Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Молодежь Эстонии", 08.09.08
Илья Громов
Инициаторы создания Русской культурной автономии никак не могут получить от Министерства культуры Эстонии разрешение на составление списка своих членов. С момента подачи заявки прошло уже более двух лет, но воз и ныне там.
30 марта 2006 года некоммерческое объединение «Русская культурная автономия», возглавляемое председателем Русской партии Эстонии Станиславом Черепановым, представило в Министерство культуры ходатайство о составлении списка членов русского национального меньшинства, согласно требованиям Закона о культурных автономиях национальных меньшинств.
В 2006-2007 годах велась обширная переписка между заинтересованными сторонами и канцлером права. Безрезультатно. У Министерства культуры возникло сомнение: может ли возглавляемое политиком и юристом Черепановым объединение «Русская культурная автономия» считаться культурной организацией, и пользуется ли оно достаточно широкой поддержкой русской общины. Министерство обвиняет Черепанова в нежелании предоставить дополнительные данные о своем объединении. Ходатайствующие о регистрации автономии указывают на искусственное затягивание Министерством культуры процесса регистрации.
19 мая 2008 года Таллиннский административный суд обязал Министерство культуры в 30-дневный срок рассмотреть вопрос о регистрации Русской культурной автономии. 18 июня 2008 года Министерство культуры подало апелляцию в Таллиннский окружной суд. Дело в суде и поныне.
Суть недопонимания
Глава инициативной группы по созданию Русской культурной автономии, лидер Русской партии Эстонии Станислав Черепанов:
«В марте 2006 года мы подали заявление в Министерство культуры о том, что хотели бы в соответствии с законом начать собирать данные русских, проживающих в Эстонии и имеющих гражданство. Сначала составляются списки меньшинства (тех, кто захочет вступить), затем происходят выборы. На данный момент свои автономии создали финны и шведы. Министерство культуры опубликовало, согласно закону, информацию в прессе. Там было сказано: «Просим все общества русского национального меньшинства, желающие сотрудничать с авторами инициативы, представить свои предложения в министерство в течение месяца». И тут мы встретились с противостоянием со стороны лиц, связанных с Центристской партией, да и в СОРСЭ на этот счет также выразились негативно. В течение этого месяца другие общества желания сотрудничать не выразили, но мы выполнили все, что требуется по закону. Тем не менее решение затягивалось.
Нам пришлось обращаться к канцлеру права Алару Йыксу, который дважды признавал нарушение Министерством культуры закона и дал срок для принятия решения в декабре прошло года, но Министерство культуры не сочло нужным выполнить требование канцлера.
После почти двухгодичной безрезультатной переписки мы обратились в суд. Суд обязал Министерство культуры принять решение, теперь они обжаловали это решение в суде второй инстанции. Сложилась ситуация, что в Эстонии чиновник может не принимать решения и не давать ответа почти три года. Естественно, мы не говорим о том, что решение обязательно должно быть положительным. Нам никто не говорит ни да, ни нет. И это непонятно».
Катрин Арвисто, сотрудник пресс-службы Министерства культуры:
«Согласно Закону о культурной автономии, у русского национального меньшинства в Эстонии есть право на ее создание. В том же законе говорится, что право на создание автономии имеют культурные объединения и их союзы. Но ни у Министерства культуры, ни у Бюро министра по делам народонаселения не имеется никаких данных о конкретной деятельности объединения «Русская Культурная автономия» в области культуры. Представитель данного объединения за-прашиваемой нами информации не предоставил и отказался от встречи с министром культуры. Кроме этого проживающие в Эстонии русские не оказали поддержки ходатайству господина Черепанова.
После публикации в двух ежедневных газетах информации о ходатайстве мы не получили ни одного заявления в поддержку начинания недоходного объединения «Русская культурная автономия». В то же время Ассоциация русских культурных организаций Эстонии, Союз русских просветительных и благотворительных обществ Эстонии, «Русский Дом» и другие крупные русские культурные объединения Эстонии публично высказали свою негативную позицию относительно намерений господина Черепанова».
По словам Катрин Арвисто, при запросе дополнительной информации Министерство культуры исходило из статьи 6 Закона о делопроизводстве, согласно которой надзорные органы обязаны прояснять все необходимые значимые обстоятельства, касающиеся рассматриваемого дела, и при необходимости наводить справки по собственной инициативе.
«Сообщали о себе, и готовы снова эту информацию предоставить, — заявляет Черепанов, — но нам предлагают, как в старой доброй комсомольской организации: «Расскажите о себе еще что-нибудь». Право инициировать создание автономии гарантировано Конституцией и Законом о культурной автономии нацменьшинства. Никаких требований предоставления дополнительной информации ни в одном правовом акте нет. Представьте, что вы приходите в авторегистр получать водительское удостоверение (естественно, сдав необходимые тесты), а чиновник вам говорит: «Права выдать не можем, так как мы вас не знаем, вас никто не поддерживает, да и информации о вашей деятельности маловато...»
Потому мы и заняли такую позицию в суде. Мы сделали все, что требует закон. Толкованием закона должен заниматься суд, а не Министерство культуры. Пусть следят в прессе о тех мероприятиях, которые мы проводили. Например, о «Дне народного единения», который проводится не один год и который всегда широко освещался прессой и телевидением».
Чего хотят
«Мы, — говорит Станислав Черепанов, — как национальное меньшинство (а мы действительно де-факто таковым являемся — нас здесь меньше) заинтересованы в сохранении и поддержании своей культуры в Эстонии, и самое главное для нас — вопрос образования. Сейчас образование постепенно переходит на эстонский язык, и мы не можем этому препятствовать. Те люди, которые хотели бы дополнительно к существующей системе образования давать своим детям еще и русское образование, могли бы делать это через культурную автономию. Мы могли бы открывать и в эстонских школах, и в пока еще русских школах дополнительные классы с углубленным изу-чением русского языка, литературы, русской истории и так далее. Все это должно быть добро-вольным для тех родителей, которые пожелают дать своим детям дополнительное образование. Ну, и, разумеется, автономия должна брать на себя решение вопросов, связанных с культурой».
Не требуется
Отсутствие поддержки, которую русские общественные организации не спешат оказывать ини-циаторам создания Русской культурной автономии, объясняется, по крайней мере, официально, следующим. Представители Союза российских соотечественников считают, что для регистрации автономии еще не пришло время. Основные препоны заключаются в принятом, точнее, восстановленном в 1993 году Законе о культурных автономиях 1925 года. По мнению соотечественников, он нуждается в серьезной доработке.
«Автономия нам не нужна, — заявляет председатель Союза объединений российских соотечественников Сергей Сергеев. — Дело в том, что этот закон создавался в начале 20-х годов, когда процентное отношение иноязычного населения было совершенно другим. Сейчас этот закон, если и подходит, то лишь тем национальностям, которых насчитывается менее одного процента от общего числа жителей. Многие его положения не ясны и противоречивы; формулировки юридически некорректны; определение меньшинства, данное в законе и основанное на наличии эстонского гражданства, не соответствует реальной ситуации в Эстонии и вызывает критику со стороны международных экспертов. Более того, в редакции 1993 года отсутствуют ключевые положения закона 1925 года, связанные с финансированием автономии. Думаю, Министерство культуры понимает, что в данной ситуации это будет мертворожденное дитя».
Закон, по словам Сергеева, совершенно не вписывается в современную систему и практику защиты прав меньшинств ни на уровне ООН, ни в рамках Совета Европы, не отвечает требованиям и минимальным стандартам рамочной Конвенции по защите национальных меньшинств и Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам.
Несовершенство Закона о культурных автономиях признает и сам Станислав Черепанов. Вместе с тем, считает он, основные положения закона позволяют начать работу:
«Закон предусматривает возможности финансирования автономии из государственного и местного бюджетов. И, как показывает практика, и финны, и шведы, которые создали свои культурные автономии, имеют строку в госбюджете, Минфин выделяет им деньги. Сейчас создалась непонятная ситуация, когда определенные политические силы не хотят принимать никакого решения по этому вопросу. Культурная автономия не исключает деятельности не входящих в нее национальных культурных организаций. Более того, eсли большинство местных русских хотят видеть автономию, но с другими лицами во главе — пусть присоединяются и переизбирают. Ничего равно-ценного культурной автономии не предлагается. Теоретизировать на эту тему можно сколько угодно, но на практике автономия — единственная реальная возможность русским самим сделать что-то для себя, получив государственные гарантии сохранения русского языка, возможности образования на родном языке и русской культуры в Эстонии».
Надо — не надо?
Владимир Вельман, депутат Рийгикогу:
«Я категорически против этого Закона о культурной автономии потому, что Эстонии уже давно пора ратифицировать европейскую Конвенцию по защите национальных меньшинств в полном объеме. Просто культурная автономия — вообще нонсенс в сегодняшнем мире. Искусственно загонять себя в гетто никто не намерен. Заявка подана больше двух лет назад. Я был в комиссии Министерства культуры по этой проблематике, и я сразу же сказал, что не намерен играть в эти игры. Автономия на сегодняшний день никому не нужна — ни самим русским, ни эстонскому государству».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |