Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Лента ПМР», Тирасполь, 20.07.08
Сергей Ильченко
Заявление пресс-секретаря Союзного государства России и Белоруссии Ивана Макушка о том, что Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия также могут, по крайней мере, в принципе войти в Союзное государство России и Белоруссии, уже породило множество комментариев. И хотя общая картина перспектив возрождения СССР дана мной в статье «Союз, который мы потеряли. Союз, который мы ищем и не можем найти…», я счел необходимым рассмотреть в этом плане перспективы непризнанных государств. Итак: могут ли непризнанные республики вступить в «новый Союз».
В принципе, конечно, могут. Хотя для этого необходим ряд условий. В частности, появление этого «нового Союза».
Тот факт, что Союз России и Белоруссии до сих пор остается нереализованной идеей говорит о том, что чего-то в этом проекте не хватает. Не хватает же в нем, как минимум, Украины. Еще, по-видимому, не хватает Казахстана. Подобная конфигурация не то чтобы совсем невозможна, но, скажем так – время ее еще не пришло. Не видно пока между наиболее крупными и экономически состоятельными республиками бывшего СССР, столь мощных объединительных тенденций. Впрочем, их, по большому счету, не видно пока и между Россией и Белоруссией.
Тем не менее, идея жива. В принципе, она даже очень жива, поскольку СНГ явно переходит в новое качество буквально у нас на глазах. Конечно, СНГ – не общее государство. Это союз государств, созданный в рамках «цивилизованного развода» республик бывшего СССР. Но развод прошел, а СНГ – остался. ОН постепенно обретает новое значение. Он меняется. Важно правильно оценить эти изменения и предсказать, как будут развиваться события.
Прежде всего - экономика
События же, по-видимому, будут развиваться в трех направлениях. Во-первых, будет крепнуть экономическая составляющая СНГ. Экономическое сотрудничество в СНГ избавилось от реликтов СССР и переходного периода. Складывается новая система работающих – не декларируемых, а именно работающих – экономических связей. Складывается она именно сейчас, и важно войти в нее – кто не успеет, тот останется за бортом до нового периода расширения. Здесь я хочу подчеркнуть, что Россия – важнейшая составляющая СНГ – но Россия не равна СНГ. Российские инвесторы в Приднестровье – это очень хорошо, но было бы желательно появление совместных экономических проектов и с другими государствами СНГ. По крайней мере, с теми, которые в СНГ явно всерьез и надолго. Молдова, кстати, в СНГ едва ли всерьез и надолго. Объективный ход событий гонит ее в Румынию – я писал об этом уже много раз, детально анализируя ситуацию, и не стану повторяться снова, отсылая желающих к моим прошлым статьям. Подчеркну лишь, что речь идет не о политических лозунгах, а о более фундаментальных процессах. Лозунги придут и уйдут, а экономическая реальность останется. Реальность же такова, что Молдове всегда будет удобнее экономически сотрудничать с Румынией, чем с Украиной. С Украиной Молдова неизбежно будет находиться в весьма непростых, конкурентных и конфликтных экономических отношениях, что мы и наблюдаем сегодня. А Украина – опять же, по объективным экономическим причинам, будет весьма плотно включена в экономическую систему СНГ, и никакие сиюминутные трения между Россией и Украиной, к примеру, этому помешать не смогут.
Тактика же непризнанных государств, и, в частности, Приднестровья, в данном случае очевидна: им необходимо предпринимать усилия для участия в экономических проектах в рамках СНГ.
После экономики – политика
Непризнанные государства находятся вне политических клубов СНГ. Это весьма сдерживает их возможности. Понятно, что Молдова и Грузия совсем не горят желанием дать непризнанным такую возможность, но ее необходимо добиваться. Хорошей идеей было бы для начала создание общего координационного органа СНГ – сообщества непризнанных государств для содействия урегулированию различных вопросов, не затрагивающих основной ход переговоров, создания площадки для предложений по урегулированию и т.п. Подобный орган был бы весьма полезен для общего сброса напряжения, то и дело возникающего вокруг непризнанных. О технике раскрутки такой идеи говорить не буду – политики и дипломаты и так знают, как это делается, а рядовому читателю цепочка подробностей будет не интересна.
После политики – культура
Участие в культурных, научных, образовательных проектах в рамках СНГ также стало бы базой наработок для вступления непризнанных в будущее, пока гипотетическое, союзное государство. Здесь тоже необходимо проявлять активность не только на российском и украинском (очень хорошо, что отношения ПМР с Украиной несколько активизировались), но и на других направлениях. Совершенно необязательно политизировать все эти проекты. Совершенно необязательно вкладывать в них лозунги о борьбе за признание. Достаточно того, что они просто будут.
Общее резюме
Путь непризнанных в завтрашнее союзное государство лежит через СНГ. Понятно, что ни о каком полноценном членстве их в СНГ речь пока не идет. Но добиваться коллективного представительства в органах СНГ, хотя бы на правах наблюдателей, и использовать эту базу для реализации максимального числа различных проектов – необходимо. Не стоит привязывать эту сферу деятельности к выяснениям, имеют ли непризнанные право на независимость и признание. Исходная позиция должна быть иной: приоритет всестороннего развития этих государств или территорий в интересах проживающего там населения. Снятие напряженности и мирный диалог сторон. Возможность объективного информирования как политиков и населения непризнанных государств, так и политиков и населения СНГ о реальной ситуации в этих горячих точках. Словом, появление такого представительства, безусловно, способствовало бы честному, открытому и прозрачному диалогу между конфликтующими сторонами, что, в свою очередь, способствовало бы установлению мира.
Совершенно очевидно и то, что такое же представительство объединения непризнанных государств, на правах наблюдателя, было бы весьма желательно и при структурах Союзного государства Россия-Белоруссия.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |