Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.09.2007, http://www.russians.kz
Акиму Восточно-Казахстанской области
г-ну Бергеневу А.С.
Акиму г. Усть-Каменогорска
г-ну Касымжанову Т.Ж.
Секретарю областного маслихата
г-ну Ахаеву В.И.
Секретарю Усть-Каменогорского городского маслихата
г-ну Набиеву Е.А.
Председателю Совета общественности при акиме ВКО
г-ну Лопаткину В.Ф.
Заведующему исполнительным секретариатом
малой Ассамблеи Восточного Казахстана
г-ну Рукину А.И.
Редактору газеты "Flash" Данилевскому Д.Г.
Директору газеты "Мой город" Черкашину Е.С.
17апреля 2008 г. депутаты маслихата г. Усть-Каменогорска большинством голосов проголосовали за переименование улиц Ушанова, Пролетарской, Казахстанской.
В газете "Мой город" (24 апреля 2008 г.) в статье "Что в имени тебе моем?" опубликован фрагмент выступления на сессии маслихата по поводу переименования улиц доктора социологических наук профессора ВКТУ Таныштык Калдыбаевой. Приведем его полностью.
"Мы хотим видеть Усть-Каменогорск казахстанским городом. Мы хотим видеть сегодня в обществе атрибуты казахстанской истории и культуры. Не лишайте нас такой возможности. Избавьте нас от позора, когда переименование улиц вызывает такой ажиотаж... Мы представители народа, мы вас избрали. Мы отдали вам свои голоса, чтобы вы говорили от нашего имени".
Представляется, что это выступление должно было вызвать у депутатов если не возмущение, то ряд вопросов:
1) В каком государстве, по мнению госпожи Калдыбаевой, находится Усть-Каменогорск, если она хочет видеть его казахстанским?
2) Мнения жителей улиц Ушанова, Пролетарской, Казахстанской - это позор?
3) Кто эти "мы", названные профессором представителями народа, которые отдали за депутатов свои голоса, и они должны теперь говорить "от нашего имени"?
К величайшему сожалению, никакой реакции депутатов не последовало. Неужели столь жестким было давление на депутатов? Неужели подобные "перлы" доктор социологии преподносит студентам?
Мы не уполномочены говорить от имени всего народа. Обратимся к четко высказанным критериям по этой проблеме Президента Н.А.Назарбаева:
"Непродуманная "кавалерийская" работа ономастической комиссии ' также внесла свою деструктивную лепту. Массовые переименования улиц, населенных пунктов и даже крупных городов носили однобокий характер, не учитывая общественного мнения, этнического состава населения, а иногда и вековых традиций, и главное - психологии массового сознания". (Н. А. Назарбаев. К обновленному Казахстану - через углубление реформ, общенациональное согласие. Алма-ты, 1994, с.13-14).
Итак:
1) Однобокий характер переименований. Он налицо в действиях городского маслихата и акимата.
2) Учет общественного мнения (или позора, по заявлению госпожи Калдыбаевой) на бумаге как будто учитывается. При переименовании улиц Ушанова, Пролетарской, Казахстанской провели даже социологический опрос специалисты "Ассоциации социологов и политологов Казахстана".
В опросе приняли участие 400 человек. На вполне закономерные вопросы: как проводился опрос (анкетированием, телефонным опросом, какими-то другими методиками опрашивались жители указанных выше улиц или вообще жители города, численность, процент положительных и отрицательных ответов) ответа не последовало. Тем не менее этот "опрос" был принят во внимание депутатами при решении вопроса о переименовании улиц.
3) Учет этнического состава населения. Обратимся к материалам всесоюзных переписей населения и к итогам переписи 1999 г. Республики Казахстан. В г. Усть-Каменогорске, согласно переписям, этнический состав населения был следующим:
1926 г. - казахи - 4,9%, русские -81,8%, другие-13,3%;
1939 г. - казахи - 6,9%, русские-83,8%, другие - 9,3%;
1959 г. - казахи -4,4%, русские-83,9%, другие - 11,7%;
1970 г. - казахи - 3,8%, русские -86,5%, другие-9,7%;
1979 г.- казахи - 6,9%, русские -84,5%, другие-8,6%;
1989 г. - казахи - 10,6%, русские - 81,5%, другие - 7,9%;
1999 г. - казахи - 19,4%, русские - 74,3%, другие - 6,3%.
4) Учет вековых традиций. Городу без малого 300 лет. Его традиции зафиксированы в трудах сотен зарубежных и российских исследователей, начиная с XVIII века.
5) Учет психологии массового сознания. 2500 граждан, проживающих на улицах Пролетарской, Ушанова, Орджоникидзе, довольно ярко иллюстрируют и этот критерий, высказанный Президентом.
Не пора ли депутатам маслихата, акимата обратиться к этим указаниям, а также правительственным документам.
Можно слышать от некоторых представителей городских властей: "Концепция государственной ономастической работы в Республике Казахстан" не закон и следовать ей необязательно. Напомним - это концепция правительства Республики Казахстан, т.е. основная точка зрения, руководящая идея. Так почему же мнения небольшой группы людей, предлагающих те или иные переименования, учитываются, а "Концепция" правительства не принимается во внимание? Мы имеем в виду присвоение той или иной улице имен людей заслуженных, но, согласно "Концепции", это возможно только через 5 лет после их смерти. С нарушением названы улицы Протозанова, Кайсенова, Чистякова.
И в то же время Областное управление по развитию языков официально в областной газете "Рудный Алтай" заявляет: "В соответствии с "Концепцией государственной ономастической работы в Республике Казахстан" принятие мер по упорядочению названий улиц Усть-Каменогорска будет продолжено". (Рудный Алтай, 26 июня, 2008 г.)
Такое заявление можно только приветствовать, если "упорядочивать" городские власти будут улицы, имеющие наименования, не несущие никакой смысловой нагрузки. А их более чем достаточно - Паровозные, Тупиковые и др.
Вернемся однако к вопросу об учете мнения граждан. Вспомним, при переименовании улиц Краснооктябрьской, Новошкольной, Юбилейной, Луговой (ныне Ауэзова, Абая, Михаэлиса, Серикбаева) и некоторых других возражений со стороны граждан, проживающих на них, не было. "Позор" (по госпоже Калдыбаевой) или активное возражение граждан, т.е. их мнение присутствует только тогда, когда бесцеремонно переименовываются улицы, название которых связано с историей города и области (набережная Красных Орлов, Ушанова, Пролетарская).
В связи с этим приведем еще два, на наш взгляд, весьма важных высказывания Н.А. Назарбаева.
"Уважение к своей истории, какой бы горькой она ни была, свойственно, по-моему, любому современному цивилизованному обществу.
...Народ, который не уважает свою историю, - не уважает себя. ...Истории не нужны ни прокуроры, ни адвокаты - ей нужны исследователи. Бережное отношение к истории - лучший гарант того, что сегодня и завтра мы не повторим новых трагических ошибок. Мне кажется, пора уже оборвать перманентную цепь шельмования всех и вся. Те, кто в этом особенно преуспевают, почему-то не задумываются о том, что это не лучшая из доморощенных традиций, завтра и по ним ударит, ударит неизбежно". (Н. А. Назарбаев. Без правых и левых. М. 1991., с. 144-145).
И еще: "Было бы наивным закрывать глаза на те бесспорно позитивные моменты, которые были в недавней истории всех народов, в том числе и казахского. Неоспоримо, что за семь с лишним десятилетий - по существу ничтожно малый отрезок времени - проведена грандиозная модернизация экономики и некогда патриархального образа жизни людей. А ведь этих успехов добились не инопланетяне, а мы с вами, наши отцы и деды. Пройденный путь - это наше общее прошлое с его победами и поражениями, радостями и трагедиями. А тот, кто придерживается другого мнения, пусть для себя уяснит: с его стороны было бы по-человечески непорядочно упрекать людей старшего поколения в исторической бессмысленности или ничтожности их дел и поступков". (Н. А. Назарбаев. Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана.// Материалы IV сессии Ассамблеи народов Казахстана. Алматы, 1997, с.66).
Предлагаем господам депутатам маслихата г. Усть-Каменогорска, другим власть предержащим города и области просто пройти по улицам города, не промчаться на государственных авто, а пройти и посмотреть на названия многочисленных магазинов, кафе. Много ли увидят они названий на государственном, на русском языках? Увы! Большинство на псевдоанглийском языке. А иногда такие названия просто оскорбительны для великих людей мира, как, например, маленький обувной магазин им. Аль Фараби - это рядом с магазином "Ивушка".
Возникает закономерный вопрос: только русские названия вас не устраивают?
Есть еще несколько вопросов:
- в чем провинился пролетариат г. Усть-Каменогорска, что ликвидирована улица Пролетарская?
- можете ли вы назвать хоть одну улицу в мире, которая названа именем страны, как названа, уже бывшая, ул. Ушанова - Казахстан?
- какую смысловую нагрузку несет наименование города Семей?
- куда и на каком основании исчезли с географических карт и дорожных указателей наименования населенных пунктов: Ска¬листое, Никитинка, Игоревка, Филипповка, Саратовка, Георгиевка, Терентьевка, Николаевка, Дивинка, Олеговка, Маралиха, Платово, Пугачево, Горное, Черняевка, Алексеевка и десятки других названий?
- доживет ли город Усть-Каменогорск под своим исконным названием до своего 300-летия?
Получить внятные, конкретные ответы на поставленные вопросы крайне важно в преддверии принятия "Закона об ономастике", который, по нашему убеждению, должен широко обсуждаться и получить одобрение в широких кругах общественности среди историков, географов, краеведов, национально-культурных центров народов, на протяжении веков проживающих на нынешней территории Республики Казахстан.
Восточно-Казахстанский филиал РСД "Лад" О. Навозов
Восточно-Казахстанское областное общество славянской культуры
А. Яковлев
Русский национально-культурный центр Л. Карташев
Русская община Рудного Алтая О. Масленников
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |