Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Molgvardia.ru, 12.08.08
Пять августовских дней в корне изменили политическую и военную ситуацию на Кавказе, а возможно и во всем мире. Пушки умолкают, приходит время делать выводы.
Депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия», директор Института стран СНГ Константин Затулин специально для molgvardia.ru резюмирует события последних дней в Южной Осетии.
(интервью записано незадолго до того как Дмитрий Медведев объявил о завершении операции по принуждению грузинских властей к миру)
- Каковы возможные варианты разрешения военного конфликта в Южной Осетии?
- Сейчас самое главное - перестать толкать под руку российских военных, которые должны завершить начатую операцию по принуждению Грузии к миру. Речь идет, во-первых, о действительном, а не мнимом подавлении огневых возможностей Грузии в зоне конфликта. Во-вторых, о выдавливании и очистке территории Южной Осетии от грузинских формирований, ликвидации ударного потенциала грузинских вооруженных сил в непосредственной близости от Южной Осетии и Абхазии. В-третьих, о создании в этих целях действительно демилитаризированного пояса на сопредельных с Южной Осетией и Абхазией грузинских территориях шириной не меньшей, чем дальность огня дальнобойной артиллерии. Сегодняшняя ситуация на Кавказе, очевидно, требует, как минимум, таких же мирных договоренностей, как на Ближнем Востоке. Было бы несерьезным считать, что после всего, что произошло, возможно, как ни в чем не бывало, вернуться к положению, которое существовало в зонах конфликта до агрессии Грузии.
Невозможно себе представить дальнейшее чисто ритуальное признание мифической территориальной целостности Грузии в границах бывшей грузинской ССР, на котором настаивают грузинские власти, продолжая считать весь советский период периодом оккупации Грузии. Они произвольно вычленяют из этого периода, как на шведском столе, то, что им нравится, а именно границы, которые никогда в истории, иначе как в советский период, у Грузии не существовали. С этой точки зрения мы также должны признать, что формат миротворческой операции, который действовал в Южной Осетии и, по всей вероятности, тот, который существовал в Абхазии, устарел.
Например, формат миротворческой операции в Южной Осетии предусматривал наше участие в смешанных миротворческих силах грузинского батальона миротворцев. Как выяснилось, в случае любого обострения событий он занимается стрельбой в спину российским миротворцам. Мне кажется, что миротворчество в том виде, в котором оно до сих пор здесь применялось, кануло в лету. Оно растоптано Грузией. И с этой точки зрения ничто не мешает нам сейчас признать независимость республики Южная Осетия и республики Абхазия. Затем заключить с ними договора о военной помощи, в соответствии с которыми наши войска должны были бы взять на себя ответственность за охрану всего региона и предотвращение новых попыток агрессии против населения Абхазии и Южной Осетии, которое к тому же в подавляющем большинстве имеют российское гражданство.
Что касается собственно миротворческой операции, мы настаиваем на ее продолжении. Я уверен, что неизбежно в эти попытки вмешаются западные страны, которые будут навязывать новый формат миротворческих сил. Сама же Грузия по известным причинам в сложившейся ситуации будет противником проведения этой миротворческой операции. По сути, миротворческие силы РФ по форме должны быть прямым российским контингентом, который на основании договоренностей с Абхазией и Южной Осетией здесь должен защищать мир и безопасность.
Сейчас было бы опасно придаваться иллюзиям в отношении природы западных усилий на этом этапе конфликта. Сегодняшние западные усилия - это усилия стороны, которая является ответственной за провоцирование этого конфликта, по крайней мере, США и ряд их союзников поощряли и вооружали агрессора все это время. Сегодня они пытаются утвердить в международных инстанциях и в общественном мнении совершенно извращенную картину конфликта. С этой точки зрения их посредничество в наших отношениях с соседней Грузией совершенно нам ни к чему. Мы с Грузией долгое время жили в одном общем государственном пространстве. Нам не нужны посредники и переводчики в разговоре с Грузией. Мы, безусловно, готовы обсуждать с кем угодно ситуацию, поскольку считаем, что правда на нашей стороне, но это не значит, что кто-то может навязать нам свою трактовку событий в духе тех картинок, которые показывают CNN или другие западные каналы. Все это лишено всякой объективности и является фактически формой информационной войны. Вот такой подход, мне кажется, был бы важен на этом этапе. Не нужно не обольщаться. Мы не должны проявлять каких-то слабостей.
- Каковы возможные варианты наказания, которое должен понести Саакашвили за преступления в Южной Осетии?
- Безусловно, мы именно так должны ставить вопрос. Я не думаю, что мы будем поддержаны западным сообществом. Но это не означает, что мы не должны продолжать работу в этом направлении. И прежде всего, это абсолютно правильное поручение президента Медведева и премьера Путина о документировании всех преступлений, которые совершены.
Сейчас, когда Южная Осетия практически перешла под контроль российской и югоосетинской стороны, возможности для этого возникли. Нужно их использовать. Что касается лично господина Саакашвили, то нужно принять правила «хорошего тона» в отношении него, исключив на будущее, по возможности, всякое общение с ним со стороны официальных и уполномоченных лиц России. Т.е. надо перевести отношения с официальной Грузией на другой уровень, на уровень исполнителей, а не руководителей, потому что беседы с господином Саакащвили и раньше использовались, и теперь будут использоваться им исключительно для самопиара. Вина самого Саакашвили, безусловно, должна быть доказана. Он будет должным образом представлен международному сообществу. В конце концов, я хочу обратить внимание на то, что американские покровители господина Саакашвили уже сами имеют опыт работы с правителями, которых они определили как «перешедших красную черту, недоговороспособных и нерукопожатных».
Я хочу напомнить о судьбе руководителя Панамы, который был захвачен американцами, судим и отбывал, а может и еще отбывает, срок в американской тюрьме по официальному обвинению в контрабанде наркотиков. Я считаю, что контрабанда наркотиков и наркотрафик - это, безусловно, тяжелое преступление, но оно никак не тяжелее, чем прямые убийства мирного населения с использованием всей мощи вооруженных сил своего государства. В силу этого, я думаю, что господину Саакашвили должен быть заказан всякий путь в Россию, проезд и пролет через Россию. Он должен искать другие обходные маршруты и более своим присутствием РФ не огорчать ни при каких вариантах дальнейшего развития отношений с Грузией.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |