Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО  членов Союза журналистов Москвы – ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов

Президенту Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВУ

Федеральному Собранию – парламенту Российской Федерации

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Члены Союза журналистов Москвы – ветераны Великой Отечественной войны, ковавшие Победу над фашистской Германией на боевом и трудовом фронтах, обращаются к Вам в связи с настойчивой необходимостью сохранить историческую принадлежность России города Севастополя – главной военно-морской базы Черноморского флота и Крымского полуострова в целом. Эта острая проблема во взаимоотношении двух стран еще более обострилась в конце мая 2008 года после заявления, что правительство Украины не намерено продлевать соглашение о пребывании Черноморского флота России на территории Украины после 28 мая 2017 года. Размещать России флот на южных рубежах Отчизны больше негде. В результате Россия может остаться без Черноморского флота и по своему геополитическому положению в этом регионе будет отброшена в допетровские времена.

Однако Севастополь и Крымский полуостров в целом и исторически, и в правовом отношении являются неотъемлемой частью России. 8 апреля 1783 года Екатерина II утвердила Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». В июне 1783 года князю Г.А. Потемкину присягнули на верность России представители всех слоев мусульманского и христианского населения Крыма. 10 февраля 1784 года именным Указом Екатерины II предписывалось на месте небольшой деревушки Ахтиар основать «...военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». Так в начале 1784 года был заложен порт-крепость Севастополь (по-гречески означает «знаменитый город»).

Севастополь возник как главный оборонительный оплот южного рубежа Российской империи. И с тех пор историческое предназначение города для России обуславливалось его особым статусом. Будучи городом военно-стратегического общегосударственного значения, Севастополь управлялся непосредственно из Петербурга, и с прилегающими к нему землями и морем фактически был обособленным административно-территориальным образованием.

В 1873 году это законодательно отразилось в учреждении Севастопольского градоначальства, являвшегося наряду с губерниями и областями административно-территориальной единицей, но особого подчинения. Руководил им градоначальник на положении губернатора, сосредоточивший в своих руках гражданскую и военную власть. В Крыму возникло самостоятельное административно-территориальное образование независимое от Таврической губернии.

В принципе особый статус города сохранился и в советский период. Черноморский флот, его военно-морская база город Севастополь по окончании гражданской войны и иностранной интервенции возрождались и крепли за счет бюджетных средств РСФСР и СССР. В 1939 году были расширены границы города, что диктовалось потребностями укрепления оборонных объектов.

После Великой Отечественной войны в целях быстрейшего восстановления полностью разрушенного фашистскими' захватчиками Севастополя и военно-морского порта – дальнейшего повышения оборонной мощи южного форпоста Отечества, имеющего не местное, а всесоюзное значение, Совет Министров РСФСР 30 апреля 1946 года утвердил генеральный план города Севастополя. В постановлении правительства особо отмечено: «Город Севастополь восстанавливается как главная военно-морская база Черноморского флота (закрытый город)». И вплоть до начала 90-х годов XX века существовал особый порядок въезда в город и выезда из него.

В этих же целях город Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года выделяется в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом. Севастополь был отнесен к категории городов республиканского подчинения. В результате юридически он подчинялся напрямую Москве – столице РСФСР и СССР, административно был отделен от Крымской области, стал законодательно финансироваться из общесоюзного бюджета по смете Министерства обороны СССР.

Закон Верховного Совета СССР 1954 года о присоединении Крымской области к Украине юридически не мог быть распространен, и не распространялся на статус Севастополя. В состав Украинской ССР передавалась Крымская область, а не Крымский полуостров. Ко времени принятия этого закона Севастополь не находился в составе Крымской области. В самом законе не был назван Севастополь, что подтверждает особый правовой статус города, не входящий в состав Крымской области.

Какого-либо законодательного юридического акта о передаче Севастополя от РСФСР к Украинской ССР не было и не могло быть.

Не могла главная база Черноморского флота передаваться из-под юрисдикции РСФСР и Союза ССР в подчинение Украинской ССР. В соответствии с Конституцией СССР 1936 года и всеми последующими Основными Законами Советского Союза организация обороны страны и руководство всеми ее вооруженными силами находились исключительно в ведении СССР в лице его высших органов власти и управления. И в Конституции РСФСР и в Конституции Украинской ССР прописано, что и та и другая союзные республики обеспечивают за СССР право на оборону всего Союза республик. А Севастополь как оборонительный объект имел общегосударственное, общесоюзное значение.

Из всего этого следует, что включение Севастополя в состав Украины произошло явочным порядком, незаконно, по существу подрывает суверенитет России, ее неоспоримое право на исконную часть своей территории.

Сторонники украинской принадлежности Севастополя пытаются использовать грубую ошибку, содержащуюся в справочнике информационно-статистического отдела Президиума Верховного Совета СССР «СССР. Административно-территориальное деление союзных республик», изданном в 1958 году. В нем представлены сведения с учетом административно-территориальных преобразований в союзных республиках в 1954–1957 годах. В разделе «Украинская ССР» в качестве самостоятельных административных образований указаны Крымская область и Севастополь, выделенный в город республиканского (украинского) подчинения.

Однако в 1948 году Севастополь обрел категорию города республиканского подчинения в составе РСФСР (подчеркнуто нами). И Указ Президиума Верховного Совета РСФСР не отменен, имеет законодательную силу. Выходит, что Севастополь как город республиканского подчинения Украины указан в справочнике ошибочно, противоправно, да и справочник не обладает силой закона.

Не имеет юридической силы и статья 77 Конституции Украинской ССР 1978 года, в которой Севастополь упомянут как город республиканского подчинения в составе УССР. Юридический акт включения Севастополя в состав Украины является незаконным, односторонним решением. Вердикта по этому вопросу конституционных органов власти РСФСР не было и нет. Юридические основания для включения Севастополя в состав Украины отсутствовали. Они противоречат государственной воле, законодательству РСФСР.

Все последующие государственные акты, касающиеся взаимоотношений России и Украины, в силу отмеченного, не меняют и не могут изменять Российский статус Севастополя, его принадлежность Российской Федерации. Севастополь в качестве законной военно-морской базы Черноморского флота, имеющей общероссийское значение, должен принадлежать России.

Севастополь для россиян и, прежде всего, русских – святыня. Они его основали как российский город, военно-морскую твердыню России. Героическая оборона города-крепости и в 1853–1856 и в 1941–942 годах навечно вошли в историю России, современных и будущих поколений. Эта святая память. Священный долг русских, всех россиян сохранить русский Севастополь для России. Святыни в дар не отдают. Они не продаются ни за какие деньги, Севастополь в силу своего создания, предназначения, славной боевой истории должен и впредь оставаться Российским. Это справедливо и по праву исторической памяти.

Когда же мэр г. Москвы Ю.М. Лужков в день 225-летия Черноморского флота в мае 2008 года заявил о принадлежности Севастополя России в самом Севастополе, заявил публично, принародно, – украинские власти объявили его персоной нон грата. Вот какими методами отстаивают не принадлежащий им российский город.

Теперь о статусе Крымской области. Она по постановлению Верховного Совета СССР от 26 апреля 1954 года была передана Украинской ССР. Однако это постановление незаконно. Статья 16 Конституции РСФСР в редакции 1952 года гласит: «Территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР», т. е. без согласия ее народа – носителя суверенитета, верховной государственной власти. Собственно этот принцип явился необходимым краеугольным камнем, заложенным в фундамент добровольного союза республик, чтобы при любых обстоятельствах внутри союза, в том числе и в случае выхода из него, ни одна республика не утратила части своей исконной территории.

Выявить отношение россиян к передаче Крымской области Украинской ССР можно было лишь путем проведения всероссийского референдума. Но его не проводили. Статья 73 Конституции Украины 1996 года тоже провозглашает, что изменять ее территорию нельзя без предварительного проведения всеукраинского референдума* Почему же Украина присвоила Севастополь и Крым без согласия россиян? Принцип есть принцип. На его нарушение закрыли глаза. Это отвечало интересам украинского руководства. Но так нормальные межгосударственные отношения не строятся.

5 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, чем грубо попрал Конституцию РСФСР, суверенитет россиян. Основным Законом РСФСР не предусмотрено полномочие Президиума Верховного Совета РСФСР изменять ее территорию и границы между союзными республиками.

19 февраля 1954 года это незаконное постановление, подтвержденное постановлением Президиума Верховного Совета Украинской ССР, утвердил Президиум Верховного Совета СССР. Конституционное беззаконие было продолжено. Завершилось оно вышеуказанным постановлением Верховного Совета Союза ССР. В соответствии с Конституцией СССР, его высшие органы власти и управления действительно правомочны утверждать изменения границ между союзными республиками. Но лишь при обязательном условии – согласии их народов. В рассматриваемом случае такого согласия не было. Следовательно, передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР незаконна,

Не меняет этого положения и договор между Россией и Украиной вступивший в силу в 1999 году, в соответствии со статьями 2 и 3 которого страны обязались уважать «территориальную целостность друг друга» и подтвердили «нерушимость существующих между ними границ». Однако эти принципы взаимоотношений между суверенными государствами не распространяются на противоправно, антиконституционно приобретенные территории, к которым относятся Крым и Севастополь. Они под суверенитетом России, являются ее территорией.

Возвращение Севастополя и Крыма в целом России послужит укреплению ее Черноморского флота, который предназначен надежно защищать южные морские рубежи Отечества.

Народы наших государств связывают многовековые корни, общность судеб, дружба, которая в разные периоды истории находила свои конкретные проявления. И не в интересах россиян и украинцев омрачать эти отношения. Поэтому  московские  журналисты  –  ветераны  Великой  Отечественной, обеспокоенные, дальнейшим развитием отношений наших братских народов, обращаются к Вам, Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию с просьбой обсудить поставленные в письме проблемы и найти справедливое их решение. Это послужит укреплению дружбы россиян и украинцев, России и Украины.

Члены Союза журналистов Москвы –участники и ветераны Великой Отечественной войны:

Я. Ломко, председатель Ассоциации ветеранов журналистики Союза журналистов Москвы, кандидат исторических наук, профессор;

В. Сапрыков, Заслуженный работник культуры РСФСР;

Л. Корзун, генерал-майор, кандидат военных наук;

И. Кузнецов, доктор исторических наук, профессор;

П. Кукушкин, генерал-майор, кандидат военных наук, участник обороны Москвы;

И.Осипов, генерал-майор, участник освобождения Севастополя;

А. Скрыльник, сотрудник Института военной истории МО России,  участник обороны Севастополя;

А. Шавердова, бывший сотрудник издательства «Физкультура и спорт», участница обороны Москвы;

Э. Светланова, публицист, бывший сотрудник Агентства печати «Новости»;

Г. Зубков публицист,  тележурналист;

всего более 100 подписей.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ