Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Станет ли Украина федерацией?

Политком.ру, 25.08.08

Олег Горбунов

На днях в пресс-клубе в Симферополе члены лидеры партии «Союз левых сил» и крымских организаций Прогрессивной социалистической партии Украины, партии «Русский блок» и других общественных организаций заявили, что только федерализация спасет Украину от югоосетинского сценария. О том, что может ждать Крымскую автономию, Украину в целом и какие шансы есть у страны в будущем стать федерацией, в интервью «Политкомюру» - лидер инициировавшей в Крыму пресс-клуб партии «Союз левых сил» Василий Волга, политолог Михаил Погребинский и лидер крымской организации ПСПУ Валерий Иванов.

Василий Волга, лидер партии «Союз левых сил»:

- Как можно Украину сделать федерацией и избежать обвинений в сепаратизме и уголовных преследований?

- Пункт первый. Для начала власти необходимо взять элементарный словарь по философии и почитать, чем греческое слово «federato» отличается от «separato». «Separato» – это разделение, а «federato» – объединение.

Второе. Украинский Уголовный кодекс, к счастью, не предусматривает уголовную ответственность за политические убеждения. Если кто-то из «товарищей» будет пытаться что-то «выкрутить» из Уголовного кодекса, того, чего там нет, то есть международные правозащитные организации, на которые мы будем опираться в случае, если со стороны власти будет оказываться подобного рода давление и осуществляться преследования.

Третье – о том, каким образом Украину сделать федерацией. Мы готовим на сентябрь-октябрь этого года проведение в Крыму научно-практической конференции, на которую будут приглашены ученые, политики и административные деятели из стран с федеративным устройством: европейских государств, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки. Мы пока как политическая сила формируем именно политический заказ. Мы констатируем сейчас, что унитарная форма устройства Украины используется для того, чтобы один из этносов (которые населяют нашу многонациональную страну и в которой очень непростая история формирования этносов и территорий), который населяет 5 областей Западной Украины, своим западноукраинским национализмом просто-напросто насиловал остальные 40 млн. Великой Украины. То есть унитарная форма устройства используется радикальными националистами для того, чтобы «переломить через колено» остальные 40 млн. населения великой страны. Основываясь на этом, мы формируем свой заказ: нам необходима федеративная форма устройства, при которой субъекты федерации получают во многом очень широкие права, в том числе и в гуманитарной области.

- Могут ли украинские власти попытаться отнять у Крыма автономию под предлогом профилактики югоосетинского сценария, и к чему это может привести?

- Такие голоса раздаются опять-таки со стороны западноукраинских националистов. Они говорят, что необходимо ликвидировать автономию Крыма и т.д. Но на тех «круглых столах», которые мы организовали (на днях в Крыму) абсолютно единодушно было отмечено (в Симферополе, Севастополе и в других районах Крыма), что люди очень встревожены тем, что у них хотят забрать автономию и ликвидировать самобытность такого региона, как Крым. Но для того чтобы это произошло необходимо внесение изменений в Конституцию. Мы надеемся на то, что в Украине существует достаточное количество трезвых политиков, и 300 голосов в парламенте для таких изменений Конституции не наберется.

В первую очередь, это невыгодно жителям Крыма, которые ощущают себя во многом русскими людьми. Они видят, какая мощнейшая «атака» на Восток страны (Луганскую, Донецкую, Харьковскую, Днепропетровскую области) сейчас идет в области образования и культуры. Частичная автономия Республики Крым – это хотя бы какой-то инструмент защиты от того национализма, который распространяется под покровительством Ющенко.

Мы уж надеемся, что как минимум Партия регионов не будет голосовать за ликвидацию автономного статуса республики Крым.

- Какова судьба, по Вашему мнению, Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве («Большого Договора») и Соглашения о базировании Черноморского флота (ЧФ) России в Крыму?

- Вы знаете, я очень сильно боюсь, что агрессия Грузии по отношению к Южной Осетии сильно похожа на то, что это не единичный случай, а начало каких-то комплексных мероприятий по дестабилизации всего постсоветского пространства. Это я Вам говорю как военный человек. Вот на чем я основываюсь: очень удивительная, странная агрессия со стороны Грузии! Странность заключается в том, что, если смотреть, каким образом грузины нападали на Цхинвали, до сих пор мне, как военному человеку, не понятно, почему они не взорвали Рокский туннель в первые часы агрессии? Ведь это фактически единственная «артерия», по которой вошли русские войска для того, чтобы защитить осетин, абхазов и своих миротворцев и выполнить миротворческую функцию. Такое впечатление, что грузины в данной ситуации использовались США как раздражающий фактор, который должен был вызвать Россию на ответную реакцию. А потому грузины бросили свои войска, танки и просто бежали, показывая всему миру: «Какие агрессивные русские! Смотрите, что они вытворяют!»

Меня очень сильно волнует, что Грузия – это начало одного большого плана. В этом плане, в том числе, есть и судьба «Большого Договора» между Россией и Украиной и трех приложений, которые регламентируют базирование ЧФ РФ на территории Крыма. По информации, которой мы располагаем, сейчас готовят и уже подготовлены несколько вариантов предложений со стороны Секретариата президента (СП) Украины, дискредитирующие этот Договор, и помогающие попыткам выйти из этого Договора. СП и Ющенко надеются, что если сейчас будут действовать такими неадекватными методами, каковыми являются недавние заявления, то это подвинет НАТО к тому, чтобы принять Украину и Грузию в каком-то аварийной порядке. Так что, основания волноваться по поводу судьбы этого Договора есть и основания эти серьезные.

На «круглых столах», о которых я говорил, (мы готовим на сентябрь такие же «круглые столы» в Донецке, Луганске, Днепропетровске, Харькове, Херсоне и Одессе), стало понятно, что действующая власть уже очень серьезно «достала» народ. Я боюсь, что если президент Ющенко не оставит этих своих «звериных» и не понятных простому украинцу планов, то это окончательно и радикально расколет Украину! Повод волноваться есть. Все кто, будет идти по этому пути, должны понимать: это будет окончательный раскол Украины с непредсказуемыми последствиями!

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

- Как можно Украину сделать федерацией и избежать обвинений в сепаратизме и уголовных преследований?

- Я думаю, что тема федерализации в данный конкретный момент и в ближайшие месяцы не будет очень актуальной. Хотя в перспективе, я думаю, что она появится на повестке дня, возможно, даже ближе к президентским и парламентским выборам. Да, эта реформа вполне может быть проведена, но только при условии общеукраинского понимания национального интереса. Эта должна быть какая-то вменяемая центральная власть (не сегодняшняя), которая понимает угрозы, связанные с федерализацией, и понимает, какие угрозы можно преодолеть и каким образом, идя по пути федерализации. Я не вижу сейчас (теоретически и практически) очень больших проблем для федерализации, но сначала нужно решить задачу общеукраинского понимания национального интереса, потом можно ставить задачу федерализации в плане модернизации страны, поиска взаимоприемлемых как для Востока, так и для Запада Украины парадигм развития страны. В момент, когда раскол угрожает существованию государства, идти по пути федерализации – усугублять раскол. Поэтому, грубо говоря, нужно сначала объединиться, а потом уже разъединяться.

- Кто может взять на себя ответственной за поднятие темы федерализации? Снова Партия регионов?

- Я думаю, что если Партия регионов, так же как и я, понимает, что сначала нужно выработать общую для всех элит концепцию развития страны, договориться об этом, а потом ставить вопрос о федерализации, то они могут поставить этот вопрос в ближайшие выборы. Но опять же в таком ракурсе: сначала мы, грубо говоря, принимаем закон «Об основах внутренней и внешней политики» в новой версии, который в принципе устраивает и Запад и Восток. Это несложно сделать. Сейчас были проведены опросы общественного мнения по отношению населения к грузино-югоосетинскому конфликту, и тут с большим перевесом лидирует такая точка зрения: «Занять нейтральную позицию». Причем она лидирует во всех регионах – на Западе, в Центре и на Востоке! Это и есть основа для общеукраинской позиции. Хотя есть сильные различия: на Востоке поддерживают Россию, на Западе – Грузию. Но доминирующая позиция для всей Украины – это занять нейтралитет. Вот это – основа для общеукраинского взгляда. После договоренностей о том, что власть в Киеве ведет именно такую (нейтральную) политику, можно проводить курс и принимать закон о федерализации, не боясь при этом потерять страну.

- Могут ли украинские власти попытаться отнять у Крыма автономию под предлогом профилактики югоосетинского сценария, и к чему это может привести?

- Я думаю, не могут. Ющенко и его команда хотели бы это сделать, и есть даже соответствующие предложения со стороны наиболее активных и агрессивно настроенных антироссийских сил, но дело в том, что они даже в своем лагере не пользуются плотной поддержкой. Поэтому реализовать это они не могут. Но они могут, пользуясь своим контролем, например, над Службой безопасности Украины или военными, устраивать разные проблемы, которые только будут усугублять ситуацию, что, в сущности, они и делают. Но поменять ситуацию радикально эти люди не в состоянии, потому что президент пользуется малой поддержкой населения (около 7%), и ни одна из крупных политических сил его в этом не поддержит.

- Какова судьба, по Вашему мнению, Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве («Большого Договора») и Соглашения о базировании Черноморского флота (ЧФ) России в Крыму?

- Дан толчок к пересмотру обоих документов, или новой версии, или просто принятию каких-то дополнительных соглашений. Во всяком случае, президенту Ющенко придется вносить какие-то дополнения и уточнения, ограничивающие своеволие сторон в этой ситуации, и которые избавили бы население от угрозы военной риторики с разных сторон. Так что, я не думаю, что как «Большой Договор», так и Соглашение о пребывании ЧФ могут «выжить» в том виде, в каком они существуют.

Валерий Иванов, лидер крымской организации Прогрессивной социалистической партии Украины:

- Как можно Украину сделать федерацией и избежать обвинений в сепаратизме и уголовных преследований?

- Ситуация в Крыму развивается немного по-другому, чем в Южной Осетии и Грузии. В данном случае Крым является субъектом автономии на территории Украины. Вообще, принцип федерализации поможет децентрализации власти в Украине. Вы сами понимаете, что 5 западных областей Украины сегодня держат «в тонусе» всю Украину. Предоставление федерального статуса этим областям давало бы право нам более спокойно жить. И им, в свою очередь, спокойно расставлять своих «Шухевичей» во всех областях, но не трогая при этом центральную власть. Поэтому федерация в Украине, которую предложила Наталья Михайловна Витренко (лидер ПСПУ) еще в 2004 г., и в 2006 г. включенная в избирательную программу Блока Витренко, - это единственное спасение Украины от нагнетания подобных ситуаций.

- Какие реальные меры можно к этому предпринять?

- Достаточно 300 голосов в парламенте Украины. С учетом предвыборных обещаний тех политических сил, которые формируют Верховную Раду Украины, этого достаточно.

- Могут ли украинские власти попытаться отнять у Крыма автономию под предлогом профилактики югоосетинского сценария, и к чему это может привести?

- В Конституции Украины заложено, что в составе Украины находится Автономная Республика Крым. Она имеет свою Конституцию, которая утверждена законом Украины «О Конституции АРК». Право внесения изменений в нее имеет только парламент автономии. Поэтому законных путей лишения статуса автономии у Крыма нет. Но мы знаем о том, что президент Украины победил через «третий тур» избирательной кампании, который являлся антиконституционным и т.д. Поэтому если будут неконституционные действия, то они будут порождать неконституционные ответные реакции.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ