Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Литер (Казахстан), 16.08.08
Андрей Чеботарев, директор центра актуальных исследований "Альтернатива"
Учитывая то, что Казахстан и Китай являются наиболее важными стратегическими партнерами России, вряд ли следует считать соглашение между "КазМунайГазом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией относительно строительства и эксплуатации газопровода Казахстан–Китай явным "вызовом Кремлю". Во всяком случае, сомнительно, что обе страны основной целью данного проекта ставили именно "вывод из игры России", а сам проект – результат своего рода сговора против нее. Прежде всего рассматриваемый газопровод является частью более масштабного проекта строительства газопровода "Центральная Азия" из Туркменистана в Китай. Соответствующее соглашение было подписано в июле 2007 года между КННК и "Туркменгазом". Казахстан в данном случае выступает как транзитный соучастник данного проекта, предоставляющий только свою территорию и соответствующие механизмы для прохода туркменского газа в КНР.
К тому же в мае того же года, то есть раньше указанного выше события, президенты Казахстана, России и Туркменистана подписали совместную декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода. Затем данный документ был дополнен подписанным в декабре 2007 года аналогичным соглашением трех стран.
Таким образом, Россия и Китай в партнерстве с Казахстаном начали
осуществлять собственные проекты, связанные с экспортом туркменского газа. Единственным камнем преткновения между ними может стать то, что в период эксплуатации Прикаспийского и "центральноазиатского" газопроводов Ашхабаду в какой-то момент придется разрываться между "Газпромом" и КННК. То есть если вдруг он не сможет выполнить свои обязательства перед Москвой или Пекином по поставкам определенного объема своего газа.
Вместе с тем такая вероятная перспектива носит чисто гипотетический характер. Пока же представляется, что Туркменистан благодаря своим солидным запасам газа в состоянии обеспечить нужным его количеством обоих зарубежных партнеров. В любом случае представляется сомнительным, что какие-либо сбои в работе газопроводов с его стороны внесут серьезные противоречия и разногласия в российско-китайские и российско-казахстанские отношения.
Нельзя сбрасывать со счетов и уже имеющиеся достижения в рамках сотрудничества Астаны, Москвы и Пекина в нефтегазовом секторе. В частности, это касается договоренности в мае 2006 года между президентами РК и РФ о том, что российская нефть, добываемая в Западной Сибири, будет транспортироваться в Китай через Казахстан по строящемуся нефтепроводу Атасу–Алашанькоу. Поэтому не исключено, что на каком-то этапе Россия или Китай смогут принять определенное участие и в соответствующих газопроводных проектах.
Что касается известной публикации в La Stampa, то налицо отражение интересов тех политических и деловых кругов Запада, которые стремятся столкнуть между собой с одной стороны Россию, а с другой – Казахстан и Китай. Хотя очевидно, что проект газопровода "Центральная Азия" составляет серьезную конкуренцию не столько Прикаспийскому газопроводу, сколько лоббируемому США и Евросоюзом проекту строительства Транскаспийского газопровода.
Не исключено, что эти круги опасаются возможных смычек интересов России и Китая. В любом случае львиная доля туркменского газа будет уходить этим странам, что способно сильно ударить по тому же Транскаспийскому газопроводу. В связи с этим можно предположить, что заинтересованные круги рассчитывают посредством подобных публикаций вызвать негативную реакцию Москвы и спровоцировать ее на оказание определенного политико-экономического воздействия на Астану и Ашхабад. Максимальная их цель в данном случае, видимо, если не сорвать полностью, то хотя бы попытаться приостановить на неопределенный срок реализацию "центральноазиатского" проекта и заодно спровоцировать серьезный конфликт между Москвой и Пекином. Однако с учетом изложенного выше вряд ли им этого удастся добиться.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |