Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
http://www.za-nauku.ru, 17.08.08
Проектно-аналитическая служба «Позиция» Разрабатывая проблематику суверенного развития Беларуси, мы постоянно сталкиваемся с жутким непониманием самой сути вопроса.
Неважно, из чего проистекает такое непонимание - из сознательной цели навязать определенный набор ложных альтернатив или из банального недомыслия. Важно то, что отсутствие видения уникальной мировой позиции Беларуси делает бессмысленным всякое радение о полноценности исторического бытия белорусского народа и превращает все разговоры о развитии в лучшем случае в шарлатанство.
Абсолютно и безраздельно господствующей в белорусской интеллектуальной тусовке идеологией является идеология «европейского пути» или «европейского выбора». Суть этой идеологии состоит в том, что Беларусь является «поврежденной» европейской страной, а цель ее развития, соответственно, - в том, чтобы устранить повреждение и войти в «европейскую семью». При этом делаются некоторые, методологически очень важные, оговорки. Они, вкратце, сводятся к необходимости «полноценного» вхождения, «реализации» Беларуси в Европе, к императиву вхождения Беларуси в Европу на принципе «равноправия».
Конкретизация положений о «полноценности» состоит примерно в том, что Беларусь должна создать свое национальное государство, мощное национальное самосознание, и войти в Европу именно как Беларусь, а не как что-либо еще, то есть, «не раствориться» в Европе. При этом рецепт такого национального воспитания белорусов считается уже известным и, с большего, сводится к применению в отношении населения страны классических технологий национального строительства: «гражданское образование на уровне технологий это очень просто - это выучивание гимнов, воспитание сентиментальности при созерцании государственных символов».
И во всей этой простоте возникает лишь одна проблема: «все эти символы нужно написать, а их никто не пишет, не создает».
Ранее мы уже высказывались по поводу несовместимости такого «национального строительства» с суверенным развитием Беларуси. Главный наш аргумент состоит в том, что национальные символы (и, далее, народное самосознание вообще) создаются в великих исторических победах и свершениях. А если конечной, высшей целью является вхождение в Европу, то непонятно, зачем, где и по поводу чего эти свершения и победы творить. Ведь вхождение в Европу предполагает кроткое исполнение соответствующих требований к кандидатам и минимум самодеятельности. Победам (кроме побед на «Евровидении») здесь не место.
Все это ведет к тому, что у белорусских «европейцев» остается только два пути: либо создавать этнический заповедник, либо клепать и навязывать «национальные символы» через политтехнологии. Ни то, ни другое, очевидно, с развитием Беларуси не совместимо.
Возникает закономерный вопрос: значит ли это, что европейская перспектива вообще несовместима с развитием Беларуси?
Отвечаем: нет, не значит.
Но это точно значит одно: проект «европейская Беларусь» - это пустышка и профанация.
Как не раз заявлял белорусский президент Александр Лукашенко, Беларуси было бы странно стремиться в Европу - она и так в центре Европы. Наша оппозиционная и прозападная публика почему-то оказалась неспособной сделать из этих заявлений самые простые выводы. А именно: что раз уж Беларусь по факту является европейской, то делать «европейскую Беларусь» целью развития - по меньшей мере, странно (а вообще-то, невозможно). Ибо тогда «европейская Беларусь» ничем не отличается от «сильной и процветающей Беларуси» - в том, по крайней мере, плане, что не задает напряжения между существующим и необходимым положением дел.
Про Беларусь говорят, что она сейчас сильная и процветающая, а потом говорят, что сильную и процветающую Беларусь мы еще только строим. Этот дефект целеполагания, хорошо знакомый каждому, кто внимательно изучает идеологию белорусского государства, полностью характерен и для «европейской Беларуси». Просто о нем почему-то мало говорят, потому что тогда, оказывается, нет никакого «европейского выбора».
Что следует из осознания приведенного факта? То, прежде всего, что «европейская Беларусь» - это ничто, это непонятно что и это все, что угодно. Необходимо задавать конкретное, предметное содержание образа Беларуси в Европе, белорусской миссии в Европе. Зачем, собственно, Беларуси в Европу? Что она там будет делать? В чем ее историческая миссия, для реализации которой надо войти в Европу? Вот вопросы, требующие ответа от каждого, кто претендует на роль субъекта «евроцентричного» развития Беларуси. В свое время мы пытались дать ответ на такой вопрос, выдвигая концепцию Новой Центральной Европы (английский вариант). Но и попытка та была слишком слаба, и тема никому не была нужна (впрочем, сейчас эта тема тоже почти никому не нужна).
На приведенные выше вопросы оппозиционная публика предпочитает солидарно не обращать внимания. Оно и понятно: ведь «в Беларуси действительна Беларусь, причем, действительна как суверенная маленькая европейская страна. Все действия, направленные на воссоздание "Великой Державы" в Беларуси либо преступны в рамках этой действительности, либо иллюзорны и фантастичны». Но из поразительного для нашей оппозиции единодушия в плане отрицания любых «великих дел» вытекает еще один, очень мучительный вопрос.
Что же в реальности стоит за «маленькой европейской Беларусью»? Действительное радение за миросубъектность Беларуси, за укоренение Беларуси во всемирной истории, за реализацию ее уникальной роли в мировом развитии? Или желание расслабиться и жить «нормальной европейской жизнью», «звезд с неба не хватая» и не ввязываясь в «большую политику»?
Рассматривая монологи и дискуссии наших «европейцев», мы вынуждены давать на этот тревожный вопрос еще более тревожный ответ: интересует-то всех (или почти всех) второе! Никакого благоговения перед Беларусью нет и в помине, а есть осознание и переутверждение своей «маленькой европейскости» и фундаментальной несуверенности, за которым кроются комплексы неполноценности (русофобия), желание кайфа и «нормальной жизни».
(В этой связи вспоминается забавная заметка Александра Зимовского и возникает еще один вопрос: а не является ли основой патологической русофобии наших «европейцев», особенно молодых, банальная зависть? зависть именно не к благополучию и развитию, которого в России нет, а к «деградации под кайфом»?)
На наш взгляд, сегодня все разговоры о «западе» и «востоке», о «российском пути» и «европейском пути» надо решительно запретить. За этими разговорами нет никакого содержания, выводящего на суверенное развитие Беларуси. Такие разговоры сегодня являются словоблудием, скрывающим суть дела.
Главный вопрос состоит в организации суверенного (мирового) развития Беларуси, в формировании белорусской миросубъектности. Беларусь по факту уже в Европе. Она по факту уже в «Большой России». Но и там, и там Беларусь может сохранить свою субъектность только как развивающаяся Беларусь, как страна со своей уникальной миссией, суверенными историческими целями и победами. Поэтому все геополитические ориентации по отношению к вопросу о суверенном развитии являются, как минимум, второстепенными либо вообще внешними. Реальный идеологический раскол в белорусском обществе проходит по линии, отделяющей суверенное развитие Беларуси от всех форм неразвития (деградации, модернизации и др.). И стыдно должно быть горе-аналитикам, критикующим президента А.Лукашенко за его внешнюю политику. Этой политике много чего не достает, особенно - в концептуальном плане, но она полностью вытекает из воли к суверенной жизни. И это делает ее в тысячу раз сильнее любых телячьих мычаний в сторону Брюсселя или Москвы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |