Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Росбалт, 26.08.08
Решение признать независимость Южной Осетии и Абхазии «направлено на то, чтобы предотвратить геноцид, истребление народов и помочь им встать на ноги», — заявил президент РФ Дмитрий Медведев. Он призвал другие государства последовать примеру России.
В то же время, ряд западных стран уже выразили резкое недовольство решением России. Великобритания назвала его «категорически неприемлемым», Франция – «заслуживающим сожаления». Канцлер Германии Ангела Меркель вновь выразила приверженность принципу территориальной целостности Грузии. Европейская комиссия отметила, что решение Москвы идет вразрез с резолюциями ООН, подтверждающими принцип территориальной целостности и суверенитета Грузии.
«Росбалт» обратился к ведущим отечественным экспертам с вопросом: Каковы будут последствия решения России и изменят ли другие государства свое отношение к статусу Абхазии и Южной Осетии после признания Москвой их независимости?
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
- Международно-политическая реакция в краткосрочном плане будет сложной. Положение России осложнится, но никаких кардинальных мер со стороны Запада предпринято не будет. В настоящее время Запад не имеет таких рычагов давления на Россию, которые они могут применять безболезненно для себя.
Последовательная политика демаркации границ между Россией и Европой, Россией и Соединенными Штатами в зонах соприкосновения интересов является путем к прочному миру. Конфликты возникают там, где границы не урегулированы и взаимно не признаны. Сейчас Россия делает шаг, пусть в одностороннем порядке, к демаркации этих границ. Грузия отходит в сферу североатлантического влияния, Абхазия и Южная Осетия — в сферу российского влияния.
Я думаю, что Запад примет этот статус-кво, потому что для них это чрезвычайно выгодно. Они будут на словах очень возмущены, но на самом деле для них это лучшее решение. Потому что те же самые трубопроводы, которые волнуют Брюссель и Вашингтон, проходят по территории Грузии, миную Южную Осетию и Абхазию. Мы вполне в состоянии гарантировать безопасность этих газопроводов, так как Россия — ответственный игрок в энергополитической сфере. Россия очень твердо и последовательно держала курс на политический реализм, поскольку время идеализма в отношении Запада давно прошло.
Для отношений с СНГ признание Россией независимости двух республик на Кавказе будет иметь более болезненные последствия. С одной стороны, Россия отправила сигнал силы своим партнерам, с другой, — многих напугала. СНГ как таковое этим шагом похоронено, ибо в его основе лежало признание бывших республик СССР в территориальных пределах.
Сейчас нужно параллельно попытаться решить на мирных условиях приднестровский конфликт. Очень важно активизировать взаимно приемлемые и взаимно интересные интеграционные процессы между Казахстаном, Россией и Белоруссией. Тогда мы сможем не потерять те скрепы региональной интеграции, которые нас интересуют. Сейчас нужно выйти за скобки СНГ, отбросить его как недееспособный механизм и выстраивать новые формы партнерства, в первую очередь, с Казахстаном и Белоруссией.
С другой стороны, решение Медведева – историческое. Россия берет на себя право определять статус сопредельных государств и урегулировать подвешенные конфликты, как этот делают США и Брюссель в регионах своих интересов. Очень хорошо, что в Кремле сделали соответствующие выводы. Потому что именно признание Абхазии и Южной Осетии может быть единственным прочным основанием размещения там на постоянной основе контингента Вооруженных сил.
Без такого размещения война обязательно повторится, и Россия может быть отброшена на позиции гораздо худшие, чем те, которые существовали на 8 августа 2008 года. Если бы не было фиксации произошедшего, то российская военная победа могла бы превратиться в политическое поражение.
Марк Урнов, президент фонда «Экспертиза»:
- Я считаю решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии самой тяжелой политической ошибкой, которую сделало российское руководство. Это решение будет иметь очень тяжелые долгосрочные последствия как для политического, так и для внутриэкономического положения России. А возможно, мы просто проходим точку невозврата, чтобы превратиться в маргинальную страну и начать потихонечку распадаться.
Ни одна западная страна, ни одна европейская страна, ни, тем более, Соединенные Штаты нашего решения не примут. Кредит доверия к России потерян абсолютно. Я не думаю, что начнется какая-то блокада, но отношения будут сведены до необходимого минимума. Это совершенно точно. Поэтому теперь не стоит рассчитывать на то, что Россия будет нормально «вплетаться» в международную систему разделения труда, международную политическую систему и играть там какую-то заметную роль.
О России как о великой региональной державе тоже можно забыть. Недоверие и опасение по отношению к России присутствуют практически во всех странах бывшего СССР. Они начнут искать гарантии на стороне и минимизировать отношения с нами.
Что касается внутриэкономической ситуации, то начнется мощное наращивание Вооруженных сил, вливание средств в военный бюджет. Это будет означать сокращение бюджета гражданского, и в результате мы ввяжемся в гонку вооружений, которая не обеспечит нам никакого приоритета перед нашими потенциальными конкурентами — ни перед НАТО, ни перед Китаем. Зато это приведет к тому, что мы израсходуем огромное количество средств, конкурентоспособными с ними не станем в военном отношении, а социальных проблем не решим. В результате все существующие негативные тенденции, такие как сокращение населения, алкоголизация и наркотизация, — будут продолжаться.
И, наконец, все воинственные настроения, которые сейчас есть у населения, дают эффект группового мышления, хорошо известный в социальной психологии. Вырабатываются некоторые решения, противоположные взгляды не слушаются, потому что объявляются заведомо неправильными и враждебными, и, как снежный ком, нарастают ошибки, которые вдут к очень глубокому кризису.
Возможно, наступают тяжелые времена, когда у России не будет по существу ни одного сторонника за исключением Уго Чавеса, Кубы и еще пары арабских стран, таких как Сирия и Иордания, которые будут нас поддерживать в этом деле, потому что им нужны свои собственные прецеденты для поддержки Палестины. Россия же получила две территории, представляющие собой «черные дыры», в которые будут «уходить» громадные деньги. Туда же будет «утекать» оружие, прокладываться наркотрафик.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
- Признание Абхазии и Южной Осетии другими странами произойдет не одномоментно. В ближайшие недели вряд ли кто это сделает. Такой шаг потребует серьезных раздумий от многих стран. Но в ближайшие три-четыре года с десяток стран в мире наберется. Это государства Африки, Ближнего Востока, в меньшей степени страны Европы, некоторые страны Центральной Азии.
Признание России не изменит отношения большинства государств мира к статусу Южной Осетии и Абхазии. Хотя, например, до сих пор 23 страны в мире не признают Китайскую Народную Республику. А Южный Кипр признает только Турция. И она не подвергается из-за этого остракизму со стороны «цивилизованного мира». Да и определение «весь цивилизованный мир» является некорректным. Вот весь «цивилизованный мир» признал Косово. Тогда к какому миру относятся Испания, Греция, Россия, Румыния, Китай, Индия?
По причине того, что в странах Западной и Восточной Европы, за исключением, пожалуй, Франции, находятся Вооруженные силы США, геополитические решения эти страны принимать не вправе. Степень их геополитического суверенитета ограничена. Европа до сих пор остается экономическим гигантом и политическим карликом.
Михаил Виноградов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России:
- Признание России ничего не изменит. На Западе режим Кокойты воспринимается в последнее время в достаточной степени одиозно, поэтому критика в его адрес может возрасти. Режим Багапша воспринимается с меньшей агрессией, но это не позволяет пока говорить, что статус новых территорий будет выше, чем, например, статус Северного Кипра. Даже выхода их статуса на уровень Восточного Тимора я в ближайшее время не ожидаю.
В ближайшие два-три года мировые державы не станут проявлять великой инициативы в признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Может быть, Россия будет вести некий торг со странами СНГ и другими государствами, предлагая им некий компромисс и уступки в ответ на признание независимости. Однако и для России будет тоже стоять вопрос о целесообразности таких уступок.
По большому счету, предпосылки для того, чтобы отношение к этим территориям изменилось, могут появиться в том случае, если удастся вернуть грузинских беженцев в Абхазию и Осетию. Пока же реакция государств будет сугубо ситуативной.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |