Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
KM.ru, 12.09.08
Михаил Александров , заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ
Лично мне с заявлениями Кокойты все понятно. Дело в том, что, конечно, стратегическая цель Южной Осетии - объединение с Северной Осетией. Об этом многократно говорилось, на это указывают многие югоосетинские правительственные, государственные документы и акты. Но сейчас ситуация такая, что России очень несподручно, чтобы Южная Осетия немедленно объединялась с Северной Осетией, поскольку это даст повод обвинить Россию в аннексии якобы грузинской территории. Об этом постоянно долдонит Саакашвили на всех международных форумах.
Чтобы не давать эту дополнительную аргументацию Саакашвили, его сторонникам за рубежом, Россия не идет на это. Нет необходимости немедленного формального объединения Северной и Южной Осетии. Поскольку реально объединение уже происходит, граница открыта фактически с Южной Осетией. Там совместные заседания правительства проводятся, расходы включены в бюджет Северной Осетии, т. е. де-факто объединение идет. С де-юре надо подождать до более благоприятного момента в международной политике - и тогда совершить формальный акт объединения, который просто подведет итог тому фактическому объединению, которое уже происходит и к тому моменту произойдет окончательно. Так что тут все ясно.
Что касается ситуации с Грузией, то мы видим, что там продолжается довольно противоречивая политика с нашей стороны. В частности позиция по зонам безопасности, которая несколько была разъяснена Министерством иностранных дел. Речь идет о том, что войска из зон безопасности будут выведены только после направления туда наблюдателей Европейского союза. Но я считаю, что просто направления наблюдателей недостаточно, потому что мы знаем, как эти наблюдатели наблюдают. Они наблюдают с одного угла и в пользу одного государства.
Необходимы еще гарантии демилитаризации Грузии. То, что Евросоюз дает какие-то гарантии ненападения Саакашвили, это фиговый листок, необходимы реальные гарантии. Должно быть подписано международное соглашение Грузией, где были бы установлены лимиты на вооружение, на численность армии, на нахождение на территории Грузии иностранных советников и введен жесткий режим инспекции, который будет контролировать выполнение этих обязательств Грузией. Только после этого можно выводить войска из зоны безопасности. А так получится, как всегда. Сейчас мы пойдем на компромиссные решения, а в результате они обернутся против нас, Саакашвили опять милитаризует страну, создаст дееспособные Вооруженные силы и будет ждать момента, чтобы нанести удар.
Россия может оказаться втянутой в какую-нибудь конфронтацию в другом регионе, например, на Украине или в Средней Азии. Мало ли что там может произойти. А он будет ждать момента, когда Россия окажется втянутой в другой конфликт. Саакашвили нанесет удар своими Вооруженными силами в тот момент, когда у России не будет сил эффективно противостоять этому. Поэтому надо создать такие реальные гарантии, чтобы не было милитаризации Грузии. Хотелось бы, чтобы наш МИД более четко излагал эти позиции на международной арене и требовал выполнения этих решений. А то Лавров заявляет, что, мол, ему неважно, что там подписывает Саакашвили. Ну, конечно, с одной стороны, это, может быть, и неважно, но, с другой стороны, важно добиться, чтобы он подписал юридически обязывающие документы, о которых российская сторона уже давно говорит. Необходим договор о неприменении силы, где содержались бы гарантии демилитаризации Грузии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |