Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
KM.ru, 11.09.08
Инициатива Турции по созданию «Платформы мира и стабильности на Кавказе» обусловлена тем, что Анкара очень сильно раздражена вторжением внерегиональных сил в регион, в частности, Соединенных Штатов и Запада, которые ведут к дестабилизации ситуации. И в Анкаре это отлично понимают. Мало того, что в свое время вторжение США на Ближний Восток создало серьезнейшую проблему для Турции ввиду возникновения в Ираке не подконтрольного никому анклава курдов, который теперь превратился в военную базу против Турции за освобождение курдских земель.
Теперь же дестабилизирована ситуация в Грузии, благодаря поощрению Соединенными Штатами агрессора в лице Саакашвили. Сейчас под угрозу поставлена транспортировка нефти через Турцию. Под угрозу поставлены связь с Азербайджаном, строительство железной дороги, газопровода, самого транзита товаров через территорию Грузии. Помимо этого - атаки на Иран, которые США пытаются осуществить с использованием плацдарма в Закавказье. Все это может ввергнуть регион в крупнейшую военную катастрофу.
Турки уже поняли, что американцам нельзя давать возможность беспредельничать в Закавказье. Это становится ударом для их собственных интересов. Отсюда - и такая инициатива, которая, по существу, направлена на то, чтобы ограничить влияние внерегиональных сил, замкнуть международные отношения в Закавказье на региональные державы: Россию, Турцию и Иран. И внутри этой узкой компании договориться о правилах поведения. В том числе и о том, чтобы не размещать на территории своих стран военные базы иностранных государств, о принципах разрешения межнациональных конфликтов. Также стороны могут договориться о балансе военных сил в регионе. Это еще предстоит обсуждать. Мне детали этого плана не известны, поскольку пока он носит секретный характер.
При обсуждении этих вопросов будут возникать вполне естественные сложности, связанные с конфликтом по Нагорному Карабаху. Но это не является непреодолимой проблемой, потому что все это развивается в ситуации, когда Грузия фактически распадается. Отделение Южной Осетии и Абхазии, превращение их в независимые государства - это только первый шаг. В дальнейшем от Грузии могут отделиться и другие регионы, в частности, Аджария, Мегрелия, а также Самцхе Джавахети и Квемо Картли, населенные армянами и азербайджанцами.
Если они отделятся от Грузии, то могут быть интегрированы в состав Азербайджана, который таким образом получит территориальную компенсацию за потерю Нагорного Карабаха. Азербайджан может пойти на такой размен, тогда все останутся при своих интересах. И тогда на этой базе можно будет создать такой региональный альянс, который зафиксирует новый статус-кво. И Грузия перестанет существовать в ее нынешних границах: она будет состоять из маленьких государств. Армения же и Азербайджан таким образом решат свои проблемы.
Возможно, Нагорный Карабах будет признан независимым или станет частью Армении. Но по этому вопросу они сами договорятся. Такой баланс в регионе будет гарантирован тремя державами: Россией, Турцией и Ираном. Будут четко договорено, что никто не войдет в состав НАТО и не разместит его базы на своей территории. Если такие развязки будут найдены и страны смогут найти компромисс между собой, то этот план вполне может быть осуществлен.
К инициативе же России стать посредником между Арменией и Азербайджаном по вопросу Нагорного Карабаха я отношусь достаточно настороженно, поскольку этот вопрос можно урегулировать только в более широком региональном контексте, но без участия Запада. Но для этого необходимо принципиальное согласие Армении, Азербайджана, Турции, Ирана и России. В этом случае Россия может выступить посредником и предложить странам такой размен.
Но, пока нет ясной картины, я бы не спешил на месте России выступать в роле посредника, поскольку, в конце концов, все шишки могут обрушиться на Россию. Саакашвили уже упрекает нашу страну в том, что мы виноваты в этих конфликтах, что якобы российские миротворцы не выполняют своих функций и навязывают режимы Кокойты и Багапша. В итоге Грузия обвинила во всем Россию.
Если же мы сейчас возьмем посредническую миссию, то во многом нас сможет обвинить Азербайджан. На месте нашей стороны я бы не спешил с таким вариантом решения этого вопроса. Это может втянуть Россию в очень опасную ситуацию. Если же мы договоримся по вопросу нового территориального размежевания в Закавказье, это одно. Пока же такой договоренности нет, России не стоит брать на себя роль единственного посредника.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |