Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.08.08
Руслан Харабуа, ст. н. сотр. Отд. Закавказья Института стран СНГ
Острые противоречия и военный конфликт между Россией и Грузией обнажили всю неоднозначность существующих проблем среди участников ГУАМ, членом которого является Грузия. По всей вероятности грузинский лидер ожидал полную поддержку его страны. Однако страны-члены Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, оказались не готовы, а возможно не способны выразить в полной мере абсолютную и безусловную помощь. За всё время активных боевых действий, только Украина, явно выражала свои пособнические настроения, которые сохранились у ней со времён Второй мировой войны, а может и ранее. Остальные страны-члены ГУАМ, т.е. Азербайджан и Молдова не проявляли активность в этом вопросе. Кстати, нечто подобное уже происходило в отношениях между её членами. Так в 2006 году, на завершившемся в Кишиневе третьем заседании парламентской ассамблеи стран этой организации, её участники отказались поддерживать Грузию в противостоянии с Россией. Главной причиной такого решения Молдавия, Украина и Азербайджан назвали сложную внутреннюю экономическую ситуацию. В ответ на призыв председателя грузинского парламента Нино Бурджанадзе адекватно отреагировать на российскую ксенофобию по отношению к грузинам, ее молдавский коллега Мариан Лупу ответил вежливым отказом. «Мы от чистого сердца с вами, но накануне зимы, в непростой экономической ситуации, мы должны сосредоточить усилия на решении экономических проблем и активизации сотрудничества между нашими странами, а не принимать декларативные документы», – сказал он.
В очень не простой ситуации и на этот раз оказалось руководство Молдовы. Позиция властей Молдовы в отношении конфликта в Южной Осетии более чем невнятна. Президент страны Владимир Воронин как не рискнул осудить зверства грузинской военщины и так и не отважился поддержать действия Михаила Саакашвили. Министерство иностранных дел и европейской интеграции ограничилось сообщением для печати о поддержке заявления Европейского союза по поводу "осложнения ситуации в Южной Осетии". До всех этих событий, учитывая непростую внутриполитическую ситуацию, накануне президентских выборов в Молдове, её президент, чувствуя, что лучше держаться от ГУАМ подальше, воздержался от участия в ряде саммитов организации. Как это произошло на саммите в Батуми, куда вместо Воронина прибыл министр внутренних дел Молдовы.
Молдавское руководство по всей вероятности осознаёт, что в итоге конфликта между Россией и Грузией могут быть неоднозначные далеко идущие последствия, которые неминуемо могут затронуть членов ГУАМ.
И всё же торопиться с выходом из организации Молдова, по всей видимости, не собирается, как не собирается она выходить из СНГ. Не стоит забывать об экономической составляющей, а для Молдовы экономика, которой на грани выживания, делать резкие движения смерти подобно.
Что касается позиции Азербайджана скорее всего можно обнаружить проявление осмотрительности и предосторожности, проницательности и расчетливости. Ведь Азербайджан благодаря своим запасам нефти оказался не столь свободен в своих решениях. Официальные лица Азербайджана не стали комментировать происходившие события. Подобные заявления позволяли себе лишь представители среднего уровня внешнеполитического ведомства и азербайджанские политологи, которые высказывались критически.
Относительно заявлений и решений Грузии о выходе страны из состава СНГ, азербайджанские представители подчеркнули, что подобная процедура существует на уровне правительств и парламента, однако говорить о своём выходе из состава организации официальные лица не стали. Примечательно, что в связи с конфликтом в Южной Осетии, Азербайджан хоть и поддержал территориальную целостность Грузии, но всё же отметил, что в случае если в результате конфликта возникнет серьезная опасность работе нефтепровода Баку-Тбилиси -Джейхан то Азербайджан начнет искать новые возможности для экспорта своей нефти на мировые рынки. В итоге, Азербайджан возобновил поставку нефти через каспийский нефтетранспортный консорциум через Российскую Федерацию - Новороссийск. Кроме того, посол Азербайджана в Европарламенте, опроверг сообщение министра иностранных дел Эки Ткешелашвили о том, что в результате войны прекратилась прокачка нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Он пояснил, что прокачка нефти была остановлена еще за несколько дней до начала военных действий из- за теракта и возгорания нефти на участке этого трубопровода на территории Турции.
Более чем однозначную позицию занял президент Украины Виктор Ющенко. Глава государства выражал поддержку Грузии не только с территории Украины, он также был замечен среди прибалтийских президентов и польского лидера на митинге в Тбилиси. Однако подобная позиция отнюдь не означала безоговорочную позицию всей Украины. В Украине начались ожидаемые процессы. Вслед за активной поддержкой Грузии со стороны лидера Украины его действия подверглись резкой критике со стороны оппозиционных сил. Лидер Партии регионов Виктор Янукович заявил, что "заявления руководителей Украины в поддержку Грузии привели к тому, что сегодня мы имеем очень конфликтную ситуацию с российским государством". "Безусловно, можно понять Виктора Ющенко как человека, который имеет почти семейные отношения с Михаилом Саакашвили. Но как президент Украины Ющенко не имел права выражать свою поддержку Саакашвили от имени украинского государства".
Кроме того, в качестве поддержки Грузии, президент Украины Виктор Ющенко, 13 августа, своим указом ввел в действие решения Совета национальной безопасности и обороны, которые утверждают порядок пересечения границы кораблями и самолетами Черноморского флота и порядок согласования с компетентными органами Украины передвижений, связанных с деятельностью формирований ЧФ РФ вне мест их дислокации на территории Украины. В свою очередь данное решение Совета нацбезопасности относительно Черноморского флота не поддержали два члена СНБО - премьер-министр Юлия Тимошенко и министр внутренних дел Юрий Луценко. Впоследствии выяснилось, что никаких заседании СНБО не проводилось. Как сообщили в пресс-службе правительства премьер-министра Украины, Юлия Тимошенко не получала приглашений на заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, потому что никакого заседания этого органа в последние дни не проводилось. Ранее Секретариат президента Украины Виктора Ющенко подозревает, что отсутствие комментариев премьер-министра страны Юлии Тимошенко по ситуации, сложившейся на Южном Кавказе, связано с тем, что она рассчитывает получить поддержку России на предстоящих президентских выборах. Такое мнение выразил сегодня, 12 августа, на брифинге представитель секретариата Андрей Гончарук,
Скорее всего внутриполитическая ситуация в Украине далека от идеала и война в Грузии, для всех сторон внутриполитического противостояния в стране стала очередной возможностью, перед предстоящими президентскими выборами, зафиксировать свои непримиримые позиции. Так, что говорить о том, что позиция Украины едина в отношении ГУАМ, наверно было бы не совсем справедливо.
Заявления и призывы грузинского руководства о выходе из СНГ не произвели никакой реакции не только на членов организации, но и мало впечатлил участников Организации за демократию и экономическое развитие, за исключением Украины, которая, как известно, занимает те же радикальные позиции, что и Грузия в отношении России. Руководство Украины хоть и незамедлительно отреагировало на призыв Грузии, всё же отметила, что "Украина не ратифицировала Устав СНГ и потому ей фактически не из чего выходить". Сама Грузия после официального выхода Грузии из состава СНГ, 19 августа, ранее, 14 августа парламент страны принял такое решение, председатель парламента Давид Бакрадзе не исключил возможности сотрудничества республики с другими странами Содружества "в рамках тематических соглашений". В свою очередь Посол Грузии в Украине Мераб Антадзе заявил, что Грузия оставляет за собой право принимать участие в международных соглашениях, принятых в рамках СНГ.
Относительно заявлений и решений Грузии о выходе страны из состава СНГ, азербайджанские представители подчеркнули, что подобная процедура существует на уровне правительств и парламента, однако говорить о своём выходе из состава организации официальные лица не стали. Как заявил пресс-секретарь МИД республики Хазар Ибрагим Азербайджан не планирует выходить из СНГ. В то же время он назвал решение Грузии о выходе из организации ее суверенным правом. По его словам, "каждая страна сама решает, в какую организацию ей вступать или выходить из ее состава. У Азербайджана в настоящее время такого намерения нет", - отметил он. Также суверенным правом дипломат назвал стремление Грузии и Украины вступить в НАТО.
Кроме того, не стоит забывать, что члены Организации не так однозначно выражают своё стремление и желание стать участниками северо-атлантического альянса. Украина и Грузия радикальным образом отстаивают свою позицию по вхождению в НА-ТО. В то же время Азербайджан и Молдова не проявляют подобного рвения, их позиция менее агрессивна и складывается такое впечатление, что они не так уж торопятся в военно-политический блок. Вместе с тем они не исключают такой возможности как вступление в НАТО. Одним словом, их позиции по поводу членства в блоке для них самих не определена.
По всей вероятности, потому, «ярые поборники» интересов Грузии и Украины, помимо США и некоторых других стран Европы, в частности в лице президента Польши Леха Качиньского выражают скорое желание видеть их в составе альянса. Вместе с тем, на саммите политико-экономического блока ГУАМ, 1 июля в Батуми, он не исключил, что у всех стран-членов ГУАМ «есть шанс войти в Евросоюз». Что касается Азербайджана и Молдовы, относительно получения плана действий по членству в НАТО, подобных заявлений сделано не было. Выражая свою поддержку территориальной целостности Грузии и Азербайджану, президент Польши почему-то не вспомнил про Молдову. Возможно, что лидеры Азербайджана и Молдовы ощущают недостаток внимания со стороны Европейских держав, хотя говорить о том, что Азербайджан не «обласкан» западными странами было бы не справедливо, всё-таки при определённых запасах нефти оставаться без внимания очень сложно. И не исключено, и потому, во время военного столкновения между Грузией и Россией Грузия так и не услышала внятной поддержки со стороны Азербайджана и Молдовы.
В центре внимания западных держав были и остаются Грузия и Украина наиболее, на их взгляд, способные противостоять агрессивным устремлениям России.
В одном из своих выступлении, в частности на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 25 сентября 1992 года Шеварднадзе требовал защитить его от национальных меньшинств: “Пигмеи поднимают людей против человечества… Лилипуты, опутывающие гулливеров - реальность многих стран, и моей в том числе”. Тут же мысль он развил и дальше: “Маленькие пернатые сбиваются в большие стаи и атакуют с беспощадностью птиц Альфреда Хичкока” (из выступления Э. Шеварднадзе в Королевском институте международных отношений в Лондоне, 16 февраля 1995 года.). Скорее все-го, подобное отождествление, более сопоставимо именно с позицией и действиями не только стран-членов ГУАМ, но и их союзников, в частности стран Прибалтики и Польши. Страны-члены ГУАМ являются теми, про кого говорил «провидец» Шеварнадзе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |