Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.08.2008. Eurasianet
Стефан Бланк профессоро Военного колледжа армии США
Россия, подвергающаяся все возрастающей критике со стороны Запада за свое агрессивное поведение в Грузии, может обрести поддержку среди государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, когда те соберутся на свой очередной ежегодный саммит в Душанбе. За ходом саммита 28-29 августа будут пристально наблюдать США и Евросоюз, дабы получить более детальное представление о дипломатических намерениях Москвы по целому ряду направлений, особенно по вопросу иранской ядерной программы.
Главы государств шести стран-участниц ШОС, а именно Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, соберутся на встречу в столице Таджикистана. Помимо постоянных стран-участниц, на заседании будут присутствовать высокопоставленные должностные лица из Индии, Ирана, Монголии, Пакистана и Туркменистана. 24 августа, ссылаясь на соображения безопасности, таджикские власти закрыли границы страны, сообщает веб-сайт Gazeta.kz. Страна будет недоступна для внешнего мира вплоть до 30 августа, говорится в сообщении.
Участники саммита уже обозначили, что кризис на Кавказе займет одно из центральных мест в повестке дня предстоящего мероприятия. Как отметил официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства, выступая на брифинге в Пекине, государства-члены ШОС "могут обсуждать интересующие их вопросы, ….включая и вопрос о Южной Осетии". То, что Китай поддержит действия России на Кавказе, дело предрешенное. Как ожидается, в ответ Россия и центральноазиатские страны выразят недвусмысленную поддержку агрессивной политике Пекина по искоренению "трех враждебных сил" нестабильности – терроризма, сепаратизма и экстремизма – среди неспокойного мусульманского населения на западе Китая.
Возможно, ключевой момент заседания в Душанбе не будет фигурировать в официальной повестке дня. В рамках предстоящего саммита российский президент Дмитрий Медведев проведет первую встречу со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом. Учитывая, что кавказский кризис привел к параличу российского сотрудничества с Западом, эксперты всего мира полагают, что Россия может сделать выбор в пользу расширения своего ядерного сотрудничества с Ираном либо объявить, что блокирует в Совбезе ООН все попытки по введению новых экономических санкций в отношении Тегерана. Встреча между Медведевым и Ахмадинежадом должна недвусмысленно дать понять о планах России в отношении иранской ядерной программы.
Душанбинский саммит, похоже, превратится в мероприятие, на котором США будут подвергнуты резкой критике. Но это вовсе не означает, что среди стран-участниц ШОС царит единодушие, способное превратить слова в скоординированные действия. В своем интервью официальному китайскому информагентству "Синьхуа" лидер Таджикистана Эмомали Рахмон выступил в поддержку потенциала ШОС. "ШОС может стать неотъемлемой частью глобальной системы безопасности и центром мирового экономического развития", – отметил президент страны, которая будет принимать саммит ШОС.
Разумеется, сохраняется возможность, что шесть государств ШОС расширят свое сотрудничество в сфере безопасности. Но разные экономические приоритеты не дадут им укрепить сплоченность в рядах организации.
Так, например, серьезные противоречия вызывает идея России использовать ШОС в качестве основы для создания энергетического клуба. Очевидно, что Москвой главным образом здесь двигает стремление не дать центральноазиатским странам экспортировать энергоносители в обход России. Основным недостатком российских планов по созданию картеля является то, что это противоречит интересам Китая, закупающего большие объемы энергоносителей, а также стран-экспортеров – Казахстана и Узбекистана.
Соперничество между Китаем и Россией за влияние в ШОС также мешает процессу укрепления организации. За исключением взаимного неприятия американского стратегического присутствия в Центральной Азии, Москва и Пекин расходятся по целому спектру вопросов. Москва больше заинтересована в использовании ШОС как механизма военного сотрудничества, тогда как Китай ставит во главу угла ее потенциал в плане расширения торговых связей. В совместном заявлении, принятом по итогам двусторонней майской встречи Медведева с председателем КНР Ху Цзиньтао, выражалась солидарность по целому ряду стратегических вопросов, в частности, в отношении потенциального принятия в НАТО Украины и Грузии. Но две страны так и не смогли прийти к согласию по другим аспектам, таким как поставка энергоносители и продажа вооружений.
Установлению духа сотрудничества мешают не только сложные российско-китайские отношения, но и разногласия между центральноазиатскими государствами-членами ШОС. Возможно, самой большой проблемой является соперничество за господствующие позиции в Центральной Азии, развернувшееся между Казахстаном и Узбекистаном. Еще одним спорным моментом стал конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном, недавно вспыхнувший вновь, когда председатель Верховного суда Таджикистана Нусратулло Абдуллоев обвинил узбекское правительство в причастности к теракту 2007 года в здании Верховного суда. Это лишь самый свежий из примеров атмосферы взаимного подозрения, давно и прочно установившейся между Ташкентом и Душанбе.
Сможет ли ШОС оправдать ожидания Москвы в долгосрочной перспективе? Поживем – увидим. Нынешний же саммит в Душанбе, похоже, решит сиюминутные задачи Москвы, обеспечив ей дипломатическую поддержку. Если же Россия выразит желание серьезно расширить ядерное сотрудничество с Ираном, Кремль может усугубить и без того сложную дилемму, стоящую перед международным сообществом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |