Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

В.Жарихин: «Саакашвили осуществил «закат Европы»

КП.Ру, 22.08.08

В. Жарихин, зам. Директора Института стран СНГ

В последнее время появилось очень много комментариев на тему вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии. В том числе и от моих коллег. Добавить что-либо к сказанному достаточно трудно. По большей части я согласен с оценкой, высказанной Алексеем Пушковым и Михаилом Леонтьевым. А в данном случае - и с анализом Дугина. Однако я бы хотел затронуть тему, которая сейчас находится в информационной тени, хотя она явно дает о себе знать. Я бы сказал, что Саакашвили осуществил «закат Европы».

На третий день после начала конфликта, когда в Москве только появился Саркози, я дал интервью французской газете Liberaсion. И сказал, что у Европы наконец-то появился политический лидер. Из состояния экономического гиганта и политического карлика Европа постепенно становится тем, чем она должна быть. Однако я, к сожалению, ошибся. Саркози хватило лишь на три дня (хотя Ющенко и прибалтийских лидеров хватило вообще лишь на пять минут).

Принципиальное отличие Саркози и Меркель от глав абсолютно «самостоятельных» стран Балтии заключается лишь в трех днях. Для первых было достаточно полнамека, чтобы «встать по стойке смирно». А для того, чтобы поставить лидеров больших европейских стран в ту же позицию, потребовалось три дня. В этом и состоит единственное отличие между ними. Совершенно очевидно, что европейское сообщество упустило реальный шанс продемонстрировать свою собственную политическую позицию.

Запад пытается сейчас «плясать на гробах» осетин

Я, конечно, не имею в виду, что Европа должна была во всех вопросах поддержать Россию. Нет, но она должна была стать реальным и в максимальной степени объективным посредником в этом конфликте. И такие предпосылки первоначально были. Обратите внимание: Саакашвили, известный своей вздорностью и необязательностью, пока что не ставит под сомнение те 6 пунктов, которые были согласованы. А Франция уже поставила - из 6 пунктов, которые были согласованы с участием Саркози, в проекте резолюции для ООН они оставили только 2. То есть, в сущности, французы пошли на ревизию того, что подписал их президент, будучи председателем Европейского союза, от имени всей Европы.

Все это достаточно печально. Я сознательно ухожу от моральных оценок. Конечно, попытки «плясать на гробах» и занижать количество жертв - это само по себе отвратительно. Причем речь идет о судьбе не только конкретных людей, но и всего континента. Совершенно очевидно, что в той ситуации, когда целый этаж Министерства обороны Грузии занимают американские советники, говорить о несогласованности действий Саакашвили с его заокеанскими кураторами, по меньшей мере, наивно. Можно подумать, что грузинский президент осуществлял передислокацию войск на стартовые позиции перед вторжением, а американцы ничего не знали. А раз знали - значит, можно догадываться о той судьбе, которую США уготовили Европе - быть постоянно терзаемой конфликтами. А американцы их «расковыривают». Сейчас «расковыряли» в Грузии, а что будет в следующий раз, пока неизвестно.

Американцы вооружают всех бесноватых в Европе

При этом Брюссель сначала эмоционально дернулся в сторону России, а потом опомнился и вновь стал верным приспешником США. Европейские парламентарии на встречах со своими российскими коллегами любят гордо повторять, что европейцев - 450 млн и что европейский ВВП во много раз превышает российский. Однако, несмотря на всю свою многочисленность, европейцы не могут найти даже одного Саркози, который наконец будет защищать интересы непосредственно Европы.

А главный ее интерес заключается в том, чтобы элементарно жить в безопасности, а не подвергаться постоянным попыткам США понизить курс евро (при этом уничтожая мимоходом тысячи людей). Европейцы любят хвастаться своей хваленой демократией, хотя на самом деле они ее построили в рамках оккупационного режима, потому что до сих пор по всей Западной и Восточной Европе размещаются американские военные базы и войска. И все их «пространство демократии» на самом деле жестко контролируется из-за океана. Можно сколько угодно менять правительства и политические партии, находящиеся у власти, но лишь до тех пор, пока обсуждение альтернатив не выходит за рамки дискуссии о длине европейских огурцов.

Зато рассуждать на тему, может ли в Европе находиться третий позиционный район ПРО США, европейцам уже не позволено. И Европа спокойно на это смотрит. Точно так же американцы не обсуждают со своими европейскими партнерами то, каких еще бесноватых они собираются вооружать в Европе. Это тоже, оказывается, не относится к компетенции ЕС. В общем, Евросоюз в лице Саркози и Меркель показал себя во всей красе. Конечно, не хочется выступать в качестве «пикейного жилета», но, честное слово, фразу «Бриан - это голова: ему палец в рот не клади» я бы перефразировал так: «Саркози - это не голова: Кондолиза Райс засунула ему в рот свои пальцы и до сих пор там держит». При этом последний мило улыбается, и почему-то его дражайшая красавица-супруга не сделала ему по этому поводу замечания.

Самое главное – это не признать независимость, а гарантировать безопасность

Теперь - что касается признания независимости Абхазии и Южной Осетии. В этом вопросе я исхожу из того, что публично произносится нашим президентом. Если Дмитрий Медведев четко заявил, что Россия поддержит любое волеизъявление народов Абхазии и Южной Осетии, но в рамках устава ООН и Хельсинских соглашений, то было бы логично, чтобы Россия как постоянный член Совбеза ООН (будучи субъектом международного права) обратилась в ООН с просьбой о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

Сами они этого сделать не могут, поскольку не являются официальными субъектами международного права. Точнее говоря, обратиться-то могут, но ООН также имеет право никак на это не реагировать. На запрос же России она обязана отреагировать. А коль скоро мы не можем заключить с ними международно признанный военный договор о безопасности (а статус наших миротворцев ставится под сомнение противоположной стороной), мы должны принять внутренний закон (это прерогатива обеих палат нашего парламента) о взаимоотношениях с Абхазией и Южной Осетией. И в этом законе дать этим странам гарантии недопущения попытки вооруженного решения территориальной проблемы со стороны Грузии. Это гораздо более актуально, чем просто признать их независимость (какой от этого будет толк, если таких стран будет немного?).

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ