Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кремль.орг, 24.07.08
21 июля состоялось заседание Совета Безопасности ООН для обсуждения вопроса 'О нарушении воздушного пространства Грузии российскими военными самолетами'.
- Каковы основные противоречия во взаимоотношениях между Россией и Грузией? Насколько сложны противоречия?
- Основные противоречия между Россией и Грузией - по поводу урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Грузия рассчитывала, что Россия использует свое влияние для того, чтобы загнать Абхазию и Южную Осетию в состав Грузии, но Россия ограничилась лишь введением экономических санкций против Абхазии. В дальнейшем, Грузия, увидев, что Россия не проявляет достаточной инициативы и достаточной агрессивности в том, чтобы загнать Абхазию в состав Грузии, изменила вектор своей внешней политики и пошла на интеграцию в НАТО в расчете на то, что НАТО по примеру того, как они решили югославский кризис, будут решать и абхазский, и южноосетинский вопросы, то есть путем принуждения этих двух республик к капитуляции на грузинских условиях. А за это Грузия обязалась лояльно служить своим новым патронам, в частности, превратиться в военно-политический плацдарм Закавказья, в том числе и против России. Естественно, эта линия Грузии не устраивала Россию, и поэтому Россия сейчас взяла курс на развитие самых широких связей с Абхазией и Южной Осетией. Вот этот клубок противоречий и является основным в российско-грузинских отношениях.
- Что необходимо сделать для того, чтобы был найден компромисс во взаимоотношениях?
- Грузии надо изменить политику. Во-первых, Грузии надо отказаться от попыток загнать Южную Осетию и Абхазию в свой состав, как следствие отказаться от интеграции в структуры НАТО, поскольку такая интеграция нужна только для силового решения абхазского и южноосетинского вопроса. Если они хотят решить этот вопрос мирными средствами, то надо возобновить переговоры с Южной Осетией и с Абхазией. А для этого надо восстановить нормальную атмосферу в регионе, подписать соглашение о неприменении силы, развивать экономические связи, отменить блокады, которые Грузия ввела против непризнанных республик, развивать гуманитарные контакты, с тем, чтобы на определенном этапе, не сегодня, не завтра, не через год, а, скажем, через пять лет было восстановлено доверие, налажены нормальные отношения. После этого уже можно говорить о возвращении беженцев, о реституции собственности, об определении политического статуса Абхазии и Южной Осетии. Естественно, не на тех условиях автономии, которые предлагает Грузия, а более широкого статуса, примерно такого статуса, как сербы предлагали Косово. Вот такой вариант мог бы привести к снятию противоречий и конфликтности в регионе. Но Грузия хочет все и сразу, а для этого она делает ставку на НАТО, на силовые методы, которые ведут в тупик.
- Как Вы считаете, будут ли Россия и Грузия стремиться к этому компромиссу?
- Тут все зависит от Грузии. Россия давно стремится к компромиссу. Единственное, что Россию совершенно не устраивает, это вступление Грузии в НАТО, и попытка силового решения этих конфликтов. А в том, что касается других вопросов, тут компромиссы возможны.
- Каким образом был представлен этот вопрос в ООН?
- Никаких решений не могло быть принято, потому что Россия обладает правом вето в Совете Безопасности. Россия уже привыкла к односторонней политике Запада, к использованию Западом двойных стандартов, поэтому просто не реагирует на эти критические замечания, которые постоянно звучат из западных столиц. Со своей стороны Россия использовала заседание Совета Безопасности, чтобы еще раз привлечь внимание международной общественности к тому, что Грузия нарушает режим прекращения огня, проводит диверсионно-террористические акты на границах с Абхазией и Южной Осетией, отказывается подписать соглашение о неприменении силы. Таким образом, каждый просто повторил свою точку зрения, и на этом заседание Совета Безопасности закончилось.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |