулирования США поддержали в целом позицию молдавского руководства. В Совместном заявлении, принятом по итогам переговоров, американская сторона подтвердила необходимость соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и подчеркнула «решимость совместно с Кишиневом довести приднестровский сепаратистский конфликт до мирного урегулирования». Президенты Молдавии и Соединенных Штатов заявили о своей приверженности продолжению переговоров, возглавляемых ОБСЕ (интересное заявление, если учесть, что Россия и Украина выступают не только в роли посредников, но и являются гарантами будущих договоренностей по урегулированию взаимоотношений между Молдавией и Приднестровьем – прим. автора). Дж.Буш и В.Воронин высказали также свою приверженность Киевскому документу, который рассматривается США и РМ как основа переговоров на длительный период.
В том же ключе обсуждался этот вопрос в Госдепартаменте США. Спецпредставитель Госдепа Р.Перина (бывший посол США в РМ) заявил по завершении переговоров, что его страна готова внести свой вклад в поиски решения приднестровского вопроса и применить жесткие меры в отношении руководства приднестровского региона, если Тирасполь по-прежнему будет отказываться от сотрудничества в этом деле.
Следует сказать, что в это время 17-18 декабря в Москве по инициативе России проходил очередной раунд полномасштабных переговоров по приднестровскому урегулированию. Переговоры, как известно, зашли было в тупик после того, как представитель Молдавии 5 декабря с.г. отказался подписать «Декларацию о намерениях», одно из положений которой закрепляло принцип федеративного устройства будущего молдавского государства, и под которой уже поставили свои подписи представители России, Украины, Приднестровья и ОБСЕ. Руководитель делегации РМ на переговорах В.Стурза заявил, что формулировка «о строительстве демократического правового государства на договорной основе» не устраивает Кишинев, т.к. дает возможность Тирасполю использовать ее для «протаскивания» своего варианта конфедеративного устройства страны. Дело же, однако, больше заключается в том, что Кишинев в последнее время не желает признавать Приднестровье в качестве полноправного и равноправного участника переговорного процесса.
В Москве посредникам удалось убедить молдаван и приднестровцев продолжить работу над текстом итогового документа по всеобъемлющему урегулированию в рамках Постоянного совещания полномочных представителей всех участников переговорного процесса на базе Киевского проекта соглашения от июля 2002 года, а также над упомянутой выше «Декларацией о намерениях». На этот раз представитель президента РМ подписал протокол заседания Постоянного совещания.
Молдаване на московских переговорах старались избежать новой критики со стороны посредников, оставшихся недовольными их поведением на предыдущем заседании (5 декабря) Постоянного совещания политических экспертов. К тому же протокол его в принципе еще не обязывает Кишинев обязательно согласиться с предложенной формулировкой «о строительстве федеративного государства на договорной основе», пока лишь они вместе с другими участниками переговоров готовы лишь продолжить обсуждение этой формулировки на следующей встрече в январе 2003 г. Кстати, многие наблюдатели, отслеживавшие ход визита В.Воронина в США, обратили внимание на то, что молдавский президент, говоря о воссоединении страны старался не упоминать слова «федерализм», «федеративная республика» и т.п., заменяя их довольно расплывчатыми выражениями типа «Молдова отходит от позиции унитарного государства и превращается в государство всех национальностей, образующих народ Молдовы».
Приднестровцы, находившиеся, по свидетельству некоторых экспертов, присутствовавших на переговорах, под впечатлением резолюции по Молдавии, принятой СМИД ОБСЕ в г.Порту 7 декабря с.г. при активном участии США и России, способствовали продуктивной работе экспертов в Москве.
Можно предположить, что те и другие приняли к сведению фактическое подключение США к переговорному процессу. В.Воронин еще накануне своего визита в Вашингтон заявил, что «хотя Соединенные Штаты не являются гарантом урегулирования приднестровской проблемы, именно США придали особую динамику переговорному процессу и обсуждению правовых форм постконфликтного урегулирования в Молдове».
В заявлении сторон нашла свое отражение проблема вывода российских войск и вывоза оружия. Президенты США и РМ выразили надежду на то, что Россия выполнит свои обязательства и уложится в отведенные ей для этого новые сроки. Одновременно опять последовало предупреждение Тирасполю о применении по отношению к нему адресных мер, если он будет по-прежнему чинить препятствия процессу вывоза военного имущества.
На переговорах в Вашингтоне стороны не могли не затронуть такой актуальной проблемы как борьба с терроризмом. В.Воронин заявил о готовности внести свой вклад в эту борьбу и сообщил о решении Молдавии направить в Афганистан специалистов Минобороны РМ для проведения там работ по разминированию. Он воспользовался случаем, чтобы поблагодарить США и НАТО за помощь, оказанную ими в подготовке и экипировке молдавских саперов, которые, благодаря этому, завершили разминирование минных полей, оставшихся после войны 1992 года, и уничтожение противопехотных мин и ракетного топлива (меланжа). Кишинев подтвердил свое намерение и дальше развивать сотрудничество в рамках натовской «Программы во имя мира». Естественно, что это нашло понимание у американской стороны.
Вопросы двустороннего сотрудничества между странами, по нашему мнению, рассматривались в Вашингтоне, прежде всего, с точки зрения урегулирования приднестровской проблемы.
Президент В.Воронин в своей речи в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне заявил, что «американо-молдавское партнерство с особой силой и эффективностью реализуется в главном вопросе – объединении Молдовы». В ответ на заверения Дж.Буша о решительной поддержке курса молдавского руководства, направленного на воссоединение страны, В.Воронин заявил, что такая позиция США станет фундаментом особых отношений между двумя государствами. И вообще, по его мнению, стоящие перед «нейтральной» Молдовой задачи в области внешней, внутренней и экономической политике, она не сможет реализовать без поддержки Соединенных Штатов.
Американский президент при обсуждении экономических аспектов сотрудничества обещал увеличение финансовой помощи и содействие своей страны в решении вопроса о реструктуризации внешних долгов Молдавии, в частности, по линии Парижского клуба кредиторов, Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Руководители МВФ и ВБ, в свою очередь, положительно оценили действия Кишинева по стабилизации экономического положения в стране и начавшийся рост молдавской экономики и предложили осуществить мониторинг постприватизационных процессов в РМ.
Проводимый Молдавией курс на присоединение к евроструктурам, в частности, к Европейскому союзу, получил одобрение Дж.Буша. Он приветствовал предпринятые недавно молдавским руководством шаги в этом направлении – создание Национальной комиссии по европейской интеграции во главе с премьер-министром В.Тарлевым, обращение президента В.Воронина к председателю ЕС, к главам государств членов ЕС, начало работы над концепцией интеграции в ЕС и др. Президент США заявил, что интеграция откроет перед РМ хорошие перспективы.
Можно предположить, что обращение президента РМ В.Воронина к ЕС и позиция США по вопросу интеграции Молдавии в европейские организации не останутся без внимания.
Подытоживая вышесказанное, видимо, надо согласиться, что американцы сделали серьезную заявку на укрепление и дальнейшее расширение своих позиций в регионе, что способно оказать существенное влияние на внешнюю и внутреннюю политику молдавского руководства, на ослабление роли России, в т.ч. в деле приднестровского урегулирования. Результаты визита президента В.Воронина в США дают основание вновь серьезно проанализировать состояние российско-молдавских отношений. На сегодня есть моменты, которые не могут не вызывать в российском обществе озабоченности в отношении перспектив их развития.
1. В условиях, когда проблема приднестровского урегулирования остается нерешенной, а переговоры продолжают пробуксовывать, в Молдавии, в т.ч. со стороны руководителей РМ, стали раздаваться упреки в адрес России, которая якобы недостаточно твердо и энергично воздействует на лидера Приднестровья И.Смирнова в нужном им плане.
2. Визит В.Воронина в Вашингтон, а также его обращение в ЕС показали, что Кишинев надеется теперь на «твердую руку» США и Запада, которые гораздо более эффективно могут заставить смирновскую администрацию принять их совместный вариант решения проблемы статуса Приднестровья.
3. Представляется, что слова Дж.Буша и В.Воронина о главенствующей роли ОБСЕ в процессе урегулирования – это не оговорка, а договоренность о необходимости более активного и, по возможности, прямого участия США и ОБСЕ, в деле урегулирования продолжающегося противостояния между Кишиневом и Тирасполем. Фактически это уже происходит и ведет к ослаблению российской составляющей переговорного процесса.
4. Молдавское руководство под предлогом отсутствия пока документа об окончательном урегулировании затягивает рассмотрение вопроса об участии России в военно-гарантийной операции. Предварительные рассуждения о том, что сохранение инфраструктуры ОГРВ для российского миротворческого контингента потребует изменения статьи Конституции РМ о нейтралитете, сменились официальными заявлениями о сохранении статуса Молдавии как нейтрального, демилитаризованного государства. Об этом шла речь и на переговорах в Вашингтоне. Молдавские официальные лица уже заявляли не один раз о том, что будущая военно-гарантийная операция должна проходить под эгидой и при участии ОБСЕ.
5. Появились известные сложности и в области торгово-экономических связей. У Кишинева стали преобладать иждивенческие настроения. Молдаване, получив обещание европейских и международных организаций в предоставлении новых кредитов, стали чаще игнорировать свои обязательства перед Россией (снизили уровень оплаты текущих поставок за газ, затягивают передачу в российскую собственность предприятий в счет погашения задолженности и приватизацию местных компаний российскими инвесторами и др.), но по-прежнему надеются на получение односторонних выгод.
6. Заявление о возможности полноправного участия в ЕврАзЭС сменились конкретными акциями в направлении скорейшего присоединения к западным интеграционным структурам, в первую очередь, к Евросоюзу, что было провозглашено В.Ворониным основной задачей внешней и внутренней политики РМ. Визит в Вашингтон подтвердил, что Запад всячески намерен поощрять такую политику.
7. Можно констатировать отсутствие прогресса в выполнении обещаний молдавского руководства предоставить русскому языку статус официального.
Также метаморфозы в политике молдавских властей, естественно, не могут, остаться незамеченными, и, надо надеяться, что российская сторона предпримет соответствующие демарши. Довести до сведения руководства РМ наше недоумение в связи с его последними акциями в любом случае, на наш взгляд, сделать необходимо.
Однако было бы ошибочным подвергать В.Воронина и его ближайших единомышленников «остракизму», к чему уже призывают горячие головы.
Пока трудно согласиться с тем, что Кишинев в своей внешней политике сделал поворот на 180 градусов. Скорее всего, руководство РМ приняло решение об активизации своего второго внешнеполитического вектора, с целью получения дополнительных ресурсов как в решении приднестровской проблемы, так и для экономического развития страны.
Тем более, что и Россия сама официально проводит политику сближения с США и в плане борьбы с терроризмом, и в плане развития взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества. О чем, кстати, уже неоднократно заявлял президент В.Воронин.
Наши действия в отношении НАТО, ЕС, СЕ и др. европейских организаций также служат Кишиневу известным примером, тем более, что Молдавия получает от них известную помощь в решении целого ряда внутриполитических и экономических проблем.
По нашему мнению, существует и другая опасность: из стремления любой ценой урегулировать наконец застаревшую приднестровскую проблему может случиться так, что Россия, как это уже бывало, пойдет на тесное сотрудничество с США и уступки им в этом вопросе, полагая, что прямого ущерба от этого нашим интересам нанесено не будет. Именно так комментировали некоторые российские политики продвижение НАТО к нашим границам.
Постепенное, но настойчивое проникновение США и Запада в зону традиционного исторического присутствия России на постсоветском пространстве, в т.ч. в Молдавии со всеми вытекающими из этого последствиями при практически безучастном отношении к этому процессу российских официальных кругов, к сожалению, продолжает иметь место.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |