Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
КМ.RU, 19.08.08
Алексей Пушков
Развитие событий вокруг Южной Осетии и Абхазии, а также международная игра вокруг двух этих конфликтов говорят о том, что России, по всей видимости, следовало в одностороннем порядке признать Абхазию и Южную Осетию сразу же после того, как Грузия атаковала город Цхинвал с помощью системы «Град», тем самым приступив к планомерному уничтожению мирного населения на территории Южной Осетии.
Перевод решения этого вопроса в международный формат, как мне представляется, не принесет России тех результатов, на которые, возможно, рассчитывает наше руководство. Между тем Дмитрий Медведев уже дал публичное обещание властям Абхазии и Южной Осетии о том, что Россия поддержит любой статус этих двух пока непризнанных республик в соответствии с выбором их народов. Более того, он пошел дальше и сказал, что Россия готова гарантировать этот статус. Как на региональном уровне, так и на мировой арене.
То есть РФ больше не допустит новых военных акций против этих двух республик, будь то с участием Грузии или союзных с нею государств. Это было публичное заявление, которое было показано во всем мире. И тот факт, что его проигнорировали многие западные телекомпании, не имеет никакого значения. Потому что население России, Абхазии и Южной Осетии знает, что такое заявление было сделано. Также оно знает о гарантии со стороны России признать тот статус, который выберет население этих республик.
В Розовом саду Буш закрыл поле для дебатов
Совершенно очевидно, что народы Абхазии и Южной Осетии могут выбрать либо независимость, либо вхождение в состав Российской Федерации. На данный момент не так уж существенно. Гораздо важнее то, что ни Абхазия, ни Южная Осетия ни при каких обстоятельствах не выберут пребывание в составе Грузии. Этот вопрос уже закрыт. В данном случае я согласен с Джорджем Бушем, который сказал о том, что «по вопросу о статусе этих республик нет поля для переговоров». Это он заявил в своем последнем выступлении, которое состоялось в романтическом месте под названием Розовый сад Белого дома.
По мнению Буша, дословно, поля для дебатов о статусе Южной Осетии и Абхазии не существует. В этом я с Бушем абсолютно согласен. Хотя, он, конечно, имел в виду совершенно другое. Президент США имел в виду, что ситуацию в этих республиках нельзя вообще обсуждать, поскольку, по его мнению, они входят в состав Грузии. Я согласен с Бушем - поля для дебатов действительно не существует. Но в том смысле, что нет никакой возможности вхождения этих республик в состав Грузии. Де-факто этот вопрос уже решен. Его осталось решить только юридически.
И вот здесь, как мне представляется, существует самая большая проблема. Россия подвергается массированному давлению со стороны Запада. Именно по вопросу о статусе Абхазии и Южной Осетии. Остальные вопросы - кто будет выполнять миротворческие функции в этом районе, когда оттуда будут выведены российские войска и так далее - это вопросы второстепенного значения.
Хватит называть партнерами тех, кто ими не является
Не случайно именно по этому вопросу Саакашвили не хотел идти на встречу Николя Саркози, когда последний согласовал в Москве шесть принципов урегулирования, одним из которых был пункт о необходимости обсуждения статуса Южной Осетии и Абхазии. Саакашвили не пошел на подписание документа, который содержал этот пункт. Хотя все остальные положения он принял с самого начала. Кстати говоря, по тому же поводу было самое жаркое обсуждение на сессии министров иностранных дел ЕС в Брюсселе на прошлой неделе. Именно этот пункт сейчас является главным объектом внимания американской дипломатии.
Итак, главным «оселком», которым будут испытывать Россию на прочность (и на способность быть одним из архитекторов современного мира), является именно пункт о статусе Южной Осетии и Абхазии. Согласившись на посредничество ЕС, российское руководство, как мне представляется, исходило из того, что Евросоюз сыграет роль посредника между Россией и Грузией (потому что непосредственно с Грузией мы не хотим вести переговоры). Вместе с тем мы надеемся, что сумеем убедить ЕС в том, что против народа Южной Осетии был совершен акт агрессии и имела место попытка геноцида. То есть, заручившись поддержкой международного сообщества, мы создадим условия для отделения Абхазии и Южной Осетии. И тем самым облегчим себе задачу признания этих республик, смягчив предварительно реакцию западных партнеров. Я могу предположить, что именно таков расчет российской дипломатии.
Однако развитие ситуации показывает, что этот сценарий вряд ли удастся осуществить. России придется решать проблему Абхазии и Южной Осетии в одиночку. Потому что западные страны в этом вопросе партнерами России объективно не являются. Мы, конечно, можем до бесконечности называть их нашими партнерами. При этом, что интересно, они Россию в этом вопросе партнером не называют. И нашей дипломатии тоже стоит обратить на это внимание. Мы, конечно, можем до бесконечности называть страны Запада «нашими партнерами», но они ими ни в коей мере не являются.
Меркель не волнует геноцид осетинского народа
Это, в частности, подтверждают два последних факта. Во-первых, Ангела Меркель, которая является канцлером Германии (наиболее расположенной к России из крупных стран, которые входят в НАТО и ЕС), дала четко понять, что она придерживается принципа территориальной целостности Грузии. То есть сами факты нападения грузинской армии на Цхинвал, убийств мирного населения и обстрелов жилых районов для Ангелы Меркель не являются достаточно убедительным основанием для того, чтобы изменить позицию Германии по вопросу о принадлежности Абхазии и Южной Осетии. Ее переговоры с Дмитрием Медведевым проходили в достаточно резкой тональности.
Президент России говорил о том, что наша страна не побоится еще раз использовать силу, если возникнет аналогичная ситуация. То есть если жизнь ее граждан будет находиться под угрозой. А Ангела Меркель говорила о том, что главным принципом урегулирования должен быть принцип территориальной целостности Грузии. В этом вопросе никакого сближения российских и германских позиций не произошло. После этого Ангела Меркель отправилась в Тбилиси, где еще раз подтвердила, что она исходит из идеи территориальной целостности Грузии.
Кроме того, она заявила, что эта страна остается очень реальным кандидатом на вступление в НАТО. Я бы даже сказал, что она намеренно подчеркнула этот момент. Кстати говоря, она говорила об этом и в Москве. А потом повторила, находясь в Тбилиси. Так что позиция одной из ведущих стран Евросоюза состоит в том, что Германия против изменения статуса Абхазии и Южной Осетии. Более того, Берлин даже готов изменить ради этого свою точку зрения по поводу вступления Грузии в НАТО. Как мы помним, на саммите в Бухаресте в апреле этого года Германия заблокировала этот процесс на неопределенное время. Сейчас же Ангела Меркель дважды (в Москве и в Тбилиси) напомнила, что Грузия является кандидатом и что если она захочет, то станет членом НАТО. И это тоже сигнал Москве о том, что позиции Германии и России как по вопросу о статусе Абхазии и РЮО, так и по вопросу о членстве Грузии в НАТО прямо противоположны.
Еще более жесткую позицию заняли США. В частности, Буш заявил о том, что его страна не рассматривает каких-либо вариантов решения вопроса, которые могут изменить состав Грузии. Во-вторых, Кондолиза Райс, находясь в Тбилиси, весьма жестко высказалась по поводу перспектив этого конфликта. И уничижительно отозвалась о роли России в этой ситуации, пригрозив ухудшением «всего комплекса российско-американских отношений».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |