Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.08.08
Владислав Лосев
Накануне встречи 19 августа в Сочи Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева белорусская общественность находилась в тревожном ожидании. И было, признаться, от чего. Ведь совсем недавно, в ходе последней кавказской войны официальный Минск проявил себя в отношении России далеко не лучшим образом, не как союзник и партнер по строительству Союзного государства, а как сторонний наблюдатель, который просто выжидал – «чья возьмет?».
Складывалось впечатление, что белорусская власть в случае какой-то неудачи Российской Федерации на Кавказе готова была отречься от своих союзнических обязательств, попрать национальные интересы Белоруссии и переметнуться в стан противников России.
Действительно, в Южной Осетии шла война, погибло две тысячи мирных граждан, десятки тысяч стали беженцами, а ближайший союзник России, словно в рот воды набрал. Понятно, что все это вызывало серьезные вопросы как в белорусском, так и в российском обществе. Более того, целый ряд российских СМИ открыто стал обвинять Лукашенко в предательстве.
И только через неделю после начала грузинской агрессии, уже после завершения военных действий, из Минска раздался слабый, хотя и вполне официальный отклик на югоосетинские события. Причем послание белорусского президента выглядело каким-то половинчатым. В нем выражалось соболезнование жертвам гуманитарной катастрофы (как будто на Цхинвал обрушилось стихийное бедствие типа землетрясения или цунами, а не снаряды, ракеты и бомбы грузинской артиллерии и авиации), но ни слова не говорилось о вызвавшем ее военном вторжении Грузии.
Все это производило довольно тягостное впечатление, которое усугублялось еще и тем обстоятельством, что обращение с соболезнованием появилось аккурат накануне встречи премьер-министров Белоруссии и России по поводу цены на газ в 2009 году. Поэтому упомянутое соболезнование Лукашенко выглядело не как запоздалое, но все же сочувствие, а всего лишь как вымученная отговорка перед сложными переговорами.
После того, как встреча Владимира Путина и Сергея Сидорского завершилась для Минска ничем (российский премьер-министр отправил коллег из Белоруссии утрясать все вопросы с Дмитрием Медведевым), стало понятно, что белорусскому президенту придется-таки объясняться насчет своего двусмысленного «скромного» помалкивания.
Итак, президенты встретились. Оба на публике излучали радостные улыбки. Но если Дмитрий Медведев являл облик уверенного в себе победителя и главы великой державы, то Александр Лукашенко скорее был похож на проштрафившегося подростка, которому удалось за свои проделки отделаться легким испугом.
Но не только, да и не столько выяснение отношений было целью встречи в верхах. Есть основания полагать, что сочинские переговоры станут-таки поворотным пунктом в белорусско-российских отношениях. И совсем не потому, что, как сказал Лукашенко, «время простых действий и решений закончилось», под которыми он, очевидно, понимал проталкивание белорусских товаров на российский рынок и выпрашивание низких цен на энергоносители. И не потому, что по итогам переговоров было заявлено (в который уже раз) о намерении подписать соглашение о единой системе ПВО Союзного государства.
На встрече в Сочи пожалуй впервые решение важнейшего для Белоруссии экономического вопроса (цена на газ) было поставлено в непосредственную зависимость от вопроса политического. Как сообщил по итогам переговоров помощник президента Российской Федерации Сергей Приходько, соглашение о единой системе ПВО будет подписано в начале сентября на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Ну а о ценах на энергоносители речь будет идти позднее.
Похоже, что белорусско-российское отношения окончательно избавляются от постсоветского синдрома попрошайничества и откровенного паразитирования и, наконец, переходят в цивилизованное, то есть рыночное русло. Все становится прозрачно и понятно: «сначала деньги – затем стулья».
А теперь все же зададимся резонным вопросом: почему Александр Лукашенко так опростоволосился в истории с Южной Осетией? Почему ему фактически принародно пришлось откровенно выкручиваться перед Дмитрием Медведевым, воздавая ему хвалу за «очень спокойную, мудрую и красивую» операцию в Южной Осетии и Грузии.
На наших глазах произошел крупнейший провал всей белорусской политики на российском направлении. Ни МИД РБ, ни соответствующий ведомства и учреждения, ни Информационно-аналитический центр Администрации президента РБ не сумели не только создать для главы государства реальную картину происходящего в мире, но и выявить тенденции определяющие будущее международных отношений. Более того, у белорусской власти нет и ясного понимания процессов происходящих в Российской Федерации. Многие ответственные лица до сих пор пребывают в приятной для них иллюзии, что Российская Федерация продолжает оставаться царством всеобщего «хаоса, пьянства и развала».
Придворные советники и аналитики своей «покладистостью» сослужили Лукашенко очень дурную службу, поставив его в крайне неловкой положение. Ведь, похоже, для белорусского президента, как и для Запада решительные и молниеносные действия России на Кавказе оказались полной неожиданностью.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |