Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Должна ли Россия в сложившейся ситуации признатьнезависимость Абхазии и Южной Осетии?

 KM.Ru, 11.08.08

В то время как весь мир увлеченно следит за ходом Олимпиады, внимание России приковано к Северному Кавказу. Цхинвали в руинах, более 2000 погибших, десятки тысяч раненных.

Ситуация в другой непризнанной республике Абхазии также обостряется. Как дамоклов меч над страной висит начало полномасштабных военных действий. Абхазы продолжают наносить авиационные и артиллеристские удары по позициям грузинских войск в Кодорском ущелье. В силу вступил указ «О введении военного положения в граничащих с Грузией районах непризнанной республики». С 11 августа 2008 г. с 00:00 сроком на десять суток вводится военное положение на указанных территориях. В этом же указе значится, что на территории Республики Абхазия объявлена частичная мобилизация.

Многие эксперты предостерегают, что Кавказ находится на краю пропасти. Эта пороховая бочка может каждую секунду вспыхнуть, и тогда ситуацию уже сложно будет удержать под контролем. Россия всеми возможными способами пытается предотвратить катастрофу и защитить своих граждан. Наши миротворцы находятся в зоне конфликта, а флот курсирует у берегов Абхазии. Но пока Россия не идет на более радикальные шаги. С одной стороны, это вполне логично, а с другой – возможно, больший эффект возымело более жесткое проявление политической воли, например, признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

Должна ли Россия в сложившейся ситуации признать независимость Абхазии и Южной Осетии?

На этот вопрос специальному корреспонденту КМ.RU Веронике Новиковой ответили:

Наталья Нарочницкая, руководитель парижского отделения негосударственного фонда «Институт демократии и сотрудничества»:

- Я думаю, что Россия имеет полное право поставить вопрос о проблеме территориальной целостности Грузии, ссылаясь на то, что эта страна нарушила в свое время закон о выходе из Советского Союза. По закону о выходе из состава СССР от 4 апреля 1990 года, союзная республика, имеющая на своей территории автономии, должна была предоставить им отдельный референдум и далее продолжить процедуру выхода. Но этим автономиям в таком праве было отказано, а это грубейшее нарушение прав человека. Но тогда международное сообщество закрыло на это глаза, притом что конфликт уже вовсю пылал.

В то время Грузия была признана в тех границах, которые очертили еще большевики. Потом же конфликт был объявлен сепаратистским, как будто он возник на территории давно сложившегося и давно существовавшего в своих границах государства. Поэтому у абхазов и осетин есть все основания, чтобы рассматривать процесс превращения Грузии в независимое государство юридически не завершенным. На этом основании можно утверждать, что, когда абхазы и осетины проводили свои референдумы, они реализовывали то право, которое у них было отнято и которым они, бесспорно, обладали по закону. Если мы опираемся на такую юридическую базу, то здесь не возникает никаких параллелей ни с какими автономиями. Поэтому и никаких прецедентов ни для кого это не создает. На этом основании можно ставить вопрос о реализации неотъемлемого права на свободное волеизъявление по вопросу своего государственного будущего для тех народов, которых грузины лишили этого права. В этом случае речь идет не о каком-то новом явлении, а о реализации права, которое в свое время было попрано.

Так что в случае с Южной Осетией и Абхазией нужно использовать имеющиеся бесспорные юридические основания для решения данной проблемы.

Игорь Панарин, декан факультета «Международные отношения» Дипломатической академии МИД РФ:

- Я думаю, что Россия должна признать независимость Южной Осетии и Абхазии, и на то есть все юридические основания. И сделать это необходимо как можно быстрее, тем более что уже есть обращения Багапша и Кокойты. После варварских событий пятницы и реального геноцида осетинского народа у России есть юридические и морально-этические права по признанию независимости этих республик. С моей точки зрения, это будет единственной гарантией обеспечения безопасности и жизни населения как Абхазии, так и Южной Осетии.

Агрессия Грузии была направлена не только против Южной Осетии, по сути, война была объявлена России. И мы должны на это ответить адекватно.

Мировая общественность, которой манипулируют США, отреагирует на такие шаги России болезненно. Но не стоит забывать о том, какой цинизм был проявлен в этом вопросе Западом. CNN показывал интервью с Саакашвили, в котором он нагло врал о том, что Россия в день открытия Олимпийских игр начала агрессию против Грузии. Эту наглую ложь транслировали все западные каналы, в первую очередь американские, тем самым создавая ложное общественное мнение. Сейчас Россия должна обратиться за поддержкой, прежде всего к Индии, Китаю, Германии и Италии. При этом нам необходимо игнорировать мнение Соединенных Штатов и Великобритании, которые и стимулировали агрессию.

Михаил Александров, заведующий Отделом Закавказья Института стран СНГ:

- Признание независимости этих республик - не самая важная задача, которая сейчас стоит перед Россией. На данный момент необходимо добиться разоружения Грузии. Необходимо, чтобы Грузия выполнила три условия. Во-первых, необходимо создать вокруг Абхазии зону безопасности, на которой будут размещаться российские миротворческие силы. Во-вторых, необходимо добиться отставки Саакашвили и предания суду как его самого, так и других руководителей Грузии. Они должны ответить за развязывание этого конфликта. В-третьих, необходимо разоружить Грузию, ввести запрет на тяжелое вооружение до полного урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Кроме того, в этом регионе должна быть размещена миссия инспекторов России. Международную миссию сейчас бессмысленно создавать, учитывая прогрузинскую позицию всего Запада. Россия должна проверять поступающие в Грузию военные грузы на предмет наличия тяжелых вооружений. Эта миссия должна мобильно и беспрепятственно перемещаться на территории самой Грузии. В это условие еще необходимо ввести положение о том, что число иностранных военных на территории Грузии не должно превышать какую-то символическую цифру, например порядка 100 человек.

После выполнения этих условий может быть прекращен огонь. Либо грузинские вооруженные силы должны быть полностью разгромлены. Россия должна взять Тбилиси и уже тогда установить тот режим, который бы устроил нашу страну. Это крайний вариант, которого нет необходимости добиваться, если будут приняты российские условия прекращения огня. Но для этого грузины должны сами устранить Саакашвили и сформировать новое правительство. И уже с новым правительством можно будет договариваться о названных мною выше условиях.

На данный момент Россия миндальничает в этом вопросе. Поступают сведения, что политическое руководство нашей страны проявляет некие колебания и не отдает приказа о наступлении на грузинские территории. На самом же деле этот вопрос можно решить за 7 дней. Достаточно провести крупномасштабную операцию, вывести десант в Поти и в Батуми. И Грузия будет разгромлена. Если же наши руководители сейчас ведут закулисный торг с Западом, то в итоге может получиться так, что мы вообще ничего не получим. Возможно возвращение к статус-кво.

Это будет означать, что 2000 осетин и наши миротворцы умерли напрасно. Статус-кво будет означать, что режим Саакашвили сохранится и они в любой момент вновь смогут напасть на Осетию. Возвращение к статус-кво станет нашим поражением. Сейчас я не берусь судить о том, развитие какого сценария является более вероятным. Россия уже проявила колебания в первые часы конфликта. Реакция последовала запоздалая, и из-за этого погибло так много людей. Поэтому неизвестно, что будет дальше. В нашем руководстве еще имеются влиятельные прозападные круги, которые оказывают негативное влияние на наше правительство. Они-то и не допускают полного разгрома Грузии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ