Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.07.08
Владислав Лосев
Предвыборная кампания в Белоруссии в полном разгаре. 20 августа наступил второй этап парламентской избирательной гонки – началось выдвижение кандидатов в депутаты нижней палаты парламента. Политические партии, которых в Белоруссии пятнадцать, будут выдвигать соискателей депутатских мандатов на съездах, а представители общественных объединений и «неорганизованные» граждане для получения права увидеть собственные фамилии в избирательных бюллетенях должны собрать не менее тысячи подписей в свою поддержку.
Изначально и власти, и различные политические силы придавали текущей избирательной кампании большое значение. По словам Александра Лукашенко, «предстоящие осенью парламентские выборы станут подтверждением открытости и демократичности политической системы Белоруссии». Он издал даже специальный декрет № 13, в соответствии с которым политические партии, которые выдвинут кандидатов в депутаты, получат право направить своих представителей в Центральную избирательную комиссию с правом совещательного голоса.
Здесь необходимо пояснить, что в Белоруссии ЦИК является абсолютно деполитизированным (беспартийным) учреждением и до нынешних выборов партии не имели никакого доступа к работе Центризберкома. Поэтому своим декретом президент практически простимулировал их участие в выборах.
Что касается окружных и местных избирательных комиссий, то они, как и ранее, были сформированы в основном за счет посланцев трудовых коллективов, партий и общественных объединений. Причем оппозиция примет участие в работе 38 из 110 окружных избирательных комиссий. Однако такой расклад не устроил оппозицию, которая устами председателя Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) Сергея Калякина заявила о том, что уже сейчас выборы в тех округах, где в окружные комиссии не включили оппозиционеров «можно считать непрозрачными и недемократическими». По сути, оппозиция преднамеренно выбирает конфликтную модель поведения, в том числе и потому, что стала опасаться конкуренции со стороны власти на западном направлении.
В последнее время идеологический официоз много говорит о приемлемости для Белоруссии «европейской интеграции». Очевидно, именно с этой целью недавно были предприняты попытки реабилитировать в общественном сознании коллаборационистов из так называемой «белорусской народной республики».
К этому же ряду следует отнести и ежегодное (явно не случайное) игнорирование со стороны властей годовщин (17 сентября) такого судьбоносного события в истории Белоруссии как Освободительный поход Красной Армии осенью 1939 года и воссоединение Западной Белоруссии с БССР, а также приглашение в качестве главного «продвижителя» положительного облика Лукашенко на Западе известного британского «пиарщика» Тима Белла.
Подобными действиями, в том числе и упомянутым декретом («мы пошли навстречу зарубежным организациям») официальный Минск настойчиво сигнализирует о своем желании вступить в диалог с Западом. Но имеется одна существенная загвоздка в лице оппозиции, точнее, ее вождей, которые уже давно держат (образно говоря) свои «трудовые книжки» в Вашингтоне и Брюсселе. Поэтому западные политические круги абсолютно уверены в преданности себе белорусских оппозиционеров и в отсутствии у них даже в мыслях какой-либо, не устраивающей Запад, самодеятельности.
К тому же лидеры оппозиции испытывают личную враждебность к Лукашенко и ни под каким соусом не хотят пустить его в свою западную международно-политическую вотчину. Поэтому когда некоторые польские политики только намекнули на возможность какой-то нормализации отношений с Белоруссией, то мгновенно были обвинены оппозицией в предательстве «демократических идеалов».
Все то время как минская верхушка пыталась завязать «доверительные» отношения с некоторыми американскими и евросоюзовскими чиновниками, ее оппоненты из оппозиции, совершая челночные вояжи по западным столицам убеждали тамошних обитателей в «неискренности и лживости режима».
В итоге Александру Лукашенко почти неприкрыто была предложена сделка: белорусские власти обеспечивают попадание в парламент нескольких десятков (не 5-7 как говорилось ранее) оппозиционеров, что возможно и создаст условия для начала белорусско-западного диалога. Более откровенно выразился заместитель председателя партии «Белорусский народный фронт» Виктор Ивашкевич. Он прямо сказал, что «парламентские выборы должны завершиться или созданием в Палате представителей фракции Объединенных демократических сил (ОДС), или непризнанием итогов выборов на Западе».
Кроме того, ощущая за спиной поддержку Евросоюза и США и рассчитывая на «оговоренную» податливость власть имущих, лидеры оппозиции начали откровенно «качать права». Тот же Ивашкевич ничтоже сумняшеся заявил, что кандидатам от ОДС не надо обращать внимания на рамки, существующие в избирательном законодательстве. «Необходимо раздавать столько агитационных материалов, сколько сможем напечатать, проводить митинги, встречи с избирателями там, где считаем нужным сами, а не власти».
Однако вожди оппозиции явно не учли, что Александр Лукашенко не тот человек, о которого можно так явно «вытирать ноги». И реакция властей не замедлила проявиться. Лукашенко в очередной раз показал «кто в доме хозяин» и что только он один, и никто иной будет устанавливать правила игры в Республике Беларусь.
После произошедшего в ночь с 3 на 4 июля в Минске взрыва на концерте, посвященном Дню независимости Республики Беларусь, правоохранительными органами были произведены массовые аресты оппозиционеров, имеющих хоть какое-то отношение к радикальным националистическим группировкам. Оппозиционная печать утверждает о задержании от 50 до 70 человек, в МВД, не называя точные данные, говорят о значительно меньшей цифре.
Как и предполагалось, спустя 10 дней (согласно белорусскому законодательству, по истечении 10 дней задержанному должно быть либо предъявлено обвинение, либо его должны отпустить) все арестованные вышли на свободу. Эти обстоятельства дали почву для обвинения белорусских спецслужб в низкой квалификации. Однако дело, очевидно, все же не в этом.
Можно не сомневаться, что лица, совершившие террористический акт в ходе государственного мероприятия с участием президента, тщательно готовились к преступному деянию и несомненно позаботились о заметании следов. Из чего следует, что раскрытие этого преступления потребует от сыщиков много усилий и немало времени.
Конечно, пресловутые массовые задержания оппозиционных активистов преследовали и розыскные цели (а вдруг в «сети» попалась бы какая-нибудь «рыбешка»), но все же данное масштабное мероприятие имело-таки и серьезный политический подтекст. Белорусские власти дали понять Западу, что даже полное исчезновение оппозиции с политической арены не вызовет в белорусском обществе практически никакого отклика. Поэтому отнюдь не голословными являются утверждения Александра Лукашенко о том, что оппозиционные партии не пользуются заметным авторитетом (это еще мягко сказано) среди граждан Белоруссии.
Фактически официальный Минск еще раз объяснил Вашингтону и Брюсселю никак не доходящую до них истину о том, что мало-мальски серьезный разговор в Белоруссии можно вести только с президентом. Более того, Лукашенко сделал в сторону Вашингтона приглашающий жест, когда сразу после взрыва заявил, о том, что Белоруссия готова принять помощь и от американских специалистов в расследовании теракта.
Возвращаясь к теме выборов, стоит отметить, что наибольшее количество мест в окружных избирательных комиссиях от партий получила пропрезидентская Коммунистическая партия Белоруссии – 58, а из общественных объединений опять же пропрезидентские «Белая Русь», Белорусский республиканский союз молодежи и ветеранские организации.
Так что, похоже, фракции ОДС в парламенте все же не случится и поэтому совсем не случайно оппозиционный актив на всякий случай уже завел упреждающий очередной (весьма вероятный) провал разговор о бойкоте выборов, который, скорее всего в Республике Беларусь никто и не заметит.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |