Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.chrono-tm.org, 28.08.08
Мерет Бабаев
Завершается лето, а вместе с ним и летние каникулы. Туркменская пресса сообщает, что «тысячи детей школьного возраста отдохнули и поправили свое здоровье в детских оздоровительных центрах (ДОЦ) в живописных предгорьях Копетдага, на берегу Каспия, в лучших парковых зонах Мары, Туркменабата, Дашогуза».
Однако счастье отдохнуть и порезвиться со сверстниками в детских здравницах и центрах выпало далеко не каждому ребенку. Как правило, в летние лагеря, как по-старинке называют ДОЦы, попадают дети, чьи родители работают на государственных предприятиях и в учреждениях. Детям же, у которых папа и мама безработные, или те, чьи родители торгуют на базарах, выращивают на селе хлопок или пшеницу, шанс попасть в живописные места отдыха практически нулевой. Тем не менее, летние каникулы для всех детей, независимо от статуса их родителей, и проводилось оно детьми по-разному.
Про сельских школьников мы уже неоднократно рассказывали: как в знойные летние дни они, выпасали скотину, пропалывали сорняки на хлопковом поле, выполняли другую посильную работу по домашнему хозяйству. В то же время многие их сверстники в городах занимались сбором пустых бутылок из стекла и пластика, чистили рыбу у рыбожарок, помогали старшим торговать на базаре или за тысячу манат помогали таскать покупателям пакеты и сумки с продуктами.
Таких ребят, что с малого возраста трудятся и учатся честно зарабатывать деньги, нельзя не уважать. Однако очень многие школьники предпочитают получать легкие деньги путем попрошайничества. Сегодня не только на периферии, но и в благополучной, по сравнению с регионами, столице страны можно увидеть детей с протянутой рукой.
«Дайы (дядя), дай денег на хлеб, дай, да!», - жалобный детский голос можно услышать вечером около ресторанов, баров и кафе. Маленькие попрошайки хорошо усвоили, что нарядно одетые гости не захотят выглядеть скупыми в глазах друг друга. Тонкий расчет юных психологов срабатывает безотказно – никто не дает пацану, просящему милостыню, мелкую купюру, самое малое – это пять тысяч. Но чаще всего маленький попрошайка получает купюру самого высокого достоинства – 10 тысяч манат! А если солидные, хорошо одетые дяди и тети, от которых пахнет дорогими духами, стоят группой, то может повезти и больше, и тогда перепадет сразу несколько таких купюр, а это уже целое состояние для подростка-попрошайки.
Очень много попрошаек вертится на базарах. Сотрудники полиции стараются прогнать их. Но безрезультатно. За день «базарные» дети-попрошайки, по признанию одного из них, зарабатывают в среднем до 50 тысяч манат – чуть больше трех долларов.
- «Отец знает, что ты клянчишь у людей деньги?» – спросил у одного такого подростка мужчина, протягивая ему всю мелочь, что была в кармане.
- «Нет, если узнает – убьет», - честно признался мальчик лет двенадцати-тринадцати.
- «А зачем тогда попрошайничаешь?»
- «Как зачем?! Хочу мороженое покупать, пить пепси-колу – жарко ведь, и вообще хочу иметь свои деньги. Ведь мать с отцом не могут их мне дать…».
В большинстве случаев родители не в курсе, чем занимаются их отпрыски и как они проводят летние каникулы, но есть и прямо противоположные примеры, когда именно родители заставляют детей идти и выпрашивать деньги, вынуждают их приносить в дом еду, продукты, даже пищевые отходы для домашней скотины. Особенно много таких детей можно встретить у мест – в народе называемых «святыми» - где погребены святые улемы, пиры и ишаны.
Стайки маленьких девочек и мальчиков от 10 лет и старше спешат к машинам паломников, приезжающим совершить зиярат к Ак-ишану под Ашхабадом, на известное кладбище «Уч йуз алтмыш» в Куняургенче, к святыням Астана-баба в Лебапском велаяте.
Подойдя к прибывшим людям поближе, они тут же начинают что-то бубнить себе под нос, имитируя чтение молитвы. Делается это, чтобы выудить энную сумму у паломников, верящих в чудодейственную силу этих святых мест. Некоторые из попрошаек использует старый, не раз проверенный прием: просто подходят и жалобным голосом говорят: «Дайы, садака бер!» (дядя, пожертвуй что-нибудь). И в том, и в другом случае прием срабатывает. Взрослые, покачивая головами: мол, живем в золотом веке, а кругом нищие дети, - все же достают из карманов кошельки и отдают попрошайкам деньги.
Там, где обычно паломники режут жертвенного барана и устраивают садака (жертвенный обед), дети поджидают, когда в огромных казанах будут готовы плов, каурма, или наваристая шурпа (бульон с мясом). Тогда попрошайки подходят к паломникам с приготовленной заранее посудой. «Дайы, дайте нам тоже поесть!». И люди дают - наливают шурпу и накладывают плов доверху. Ведь они сюда, к святым местам, приезжают специально для того, чтобы дать садака всем, кто пожелает участвовать в этой ритуальной трапезе.
Однако вот что интересно. Получив свою порцию плова или другой еды, дети почему-то не набрасываются на пищу, а тут же куда-то исчезают. Глядишь, через какое-то время опять появляются с уже пустыми чашками и блюдцами и подходят к другой группе паломников, у которых варево подоспело, и приготовленную еду стали раздавать всем желающим.
- «Дети, вам же только что дали плов, куда вы его дели?» – спросил пожилой аксакал. Большинство детей промолчали. Лишь один малыш, лет десяти, сказал, что еду, хлеб, сладости, а также оставшиеся арбузные корки и другие пищевые отходы они несут домой.
- «А что, родители вас не кормят?» – не унимался аксакал.
- «Нет», - улыбнулся мальчик, - «это мы их кормим...».
В этом году начало нового учебного года совпадает с началом священного для мусульман месяца – Рамазан. Многие будут раздавать милостыню. А тем, кто забудет, дети-попрошайки напомнят привычным - «Дайы, дай садака!».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |