Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Белорусскую среднюю школу возвращают в Советский Союз

Naviny.by, 22.07.08

 Алексей Золотницкий

Изменения в системе среднего образования государство упорно не хочет считать новой реформой, хотя именно этим термином следует называть те преобразования, которые ждут школу уже с 1 сентября этого года. Слишком уж резко, учитывая поспешность принятых решение и малое время на внедрение нововведений, среднее образование вынуждено давать задний ход.

Конечно, государство объясняет свои решения лишь благими намерениями, типа "создать равные условия" и "привести среднее образование в соответствие с потребностями белорусской экономики". Ну и, конечно, не обошлось без традиционного "по просьбам трудящихся". Хотя их, по большому счету, никто и не спрашивал. Учителя и родителя пачками писали письма в министерство и Администрацию президента с просьбами не спешить, особенно с обрезанием профильного образования. Возмущались, чего за ними не водится по определению, даже депутаты парламента.

Но государство решило, что школе необходимо избавиться от "ненужных наслоенией", как выразился президент. Вот и избавились. Точку в этом вопросе поставил тот, кто всю эту кашу, собственно, и заварил. 17 июля президент Беларуси подписал декрет № 15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования".

В общем и целом, документ утвердил те изменения, которые были предложены специальной межведомственной группой.

Типовое образование для типовых учеников

Отныне среднее образование подразумевает 11-летний срок обучения, базовое — 9-летний.

Школьная неделя установлена шестидневной, при этом учебными будут пять дней, а шестой предназначается для "организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, трудового обучения и воспитательных мероприятий". Единая обязательная программа будет вмещаться в 5-6 уроков в день. При этом в 2008/2009 учебном году для учащихся выпускных классов базовой и средней школы будет введена 6-дневная учебная неделя.

Президентский декрет предусматривает изучение учебных предметов во всех общеобразовательных учреждениях на базовом уровне по единым программам. Проекты единых типовых учебных планов на 2008/2009 учебный год Минобразования уже подготовило. Содержание учебных программ пересмотрено по каждому предмету. По словам министра образования Александра Радькова, это позволило оптимизировать учебную нагрузку учащихся.

"Историю Беларуси" интегрировали, "Черчение" реанимировали

Учебный курс "Человек. Общество. Государство", который ранее изучался в 7-12 классах, заменен на "Обществоведение", которое с 1 сентября войдет в учебный план 9-11 классов.

Изучать иностранные языки школьники теперь будут с третьего класса по 2 часа в неделю. Если после окончания начальной школы ребенок поступит в гимназию, то здесь ему будет предложено изучать иностранный язык по 4 часа в неделю. В целом, количество часов на изучение иностранных языков уменьшено с 21 до 18.

Отдельного предмета "История Беларуси" больше не существует, он интегрирован со "Всемирной историей" и теперь именуется просто "История".

Не будет больше в школьных расписаниях и МХК — объемы информации из курса "Мировой художественной культуры" распихают в литературу и историю.

Возвращается в школу отдельным предметом "Черчение". По мнению министра образования, изучая черчение в смежных курсах (математика, физика), школьники не получали необходимого объема знаний.

Собери пять друзей и изучай предмет углубленно

Лицеи и гимназии решено сохранить, но учиться в них дети будут также по типовым планам, хоть и повышенного уровня. Декретом предусматриваются отдельные направления обучения на третьей ступени общего среднего образования — физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое.

Углубленного изучения отдельных предметов в обычных школах нынешняя система среднего образования не предусматривает. Но и то, что предлагается взамен, извините, — несерьезно. Повышенный уровень изучения предмета теперь возможен лишь в факультативных рамках. Минимальной нормой для факультативных занятий в сельских школах будет 3 человека, в городских — 5.

В 1-9 классах общеобразовательных школ на факультативных занятиях могут реализовываться театральное, музыкальное, хореографическое, художественное направления, а в 1-11 классах, кроме этого, и спортивное направление.

Первый заместитель главы Администрации президента Белоруссии Анатолий Рубинов пояснил, что "факультативные занятия будут проводиться с понедельника по пятницу, и только для учащихся 9-11-х классов, которые готовятся к поступлению, будет сделано исключение — они смогут заниматься факультативно и в субботу".

Объявления об услугах репетиторов будут висеть на школьных досках?

Неминуемое падения уровня знаний школьников после перевода углубленного изучения на факультативные рельсы министерство, судя по всему, предлагает компенсировать созданием более благоприятных условия для репетиторства.

"Мы разрешили репетиторам оказывать свои услуги в школах по общеобразовательным предметам. Разработана нормативная база, утверждены расценки", — приводит "Интерфакс" слова министра образования Александра Радькова. По его словам, "учитель может заключать договор и оказывать репетиторские услуги в школе".

Наверняка, многие ученики, лишенные углубленного изучения профильного для себя предмета, теперь будут вынуждены воспользоваться услугами репетитора. Причем, это будет, скорее всего, тот же самый преподаватель, который еще в прошлом году учил за бюджетный счет, а сейчас будет требовать квитанцию из банка.

Переизбытка абитуриентов летом-2009 не будет?

Если результаты централизованного тестирования в этом году не считать каким-то аномальным явлением, то вывод напрашивается лишь один — уровень подготовки абитуриентов катастрофически низок. Объяснения о трудности тестов не выдерживают критики, так как по сравнению с прошлым годом тестовые задания, по заявлениям ответственных чиновников, были существенно облегчены. Но и этого, как видно, оказалось недостаточно. Поэтому перед ЦТ в будущем году задания облегчат еще раз. Вернее приведут их в соответствие с программой обучения в школе.

Что касается опасений по поводу того, что в следующем году из школ будут выпускаться сразу два потока (один из тех, кто в этом году окончил 11 классов, другой — из тех, кто успел отучиться только 10), и это создаст большой конкурс при поступлении в вузы, то чиновники уверяют, что проблема надумана.

10 лет назад при переходе на 12-летнее обучение шестилетние дети были разделены на два потока — одни из них должны были окончить школу через 11 лет, другие — через 12. Следующим летом они выйдут из стен школы одновременно. Будет их без малого 107 тысяч человек. В нынешнем году, к примеру, аттестаты о среднем образовании получило почти 90 тысяч человек. То есть, количество поступающих в вузы по сравнению с нынешним летом, безусловно, возрастет, но ненамного.

Что касается возможного дисбаланса уровня знаний у учеников разных потоков, что, в принципе, неизбежно, так как "младшим" придется за один год усвоить двухлетнюю программу, то, по словам Анатолия Рубинова, Министерство образования разработает школьные учебные программы таким образом, "чтобы оба потока к окончанию школы подравнялись". Для выпускников, напомним, будет сделано исключение — по субботам они также будут учиться, а не только ходить на факультативы.

Учителям уже сделали подарок к Новому году

Изменения в системе школьного образования — стресс не только для учеников, но и для учителей. И для них, наверное, даже в большей степени. Неопределенность, в первую очередь, возникла по тем предметам, которые либо вовсе исключаются из программы, либо переносятся на факультативы. В учительской среде заговорили о массовых сокращениях и понижении зарплаты. Ответственные чиновники эти слухи всеми силами пытаются опровергнуть.

Так, по словам Анатолия Рубинова, сокращения учителей не планируется, равно как и сокращения оплачиваемых часов в школьной программе. А факультативы будут тарифицироваться и оплачиваться точно так же, как часы обязательной программы. Решение о снижении ставки учителям до 16 часов в неделю, а такая возможность обсуждалась, не принято. Она, как и прежде, будет составлять 18 часов в неделю.

"Никто не заберет средства у Министерства образования, наоборот то, что предусмотрено на 12-й класс, будет направлено на повышение зарплат учителей", — добавил первый заместитель главы Администрации президента.

Эта хорошая для преподавательского состава новость станет реальность, правда, лишь с 1 января 2009 года. Зарплату учителям поднимут на 20-25%. Кроме того, молодым специалистам должны быть установлены ежемесячные доплаты в размере ставки первого тарифного разряда (на данный момент это 73 тысячи рублей).

Также надбавки за квалификационные категории будут выплачиваться и руководителям учебных заведений. "Если раньше директор школы был учителем высшей категории, но не получал надбавки, то теперь мы оставили ему эту надбавку", — сказал министр образования Александр Радьков.

За всеми озвученными позитивными фактами изменений в системе школьного образования (учителей успокоили повышением зарплаты, детей обрадовали снижением нагрузок) маскируется, однако, неприятная на наш взгляд тенденция. Государство идет вразрез с декларируемыми принципами построения высокообразованного, интеллектуального общества, перестроения экономической модели на доминирование умственного труда над ручным. И идет вразрез явно намеренно, прекрасно осознавая, что управлять умами рабочих и крестьян гораздо проще, чем строить рядами вольнодумцев.

Современную Белоруссию  не зря называют заповедником социализма. Здесь сохранились не только действительно хорошие черты той системы, но и с завидным упорством восстанавливаются анахронизмы, непонятные и неприятные для современного мировоззрения.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ