Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Вечерняя Москва», 01.08.08
К 1 октября Россия и Украина должны определиться, собираемся ли мы продлевать договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, который был подписан в 97-м, вступил в силу в 99-м году.
Сам по себе договор страдает существенными недостатками, он декларативен. Это были причины, по которым многие, в том числе и я, и Юрий Михайлович Лужков, когда был членом Совета Федерации, выступали против ратификации этого договора. Но с тех пор, как он был узаконен, мы его старались соблюдать.
Сейчас наши отношения складываются так, что по умолчанию продлить этот договор вряд ли возможно, по крайней мере, со стороны России.
Депутаты Государственной думы 4 июня обратили на это внимание президента и правительства РФ специальным обращением. Мы привели свои аргументы. Прежде всего, они связаны с тем, что невозможно одной из сторон выполнять договор при очевидном нежелании другой следовать такому же примеру. Речь идет о стремлении Украины в НАТО. Не секрет, что украинская власть предпринимает все возможные усилия, пускается во все тяжкие и имеет поддержку со стороны, во всяком случае, своих американских партнеров в том, чтобы получить заветный членский, или, по крайней мере, кандидатский билет на вступление в НАТО. В декабре очередной повод – саммит министров иностранных дел североатлантического альянса в Вашингтоне. Мы это рассматриваем, как угрозу нашей безопасности и существенное нарушение статьи 6-й договора.
Открещение от Руси
Мы всерьез обеспокоены также наступлением на права русского и русско-язычного населения на Украине. Ограничение русского языка стало хорошим тоном с момента обретения Украиной независимости и уже приобрело характер оголтелой компанейщины.
Следующий год – последний, когда выпускники средних школ смогут сдавать выпускные экзамены, они же вступительные, не на государственном языке.
Да, русские школы на Украине сохраняются, но их стало в 15 раз меньше, чем было при советской власти. А в некоторых областях, например, на западе Украины, их нет вообще.
В Волынской или Тернопольской областях по одной русской школе на всю область. В Киеве, который говорит по-русски и сегодня, из 150 с лишним школ, которые были в 1991-м, осталось пять.
Вопреки экономической целесообразности, сегодня требуют принудительного перевода на украинский язык, титрования фильмов. Что создало кризис в украинском кинопрокате, но людям, которые эту политику осуществляют абсолютно все равно.
Как сказал президент Ющенко: «Я не тот президент, которому надо говорить, что нужно для Украины».
Только что мы были свидетелями светлого праздника Крещения, который светская власть Украины захотела присвоить, совершенно забывая о том, что это праздник, который распространяется не только на Украину и на украинский народ, но, как минимум, еще на русский и белорусский.
Мы были свидетелями того, какая игра шла вокруг визитов патриархов Алексия и Варфоломея. Второй явно предпочитался первому. И все это ради того, чтобы протолкнуть таки проект отрыва русской православной церкви от украинской.
Мне нет необходимости фантазировать, пару дней назад председатель оргкомитета этого Крещения, первый президент Украины Леонид Кравчук, сам проболтался. Он рассказал о том, что эти планы в свое (его) время не осуществились главным образом потому, что против выступили православные верующие на Украине, русская православная церковь, в том числе ее украинские иерархии. Однако все, кто эти планы вынашивал, до сих пор остаются при своих должностях и званиях.
И, наконец, вопрос вокруг положения наших соотечественников в Крыму и Севастополе. Достаточно сказать, что Севастополь единственный город на Украине, который не имеет полноценного самоуправления. Это единственный город, в котором нет мэра. Глава администрации назначается Указом президента Украины.
Четырежды президент Ющенко накладывал вето на закон, который принимался Верховной Радой о статусе города Севастополь. Он предполагает выборность, общее самоуправление, на тех же принципах, на которых действует самоуправление на всей Украине. Но только по той причине, что в Севастополе стоит российский флот, это наиболее русский город на Украине, севастопольцам не дают этого права .
Это должно стать предметом межгосударственных переговоров, потому что нарушаются базовые принципы договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
Нам нужно смотреть, каким образом будет выгодно для России увязывать, экономический, политический, культурный, военный и прочие вопросы с конкретными вопросами пребывания Черноморского флота в Севастополе. В том числе и цену на газ.
Это было бы смешно…
Я являюсь координатором депутатской группы Государственной думы по связям с парламентом Украины. В начале июля мы впервые за несколько лет встречались с украинскими коллегами в Одессе. На этой встрече было принято обращение к руководству наших стран с призывом отказаться от так называемых «черных списков» и практики запрета на въезд за инакомыслие. Потому что в отношениях между нашими странами, которые по договору являются союзническими, это просто дикость. Этим мы потешаем весь свет.
Россия впервые вынуждена была применять практику «черных списков» только в 2007 году, когда убедились, что никакие переговоры с руководством Украины не приводят к цели. Но когда друзей Ющенко стали не пускать в Россию, началась такая кампания в украинских средствах массовой информации! Есть украинский анекдот: один другому говорит: «Пойду, убью, пару-тройку москалей».
– «А если тебя убьют?» – «А меня за шо?!» Отрезвление наступило в июле 2007 года. Но уже в августе руководители Украины опять стали запрещать въезды. Сначала некоторым нашим политологам, затем 12 мая этого года Юрию Лужкову, после его выступления в Севастополе. Мне в тот же день выдали на руки письменное предупреждение. Причем, никем не подписанное. Чтобы не отвечать за свои слова и действия правоохранительные органы, прежде всего, СБУ (служба безопасности Украины), вообще не подписывает бумаг, которые она передает в качестве официальных своей очередной жертве. 24 июля ею стал я.
…Когда бы не было так грустно
Я вернулся 23 июля из Киева, где был три дня, проводил научную конференцию, посвященную юбилею Крещения Руси. Никаких претензий ко мне не было. А 24-го я летел в Севастополь на теннисный турнир «Большая шляпа», и был задержан в аэропорту.
До середины следующего дня никто из представителей власти не ответил на вопрос, за какие заслуги мне запретили въезд. Но в то время как я уже возвращался в Москву, правительственное агентство МНИАМ распространило версию со ссылкой не неназванные источники в СБУ, что против меня открыто уголовное дело по обвинению в подготовке беспорядков во время Крещения в Киеве.
Согласитесь, довольно странно с моей стороны, лететь в Севастополь, чтобы организовывать беспорядки в Киеве.
Я судя по запущенным слухам готовил покушение, то ли на Варфоломея, то ли на Ющенко, то ли на обоих сразу… Я не сомневаюсь, в том, что они в состоянии любое уголовное одело завести, хоть по факту разрушения часовни ХII века, как в «Кавказской пленнице». Но значит, должны быть процедурные действия. Я был бы готов дать показания следствию, но меня выталкивали, меня заставляли купить билет, для того, чтобы я сам себя депортировал. Так я его и не купил, мне этот билет принесли. Но министерству иностранных дел Украины надо быть победителем в каждый момент, поэтому в след за этим распространяется версия что я его купил сам. Зачем? Чтобы отчитаться перед президентом Украины: мы его победили, он заплакал и ушел.
Вот из этих «мелочей» складывается атмосфера отношений наших государств накануне решения вопроса о том, что делать с договором о дружбе и сотрудничестве. Лично я считаю, что в создавшейся ситуации мы автоматически никак не можем его продлевать договор. В сентябре, когда мы вернемся на депутатские кресла Государственной думы, я убежден, весь месяц мы проведем в интенсивных переговорах с украинскими коллегами, будем стремиться объяснить нашу позицию.
Справка «ВМ» Константин Федорович Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками – член фракции Единая Россия, директор Института стран СНГ, председатель Комитета по международным делам Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), координатор депутатской группы Государственной Думы по связям с парламентом Украины; советник мэра Москвы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |